Главная » Файлы » Выполненные работы » Разное [ Добавить материал ]

Гражданство — право или статус? Семестровая по политологии

[Скачать с сервера (21.2Kb) - бесплатно] 02.10.2010, 00:44

Введение

Когда я был маленьким мальчиком слово Россия всегда вызывало у меня всплеск чувства патриотизма и желания доказать иностранцам «кто тут лучший» вместе со всеми другими, «родными», россиянами. Когда видел победы наших спортсменов  на олимпиаде наступал момент большой гордости, впрочем, поэтому долгое время я мечтал стать спортсменом, что бы отстаивать честь страны. А когда видел выступления Ельцина по телевизору меня пронизывал стыд, потому что даже тогда казалось, что он выглядит недостаточно интеллигентно …

Своё будущее я всегда связывал со своей страной. Выбирая будущую профессию я думал о Родине, поэтому мечтал стать к примеру спортсменом или изобретателем, что бы все потом знали, что это изобрёл человек из России! В общем всё это в мечтах и осталось, детство вышло не плодотворным, я был обычным застенчивым необщительным ребёнком, которому даже спортом за пределами квартиры позаниматься не удалось. Но на род моих занятий это повлияло. К 15 годам я стал капитаном сборной России, но не реального, а виртуального мира, по компьютерной игре. Это дало мне шанс уже на тот момент в какой-то мере отстаивать честь страны на международных соревнованиях.  Везде и всегда я считал, что нет ничего важнее, чем это чувство принадлежности своей стране, даже не смотря на какие-нибудь трудности жизни и бедность, что все так же находятся в этом потоке вдохновляющего патриотизма…

Оказалось я далеко не прав. Самый умный и уважаемый человек для меня в то время была моя школьная учительница по алгебре и геометрии. Её точка зрения всегда была очень важна для меня. И вот, в середине 11 класса, перед «выходом в жизнь», в вроде обычной беседе с ней я был повергнут в настоящий идеологический шок. Потому что её сердечным желанием было, что бы я доучился, потом нашёл работу за границей и жил там припеваючи... потому что жизнь одна… а жизнь там лучше. Со временем я понял, что многие люди не так преданы своей стране. И не обязательно с самого детства. Просто со временем, в определённом возрасте отношение к Родине может поменяться. Почему так происходит? Какие последствия это несёт? Цель это реферата разобраться в понятии «гражданство», и выяснить какую роль играет гражданство в жизни современного человека и государства, а так разобраться в правовых аспектах данного вопроса.

Понятия граждан и подданный

В современном мире гражданство характеризует принадлежность лица к определённому государству, его устойчивую правовую связь со своим государством, которая поражает, с одной стороны, определённые права и обязанности лица по отношению к государству ( например, право на равный доступ к государственной службе и обязанность платить налоги), а с другой – права и обязанности государства по отношению к гражданину (например, право соответствующих государственных органов разрешать или не разрешать массовые уличные политические демонстрации, обязанность защищать право личной собственности). Гражданство предполагает двухсторонние связи, двухсторонние права и обязанности и личности, и государства.

В зарубежных странах в конституционном праве наравне с гражданством ранее часто употреблялся и другой термин: подданство. Он применяется в монархиях и отражает связь человека с монархом («подданный его величества»).

Но в настоящее время в развитых странах это различие носит лишь формальный характер. В монархии Великобритании, к примеру, основы правового положения личности  мало чем отличаются от положения в Федеративной Республике Германия. И даже больше: во всех монархиях Европы, в Японии и некоторых других странах эти оба термина употребляются как равнозначные, а вместо подданства всё чаще используется термин «гражданство».

Но есть государства где напортив, используется только термин «подданство». В развивающихся странах, в государствах Арабского Востока, в Африке указанное различие имеет существенное значение: подданный обязан быть лично верных монарху, население воспитывается в соответствующих традициях и нередко нарушение верности может быть сурово наказано.

Применительно к нашей стране: не удивительно, что до 1917 года в российской империи понятия «гражданин России» не существовало вообще. Жители были подданными. При этом они делились на несколько разрядов с особым правовым статусом. Законодательство значительно различало в правах и обязанностях подданных в зависимости от категории, к которой они принадлежали.  На равенстве граждан, в отличие от нашего времени, ничего не основывалось. [1]

Различия в правах граждан

Подавляющая часть населения в странах мира составляют граждане. Но в некоторых странах (к примеру, Бельгия, Швейцария) проживает значительное количество иностранцев, составляющих существенную часть рабочей силы, занятой на тяжёлой, грязной, низкооплачиваемой работе. В нефтедобывающих странах Востока (Саудовская Аравия, Кувейт и др.) законтрактованные на несколько лет работники нефтепромыслов (чаще всего из стран Азии) иногда составляют даже более половины численности населения страны (в ОАЭ в начале 90-х годов их численность достигала 80%). Эти работники живут, как правило, в специальных местах поселения, всякая политическая деятельность и даже экономические забастовки им запрещены.

Различают так же урождённых в данной стране граждан и натурализованных граждан. Последний статус означает, что человек получил гражданство в соответствии с установленной законом процедурой. В ряде стран такие граждане не могут баллотироваться в президенты (например, в США), могут быть высланы из-за страны с лишением гражданства.

В отдельных странах (например, в Бирме) существует понятие "ассоциированный гражданин". Это лица, относящиеся к некоторым национальностям, которые считаются некоренными. Ассоциированные граждане должны сделать письменное заявление о лояльности государству. А в мусульманских государствах существует различие в правовом положении граждан-мужчин и граждан-женщин.

Особое гражданство

После заключения Маастрихтского договора 1992 года, преобразовавшего Европейское сообщество в Европейский союз, все граждане государств-членов являются гражданами Европейского союза, сохраняя национальное гражданство. Они избирают Европейский парламент, могут участвовать в выборах муниципальных органов государств-членов по месту жительства, обращаться с петициями к Европарламенту и его омбудсмену (должностное лицо, на которое возлагается функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц) по правам человека. Однако их правовое положение в разных государствах неодинаково, они в основном регулируется внутренним законодательством.

Способы приобретения и утраты гражданства

Существуют два основных способа приобретения гражданства: по рождению — филиация (от латинского слова «филиус» — сын) и натурализация — прием в гражданство уполномоченными на то органами государства; обычно это делается от имени главы государства (президента, монарха). В свою очередь приобретение гражданства по рождению имеет два основания: право крови и право почвы. Первое означает приобретение ребенком гражданства родителей независимо от места его рождения. Проблема возникает лишь тогда, когда родители ребенка имеют разное гражданство (например, мать — итальянская гражданка, отец — гражданин Франции). Этот вопрос в большинстве стран решается только на основании письменного соглашения родителей о выборе гражданства ребенка.

До этого он может оставаться лицом без гражданства или (что чаще) может приобрести гражданство по месту рождения. Принцип права почвы применяется к узкому кругу лиц, преимущественно к тем, гражданство родителей которых или родители которых неизвестны, а зачастую к родившимся на территории данной страны детям граждан другого государства если только родители не находились в данной стране по службе (например, дипломаты). В большинстве стран законодательство предусматривает оба основания приобретения гражданства по рождению: и праве крови, и право почвы.

Натурализация возможна по закону (усыновление, в некоторых случаях вступление в брак), но обычно она осуществляется по заявлению. Заявление подается лицом в компетентные органы того государства, гражданство которого оно желает приобрести. В ряде случаев необходима также подача заявления в органы государства той страны, из гражданства которой лицо желает выйти. Оба эти заявления обычно подаются в местные органы министерства внутренних дел или юстиции, но чаще всего они должны быть написаны на имя главы государства (иногда вопрос об изменении гражданства решает министр внутренних дел).

Приём в гражданство возможен при соблюдении ряда условий: до этого необходимо несколько лет жить в стране, гражданство которой лицо желает получить (в Венгрии — 3 года, в Алжире — 7 лет, в Республике Чад — 15); знать язык этой страны (довольно сложный экзамен предусмотрен законодательством Латвии и Эстонии, принятым в 90-х годах: в Латвии, например, помимо знания в совершенстве латышского языка, нужно хорошо знать историю страны с начала XX в., а также иметь предков, живших в Латвии с этого же времени); быть психически здоровым и не иметь некоторых болезней (например, СПИДа); не быть зарегистрированным — в частности, в документах Интерпола — в качестве террориста; не принадлежать к партиям, выступающим за насильственное изменение конституционного строя; и т.д.

В отдельных арабских странах (Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия и др.) в гражданство могут быть приняты только мусульмане, лица же других вероисповеданий, в том числе супруги, должны для приема в гражданство изменить свою религию. Законодательство о гражданстве отдельных стран Тропической Африки требует, чтобы натурализующийся «укоренился» в общине, соблюдал те обычаи, которыми руководствуются окружающие.

Вступление в брак, как правило, не влечет автоматического предоставления гражданства, хотя и облегчает его получение. Лишь в немногих странах (например, в Саудовской Аравии) гражданство автоматически предоставляется женщине, вступившей в брак с саудовским гражданином, но при условии, что она мусульманка или принимает ислам. Предоставление права убежища лицам, преследуемым по политическим мотивам, за их научную, общественную, культурную деятельность, также не влечет автоматического предоставления гражданства.

Наряду с рассмотренными существуют и другие, менее распространённые способы приобретения гражданства. К их числу относятся:

  • oптация (выбор лицом гражданства при изменении границ государств или провозглашением части территории прежнего государства новым независимым государством) – данная процедура регулируется международными договорами соответствующих государств. Такая ситуация возникла, например, в Алжире после достижения им независимости в течение трёх лет после 1962 года;
  • трансферт - переход территории сопровождается изменением гражданства без права выбора, что бывает редко, но имело место в некоторых государствах после второй мировой войны;
  • регистрация - она предполагает упрощенный порядок приобретения гражданства, если родители данного лица были или являются гражданами страны;
  • восстановление гражданства - для бывших граждан данного государства.

Эти способы также представляют собой индивидуальные (например, оптация) или коллективные (трансферт) разновидности натурализации.

Гражданство детей при изменении гражданства родителей изменяется в зависимости от возраста детей. Обычно дети до 14-летнего возраста (в некоторых странах — до 12 лет, а в США и ещё некоторых странах установлен ещё более низкий возраст) автоматически следуют за родителями, приобретая без дополнительных формальностей новое гражданство. Сложности возникают, если гражданство меняет один из родителей. В таком случае гражданство малолетнего ребенка сохраняется или изменяется по письменному соглашению родителей.

При изменении гражданства детей в возрасте 12—14—18 лет (иногда до 21 года) обычно спрашивают об их согласии в присутствии представителя судебного ведомства, нотариуса, иного представителя государственных органов, а также педагога. Дети старше 18 лет (в некоторых странах старше 20-21 года) изменяют свое гражданство на общих основаниях, хотя если они делают это вместе с родителями, то процедура несколько упрощается.

Утрата гражданства

Возможны два способа утраты гражданства: выход из гражданства и лишение гражданства.

Выход из гражданства осуществляется по инициативе лица, которое подает заявление об этом. Заявление обычно подается в местный орган министерства внутренних дел, но разрешение дает глава государства. Лишение гражданства осуществляется уполномоченными на то органами государства вопреки желанию лица. В ряде стран разрешается лишать гражданства только натурализованных граждан за преступления, указанные в законе, но иногда в течение лишь определенного срока после натурализации (например, шести лет в Австрии). В отдельных странах закон предусматривает возможность лишения гражданства и урожденных граждан, но только за действия в пользу иностранного государства, которые причинили ущерб государству гражданина, или за умышленное уклонение от военной службы.

В странах Латинской Америки лишение гражданства (в отношении как натурализованных, так и урожденных граждан) используется в качестве дополнительного наказания, назначаемого судом за некоторые преступления (шпионаж и др.). Новейшие конституции многих стран запрещают лишать гражданства. Утрата гражданства происходит также в результате рассмотренных выше оптации, трансферта и др., в некоторых из этих процедур есть элементы добровольности, в других — принудительности.

Высылка граждан из страны, ранее практиковавшаяся в некоторых государствах тоталитарного социализма, в большинстве стран запрещена. В отношении иностранцев она может быть осуществлена, но только по постановлению суда (Румыния). В Мексике любого иностранца может выслать орган исполнительной власти.

Экстрадиция (выдача лица от одного государства другому для следствия и суда) возможна в соответствии с международным договором или без него, но не допускается выдача лиц, обвиняемых в политических преступлениях. Обычно не выдаются собственные граждане за преступления против другого государства или его граждан: таких лиц судит свой суд.

Правовая база гражданства

Проблема гражданства исключительно важна как для науки международного права, так и для практической государственно-правовой деятельности. Гражданство является одним из основных признаков государственного суверенитета, а в суверенитете отдельного государства, в свою очередь, содержится источник существования и развития гражданства.

Институт гражданства связан не только с реализацией государственного суверенитета, а и с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан данного государства. В соответствии со Всеобщей Декларацией прав человека «право на гражданство является неотъемлемым правом человека». Гражданство, как субъективное право человека, признается многими конституциями народов мира. В этом выражаются требования международно-правовых стандартов обеспечения прав и свобод человека.

Правовой статус населения определяется, прежде всего, нормами внутригосударственного права. Вместе с тем имеется немало проблем, связанных с населением, которые издавна регулируются нормами обычного и договорного международного права. По мере развития политических, социально-экономических культурных, научно-технических связей между государствами возрастает число вопросов, связанных с населением, по которым государства осуществляют взаимовыгодное сотрудничество. В настоящее время вопросы правового статуса населения и по внутригосударственному, и по международному праву решаются в контексте обеспечения прав и основных свобод человека.

С незапамятных времен государства осуществляют сотрудничество по вопросам гражданства и правового статуса иностранцев. Объясняется это заинтересованностью государств в защите прав своих граждан, находящихся за границей. Вместе с тем международное общество стремилось также обеспечить правовую защищенность и иностранцев. Это требовали прежде всего постоянно развивающиеся международные торгово-экономические отношения.

Международно-правовая база относительно вопросов гражданства довольно обширна и включает ряд конвенций и международных договоров по различным проблемам, связанным с институтом гражданства. Основными из них являются: Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Европейская конвенция о гражданстве Страсбург, 6 октября 1997 г., Конвенция о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г., Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г., Конвенция о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства, Конвенция о равноправии граждан государства иностранцев и лиц без гражданства в сфере социального обеспечения № 118, а также Протокол касающийся конкретного случая безгражданства от 12 апреля 1930 г., Специальный Протокол касающийся безгражданства и ряд иных актов международного характера.

Итоги

В итоге мы получили самые важные признаки гражданства:
  • Гражданство - это правовая связь лица и государства;
  • Юридические права и обязанности между субъектами правоотношений носят взаимный характер: государство вправе требовать от лица уважение и соблюдение своих законов, но в то же время обязано осуществлять защиту этого лица, как на своей территории, так и за её пределами; лицо же, в свою очередь, имеет право требовать от государства обеспечения такой защиты, но в то же самое время оно обязано соблюдать его законы;
  • Гражданство - это политическая связь лица и государства, так как предполагает ту или иную степень участия лица в управлении делами государства и общества: участие в выборах, референдумах, уплату налогов и др.; устойчивость такой связи предполагает наличие потенциальной возможности ее разрыва (лицо вправе выйти из гражданства на основании своего волеизъявления и по основаниям предусмотренным законодательством).

Таким образом, суть политико-юридического статуса лица как гражданина конкретного государства состоит в участии индивида в делах по управлению обществом и государством, активном пользовании своими правами и добросовестном исполнении обязанностей, возложенных на него законом. Причем, установление такого статуса, является исключительной прерогативой данного государства.

Но в некоторых случаях, это порождает коллизию норм о гражданстве различных государств, которая может найти свое разрешение только на уровне международного права посредством заключения соответствующего соглашения между заинтересованными государствами. Прежде всего, это касается ситуации двойного гражданства в силу законодательства о гражданстве государств, каждое из которых признает данного индивида своим гражданином. В принципе, оба такие государства обычно не признают принадлежность данного индивида к гражданству иного государства. Но это лишь осложняет его положение, поскольку, находясь в границах юрисдикции одного государства, индивид может быть привлечен к ответственности за некоторые деяния, которые он совершил в пределах территории иного государства в качестве его гражданина. Поэтому заинтересованные государства заключают, иногда соглашения о ситуации двойного гражданства, чтобы минимизировать последствия такой ситуации для индивида либо вообще её исключить.

Заключение

Всеобщая Декларация прав человека говорит нам о том, что гражданство является неотъемлемым правом любого человека, но в то же время мы видим, что смена гражданства сопровождается рядом трудностей и чаще всего натурализованные граждане в какой-то мере урезаны в правах по сравнению с урождёнными.  Но при рождении это право всегда реализовывается, хотя и неосознанно.

Гражданство выражает связь между человеком и государством и порождает двухстороннюю связь в виде прав и обязанностей. Не являясь гражданином какой-либо страны вы лишаетесь каких-либо прав, оказываетесь дикарём вне общества, именно поэтому право на гражданство является одним из главных прав и свобод человека.

С другой стороны трудности при смене гражданства выражают «цену» получения гражданства, что его нужно заслужить, и что его можно невзначай лишиться. Поэтому, являясь гражданином какой-либо страны, человек приобретает некий статус и становится носителем менталитета своего государства, приобретает ответственность.

Без государства невозможно стать гражданином, без гражданина не может существовать государства. Можно сделать вывод, что гражданин - это и есть государство. И его цель – обеспечить свою жизнь наилучшим образом и защитить себя.

В настоящее время можно являться гражданином не только государства, но и всякого рода более глобальных объединений и организаций, расширяющие права и обязанности людей и государств (например, Евросоюз). Я считаю, что это первые шаги на пути глобализации всех государств и уравнивания самых основных прав и обязанностей человека на всемирном уровне.

В современном мире, я считаю, всё больше людей не придают значимости связи себя с государством. Особенно те люди, жизнь которых удачно сложилась и которые не связаны с политикой. Им хочется абсолютной свободы и жизни в той стране, где им интереснее, спокойнее и лучше. Царит манера называть паспорт «поводком», и появляется желание «быть своим в каждой из стран». И когда человека что-то не устраивает в своей стране, решение уехать в другую принимается достаточно легко… Государство перестаёт рассматриваться как защитник и Родина. Именно так сейчас происходит в России и это очень плохо сказывается на государстве. Я считаю, что подобные настроения должны быть нормальными в далёком будущем, но на данном этапе развития человечества этого допускать нельзя ни одной из стран.

Список литературы

  1. Авакьян С.А. «Гражданство Российской Федерации.» М., 1994
  2. Учебник «Международное право»,  Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов, М., Международные отношения, 1994
  3. Ковалер А. И. «Сравнительное конституционное право.», М., Манускрипт, 1996
  4. Чиркин В.Е. «Конституционное право»,  2003
Похожие материалы:

Добавил: COBA (02.10.2010) | Категория: Разное
Просмотров: 4735 | Загрузок: 345 | Рейтинг: 5.0/1 |
Теги: Политология, реферат
Комментарии (0)

Имя *:
Email *:
Код *: