Презентация на тему "Киевский Софийский Собор" по истории в формате powerpoint. В данной презентации для школьников рассказывается об истории Софийского Собора. Автор презентации: Селиверстова И.А., учитель истории.
Фрагменты из презентации
Предисловие
Софийский собор – главный храм Киевской Руси.
В истории известны три знаменитых Собора с именем «СОФИЯ».
Самая древняя София - Константинопольская в столице Византии, а сейчас в Стамбуле в Турции.
А также Софийский Собор в Древнем Новгороде и София Киевская.
Храм Святой Софии в Киеве был построен в эпоху расцвета Киевской Руси. В ряду всемирно известных храмов он занимает одно из первых мест по художественному совершенству, красоте, величию и масштабам.
Путешественник Павел Алеппский, видевший Софию Киевскую в XVII век – в не самые лучшие для нее времена, – сказал, что «ум человеческий не в силах ее обнять».
История
Нет общепринятой датировки строительства церкви.
Согласно летописям, в 1036 году Ярослав Мудрый находился в Новгороде Великом, когда к нему дошла весть о том, что печенеги «без числа» подступают к Киеву.
Ярослав собрал дружину из варяг и новгородцев и выступил к Киеву. «На поле вне граде» сошлись печенеги и киевские дружины.
Целый день бились противники, и только к вечеру одолел Ярослав печенегов.
На месте своей победы над печенегами он заложил храм.
Место под строительство было выбрано там, где сходились все четыре дороги ведущие в Киев.
В строительстве участвовали и византийские, и русские мастера.
Русское православие пришло из Византии, поэтому новая церковь была названа в честь святой Софии, как и главный православный храм Константинополя.
В переводе с греческого имя София означает «мудрая», отчего посвящение храма Святой Софии воспринималось как символ христианской мудрости.
В течение веков церковь претерпела многие изменения. При разгроме Киева Батыем в 1240 году она была разграблена.
Разрушения, причиненные собору в течение XVI в., были столь велики, что некогда величавый собор стоял в это время уже без кровли.
Храм неоднократно горел, постепенно приходил в ветхость, подвергался «починкам» и переделкам.
Интерьер Софии Киевской в меньшей степени подвергся искажениям и сохранил часть своего первичного убранства.
Архитектура
В Древнерусском государстве получила распространение крестово-купольная композиция в строительстве каменных храмов.
Прямоугольное в плане здание церкви как бы расчленялось крестом, перекрестье которого приходилось точно на центр храма .
Над храмовым зданием сооружали главный купол, с которым могло соседствовать от четырёх до двенадцати меньших куполов. Эту центральную «главу» поддерживал барабан со световыми окнами, опиравшийся на четыре главных столба, находящихся внутри храма.
В XI в. Софийский собор был тринадцатикупольным.
Число глав (куполов) было глубоко символично. Тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
Главные и прочие столбы делили храм на нефы.
НЕФ (франц. nef от лат. navis — "корабль") — главное помещение христианского храма крестово-купольного или базиликального типа.
В более узком значении — продольное, вытянутое в плане помещение.
В восточной части заканчивается алтарным выступом — апсидой.
Нефов, как правило, было три или пять.
Вход в церковь был в западной части храма.
Над ним древнерусские зодчие строили хоры — верхнюю открытую галерею, балкон, где пребывали во время богослужения именитые люди: князь, его семья и приближённые.
Киевская София - огромный пятинефный собор с пятью апсидами с большими хорами-«палатами», светлыми и широкими, имел купол с необычным взлётом в самом центре.
Интерьер
Переступив порог храма, зритель попадает во внутреннее пространство – высокое, торжественное, где среди причудливой игры света и тени мерцают древние мозаики и переливаются многоцветные фрески.
Пространство под сенью главного купола представляет собой описанный арками огромный крест.
В зените центрального купола Святой Софии Киевской, в медальоне,— огромное поясное изображение Христа-Вседержителя (Пантократор)
Христос - Вседержитель расположен в куполе горнего Неба, словно в необъятной дали.
Прямо навстречу входящему в храм (на стене центральной апсиды), из полумрака выходит Богоматерь в ярко-голубых одеждах, в мягком золотом мерцании, с воздетыми руками – «Богоматерь Нерушимая Стена».
Её руки вознесены высоко вверх в непрестанном молении.