Презентация на тему "Общая характеристика Африки" по географии в формате powerpoint. Интересная презентация для школьников, в которой рассказывается о природных условиях, населении и хозяйстве Африки. Презентация содержит большое количество рисунков, схем, таблиц и заданий для учащихся.
Фрагменты из презентации
Африка занимает 1/5 часть суши (30,3 млн.км2), на которой расположено 53 государств (с островными).
Еще пол века назад вся политическая карта Африки пестрела красками колониальных держав: Англии, Франции, Бельгии, Португалии, Испании, Италии. Колониальное прошлое материка во многом определило его отсталость. По основным экономическим и социальным показателям развития Африка заметно отстает от других регионов мира, а в некоторых странах это отставание даже возрастает.
Состав территории Африки
По государственному строю только три государства сохраняют монархическую форму правления, остальные республики.
По административному устройству – четыре федеративных республик, остальные унитарные.
Главным критерием для оценки экономико-географического положения стран Африки является наличие или отсутствие выхода к морю. 15 государств не имеют выхода к морю, ни на одном континенте нет такого количества внутриконтинентальных стран, большинство этих стран относятся к числу самых отсталых.
Молодые африканские государства ещё не в полной мере сформировались политически, поэтому здесь обычны жестокая межклановая и межэтническая борьба, политические конфликты. Доставшиеся этим странам в наследство от колониального прошлого границы, стали очагом возникновения территориальных споров и пограничных конфликтов. Острые конфликты такого рода существуют между Марокко и Западной Сахарой, Эфиопией и Сомали и др.
С целью укрепления единства и сотрудничества государств африканского континента, сохранения их целостности и независимости в 1963 году была создана Организация африканского единства. В неё входит 53 государства. Штаб-квартира находится в Аддис–Абебе столице Эфиопии.
Природные ресурсы Африки
Африка обладает исключительно разнообразными природными ресурсами. Минеральное сырье отличается высоким качеством и добывается часто открытым способом.
Добыча минерального сырья в основном ведется в пределах семи горнодобывающих районов:
Алжиро-Ливийский;
Атласский;
Египетский;
Западно-Гвинейский;
Восточно-Гвинейский;
Медный пояс;
Южно-Африканский.
Расовый и этнический состав населения Африки
На континенте выделяют более 400 этносов. В Северной Африке сложились крупные нации, но большинство населения находится на уровне народностей. Сохраняются пережитки родоплеменного строя (рисунки внизу).
Народы Северной и Северо-Восточной Африки говорят на языках химито-семитской семьи (ара-бы, берберы). Районы Экваториальной, Восточной и Южной Африки заселены народами банту (язык – суахили). Большинство стран южнее Сахары сохраняют языки бывших метрополий – английский, французский, португальский. В ЮАР кроме английского государственным является язык африкаанас (сильно измененный голландский). На континенте нет однонациональных государств.
Плотность населения
Средняя плотность населения в Африке 27 чел/км2 , что в несколько раз меньше, чем в Европе и Азии. Для размещения на-селения по континенту характерны очень резкие контрасты. Вообще не заселённые территории находятся в пустыне Сахара. Редко можно встретить население в зоне влажных тропических лесов. Но есть и до-вольно значительные сгустки населения, особенно на побережьях.
Африка - регион "городского взрыва"
В течение многих столетий Африка оставалась преимущественно «сельским материком». И сейчас по уровню урбанизации она еще очень сильно отстаёт от других регионов, однако темпы урбанизации здесь самые высокие, население городов удваивается каждые 10 лет.
Проявление «городского взрыва» в Африке имеет ряд отрицательных последствий. Ведь растут главным образом столичные города, причем растут благодаря постоянному притоку сельских жителей, которые не имея средств к существованию, ютятся в трущобных районах.
Самым большим городом Африки является город Лагос в Нигерии. Еще в 1950 году его население составляло около 300 тыс. человек, а сейчас достигло 13 млн.
Однако условия жизни в этом перенаселенном городе настолько неблагоприятны, что в 1992 году столица страны была переведена отсюда в другой город – Абуджу.
Общая характеристика хозяйства стран Африки
После завоевания независимости страны Африки начали предпринимать усилия по преодолению вековой отсталости. Была осуществлена национализация природных ресурсов, проводится аграрная реформа, готовятся национальные кадры. Началась перестройка отраслевой структуры, которая носила колониальный характер, то есть преобладающее значение имела горнодобывающая промышленность и основной доход страны получали от экс-порта минерального сырья.
В настоящее время сохраняется колониальный тип отраслевой структуры экономики – преобладает сельско-хозяйственное производство и горнодобывающая промышленность, в то время как отрасли обрабатывающей промышленности находятся на стадии зарождения. Характерна так же однобокость развития экономики – узкая ( монотоварная) специализация хозяйства страны на производстве одного товара, предназначенного для экспорта.
Сельское хозяйство Африки.
Основная сфера материального производства африканских стран – сельское хозяйство. В некоторых из них (Чад, Мали, Руанда, ЦАР) в нём занято более 80% населения. Главное значение в большинстве стран Африки имеет земледелие. В структуре земледелия различают экспортные и потребительские культуры.
Промышленность Африки
Основы национальной промышленности закладываются лишь в наши дни. Континент по-прежнему остается наименее индустриальной частью мира. Иностранный капитал был заинтересован лишь в минеральном сырье и поэтому энергично развивал здесь горно-добывающую промышленность.
В структуре обрабатывающей промышленности ведущее место занимает легкая и пищевая промышленность. В последнее время наметилась тенденция к повышению роли металлургии, нефтепереработки. Промышленные районы размещены в местах добычи и производства сырья и на побережье.
Транспорт
Важной задачей для развития экономики является формирование современной транспортной сети и удобной её конфигурации. Долгое время транспортная система Африканских стран выполняла роль перевозчика сырья от места добычи до порта. Поэтому наибольшее развитие получили железнодорожный и морской транс-порт. За годы независимости получили развитие и другие виды транспорта.
Африка занимает последнее место среди всех частей света по основным технико-экономическим показателям работы транс-порта.
Размещение транспорта Африки, густота транспортной сети отличаются большой неравномерностью. Наибольшего по африканским масштабам развития достиг транс-порт в ЮАР и в странах северной Африки (за исключением их засушливых районов), что отражает общий уровень экономического развития этих стран. С другой стороны, многие районы Сахары, Намиба, Калахари, экваториальных и тропических лесов практически лишены транспорта. Распространены перевозки на верблюдах, ослах, мулах, переноска грузов носильщиками.
Железнодорожный транспорт Африки.
Общая длина железных дорог Африки – более 82 тыс. км. В структуре внутреннего грузооборота железнодорожный транспорт занимает лидирующее место, а в пассажирообороте его опередил автомобильный. Следует отметить техническую отсталость этого вида транспорта в Африке (разноколейность и паровозная тяга).
Первое место по общему уровню развития ж/д транспорта занимает Южная Африка, на неё приходится до 40% всей железнодорожной сети, второе – Северная Африка (Средиземноморские страны). А наиболее отстающей оказывается Тропическая Африка, где велика транспортная роль рек. До сих пор нет железных дорог в Нигере, Чаде, ЦАР, Сомали, Руанде, Бурунди и др.
Железные дороги имеют отчетливо выраженный характер «линий проникновения» - они связывают районы добычи полезных ископаемых или плантационного сельского хозяйства с портами вывоза их продукции.
Автомобильный транспорт Африки.
Автомобильный транспорт основной в пере-возках пассажиров. В странах Африки, наряду со сравнительно небольшим числом автомобильных дорог с твердым покрытием, очень много грунтовых, которые часто непригодны для передвижения.
Начиная с 1980 г. правительства многих африканских стран стали вкладывать капиталы на создание трансконтинентальных автомагистралей, которые могли бы объединить транс-портную сеть в единое целое.
До недавнего времени существовала фактически только одна трансконтинентальная магистраль – Трансмагрибская (которая связывает все страны Се-верной Африки). В начале 90 гг. ХХ века вступили в эксплуатацию Транссахарская автомагистраль (связала Алжир, Мали, Нигер и Нигерию) и Транссахельская магистраль (связала Сенегал, Мали, Буркина-Фасо, Нигер, Чад).
Международными организациями были разработаны проекты транс-африканских магистралей (смотри карту). Реализация их строительства уже началась, однако в силу политических и финансово-экономических проблем сроки окончания строительства не определены.