Психологический аспект извлечения знаний. Кратко
Краткий ответ на экзаменационный вопрос по курсу СИИ — системы искусственного интеллекта (все вопросы). Можно выделить четыре основных уровня-общения.
Степень профессионализма инженера по знаниям характеризуется умением общения на 3 и 4 уровнях. Проблема увеличения информативности общения аналитика и эксперта за счет использования психологических знаний. Можно выделить такие структурные компоненты модели общения при извлечении знаний:
В соответствии с этой структурой выделим три «слоя» психологических проблем, возникающих при извлечении знаний: Al = {S11, S12, S13 } = (контактный, процедурный, когнитивный). S11 = {пол, возраст, личность, темперамент, мотивация} Значения параметров пола (s11_1) и возраста (s11_2) хотя и влияют на эффективность контакта, но не являются критическими. Под личностью (s11_3) обычно понимается устойчивая система психологических черт, характеризующая индивидуальность человека. S11_3 = (доброжелательность, аналитичность, хорошая память, внимание, наблюдательность, воображение, впечатлительность, большая собранность, настойчивость, общительность, находчивость). s11_4 = (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик). Известно, что флегматики и меланхолики медленнее усваивают информацию. И для обеспечения психологического контакта с ними не следует задавать беседе слишком быстрый темп, торопить их с ответом. Зато они гораздо лучше усваивают новое, в отличие от холериков, для которых свойственно поверхностное усваивание информации. Последних следует специально наводить на размышление и рефлексию. У меланхоликов часто занижена самооценка, они застенчивы и в беседе их надо подбадривать. Таким образом, наиболее успешными в рамках слоя S11 являются сангвиники и холерики. На эффективность коллективного решения задач влияет также и мотивация (s11_5), то есть стремление к успеху. Инженер по знаниям в зависимости от условий разработки должен изыскивать разнообразные стимулы для экспертов (включая, разумеется, и материальные). Эксперт передает аналитику один из самых дорогих в мире продуктов — знания. И если одни люди делятся опытом добровольно и с удовольствием, то другие весьма неохотно приоткрывают свои профессиональные тайны. Иногда полезно оказывается возбудить в эксперте дух соперничества, конкуренции (не нарушая, естественно, обстановки кооперативности в коллективе). S12 = {ситуация общения (место, время, продолжительность); оборудование (вспомогательные средства, освещенность, мебель); профессиональные приемы (темп, стиль, методы)}. Место, время и продолжительность:
Оборудование = {вспомогательные средства; освещенность; мебель} Профессиональные приемы = {темп; стиль; методы} S13 = (когнитивный стиль, семантическая репрезентативность поля знаний и концептуальной модели}. Под когнитивным стилем человека понимается совокупность критериев предпочтения при решении задач и познании мира, специфическая для каждого человека. Когнитивный стиль определяет не столько эффективность деятельности, сколько способ достижения результата. Инженеру по знаниям полезно изучить и прогнозировать свой когнитивный стиль, а также стиль эксперта. Особенно важны такие характеристики когнитивного стиля, как:
Рекомендуемая литература: страница 71, Базы знаний интеллектуальный систем, Гаврилова Т.А. Добавил: aller (01.12.2013) | Категория: Искуственный интеллект Просмотров: 2649 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 | Теги: |
Комментарии (0) | |