Презентация на тему "Киево-Печерская лавра" по истории в формате powerpoint. В презентации для школьников рассказывается Киево-Печерской обителе, о жизни святых.
Фрагменты из презентации
По словам Иоанна Лествичника, «ангелы – свет монахам, а монахи – свет мирянам». Таким светом и воссиял из глубины приднепровских пещер для всей Русской земли прославленный Киево-Печерский монастырь. Впоследствии он получил особый ранг «лавры» — в знак признания его церковных заслуг и многочисленности иноков. Киево-Печерская обитель явилась для Руси первейшей хранительницей того «небесного огня», что был получен Киевской землей в таинстве святого крещения. Возвышенные образы Печерских подвижников стали тем нравственным ориентиром, на который равнялись и к духовной полноте которого стремились поколения российских иноков. В значительной степени именно здесь, на киевских горах, трудами и неугасимым горением молитвенного духа печерских иноков и созидался век за веком «пресветлый» облик Святой Руси.
Киево-Печерская обитель
Светлым источником, из которого во все времена истекали на всю Русскую землю лучи христианского просвещения, горячей любви к ближнему и славные примеры подвижнической жизни, была основанная у самого Киева Печерская обитель.
В этой обители день и ночь склонялся над своей «Повестью временных лет» летописец Нестор.
В этом монастыре жили и трудились знаменитые иконописцы, врачи, зодчие.
Из этой обители расходились в самые дремучие уголки Руси с проповедью христианской веры языческим племенам священники-миссионеры, обращавшие людей к новой вере величием христианского подвига.
Во все времена люди преклоняются перед материальной силой: силой власти, денег и физической мощью. Печерская обитель дала Руси таких людей, которые показали подвиги выше богатырских, подвиги победы духа над телом, над миром.
Источники, рассказывающие о Печерской обители
История создания Печерского монастыря и рассказы о жизни, занятиях и подвигах его обитателей запечатлены в летописях, в житиях основателей монастыря Антония и Феодосия, в сборнике, который называется «Киево-Печерский патерик».
«Патер» в переводе с греческого на славянский означает ‘отец’. «Патерик», или по-славянски «Отечник», — это сборник повествований об иноках-отцах.
Пещера Илариона
Основание Печерского монастыря было положено митрополитом Иларионом, когда он был еще простым священником. Жил Иларион в великокняжеском селе Берестове, славившемся своей веселой и шумной жизнью.
В поисках уединения Иларион вырыл себе маленькую пещерку на холме над Днепром. Пещерку окружал дремучий лес, и в ней Иларион мог в совершенном одиночестве предаваться молитве. Пещера по-славянски звучала как «печера», отсюда и наименование монастыря.
Антоний из Любеча
В это же время проживал на Руси еще один замечательный подвижник по имени Антоний. Родом он был из города Любеча Черниговского княжества.
Когда молодые люди знакомились с христианским вероучением, некоторые стремились посетить Грецию, чтобы там поучиться вере и получить утверждение в ней. Центром подвижнической жизни в Греции в то время, как, впрочем, и в наше, была Святая Гора Афон.
Вот на эту гору Афон и отправился молодой любечанин. Там он постригся в монахи с именем Антоний.
Недалеко от монастыря Эсфигмена, около морского берега, и поныне показывают пещеру первого русского инока. Через некоторое время греческий игумен благословил Антония вернуться на Родину.
Жизнь Антония и Феодосия в пещере
Антоний пришел в Киев, обошел все киевские монастыри и не нашел ни в одном из них такой жизни, к какой привык на Афоне. И вот однажды на берегу Днепра, на высокой горе, покрытой лесом, Антоний набрел на пещерку, в которой когда-то молился Иларион, и поселился в ней.
Начав жить в пещере, Антоний питался одним сухим хлебом, и то через день. Все свое время он проводил в молитве и трудах.
Скоро слава о необыкновенном подвижнике разнеслась по всей киевской стороне. И к нему стали приходить люди, также искавшие уединения и высоких духовных подвигов.
В 1032 году к Антонию пришел молодой человек, пал к его ногам и просил постричь его в монахи. Это был будущий великий подвижник Феодосий.
Пещерная жизнь была очень строга. Отшельники питались одним ржаным хлебом, в субботу и воскресение варили себе горох или бобы.
Чтобы иметь себе пропитание, они плели корзины и продавали их. На полученные деньги покупали рожь, сами мололи ее на ручных жерновах, из ржаной муки пекли хлеб. Монахи также рубили лес и копали землю под огороды.