Главная Философия » Файлы » Методички » Философия [ Добавить материал ]

Просвещение в России. Просветительские идеи М.В.Ломоносова (гражданская деятельность) А.Н.Радищева. Краткий ответ

Это лишь краткий ответ на экзаменационный вопрос по философии (все вопросы).

Развитие педагогической мысли и школы в России 40-60-х годов XVIII в. неразрывно связано с именем Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765) — ученого-энциклопедиста, художника и поэта, поднявшегося в истории мировой культуры на уровень гения. Положения народа по мнению Ломоносова можно улучшить посредством распространения культуры и просвещения. Выступал сторонником бессословной системы образования в плоть до университета. Отстаивал идею светскости образования и получения молодыми поколениями основ научных знаний. Связывал формирования человека с конкретными социально-историческими условиями его жизни, с уровнем развития общества в целом. Ломоносов видел органическую связь воспитания и обучения, ратовал за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития. Выступил впервые в русской педагогике сторонником синтеза классического, естественнонаучного и реального образования. Был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти. Был за домашние задания и экзамены. Отводил в процессе обучения значительное место практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний. Русский язык ценил очень высоко, выдвинул идею воспитательного значения русского языка.

Радищев раскрыл перед читателем картины чудовищной бесчеловечности помещиков, доведших крестьян до того, что они в отчаянии убивают своих тиранов. Он писал, что у помещиков - «всесилие», а у крестьян - лишь «помощь беззащитная», так как «помещик в отношении крестьян есть законодатель, судья, исполнитель своего решения». На страницах радищевского «Путешествия» голодным, истерзанным, создающим богатство и мощь страны крестьянам противостоят отвратительные образы «вертопрахов, распутников, игроков, щеголей», грабителей крестьян и государства - дворян, гордящихся своей родовитостью, судей и чиновников. Крепостное рабство должно быть полностью уничтожено - таков вывод автора.

Радищев показал всю нелепость и вред попыток масонов вместо борьбы за уничтожение антинародного строя заниматься определением «тайных связей веществ с веществами телесными», погружаться в суеверия и выяснять, «сколько на игольном острие может уместиться душ».

Широко используя просветительские идеи и критику крепостничества Новиковым, Фонвизиным и другими представителями просветительской мысли, Радищев в то же время убедительно показывал их слабые стороны, несостоятельность их надежд на «мудрого монарха». Он подчеркивал, что произошло значительное развитие образования и науки, что многие уже понимают справедливость естественных прав и «равенства во всем между собою», но сохранился «зверский обычай порабощать подобного себе человека», крестьянин - кормилец всех - не имеет права распоряжаться ни тем, что обрабатывает, ни тем, что производит. Надежды на нравственное воспитание помещиков, по мнению Радищева, бессмысленны: крестьян освободит только гибель угнетателей.

Похожие материалы:

Добавил: mauzer (22.01.2012) | Категория: Философия
Просмотров: 10324 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Теги: Ломоносов, краткий ответ, Россия, философия
Комментарии (0)

Имя *:
Email *:
Код *: