Определение и общая структура систем, основанных на знаниях. Кратко
Это краткий ответ на экзаменационный вопрос по системам искусственного интеллекта (все вопросы). Примем следующее рабочее определение ЭС: Экспертные системы (ЭС) — это сложные программные комплексы, аккумулирующие знания специалиста в конкретных предметных областях и тиражирующие этот эмпирический опыт для консультаций менее квалифицированных пользователей. В целом процесс функционирования ЭС можно представить следующим образом: пользователь, желающий получить необходимую информацию, через пользовательский интерфейс посылает запрос к ЭС; решатель, пользуясь базой знаний, генерирует и выдает пользователю подходящую рекомендацию, объясняя ход своих рассуждений при помощи подсистемы объяснений. Так как терминология в области разработки экспертных систем постоянно модифицируется, определим основные термины в рамках данной работы. Пользователь — специалист предметной области, для которого предназначена система. Обычно его квалификация недостаточно высока, и поэтому он нуждается в помощи и поддержке своей деятельности со стороны ЭС. Инженер по знаниям — специалист в области искусственного интеллекта, выступающий в роли промежуточного буфера между экспертом и базой знаний. Синонимы: когнитолог, инженер-интерпретатор, аналитик. Интерфейс пользователя — комплекс программ, реализующих диалог пользователя с ЭС как на стадии ввода информации, так и при получении результатов. База знаний (БЗ) — ядро экспертной системы, совокупность знаний предметной области, записанная на машинный носитель в форме, понятной эксперту и пользователю (обычно на некотором языке, приближенном к естественному). Параллельно такому «человеческому» представлению существует базы знаний во внутреннем «машинном» представлении. Решатель — программа, моделирующая ход рассуждений эксперта на основании знаний, имеющихся в БЗ. Синонимы: дедуктивная машина, машина вывода, блок логического вывода. Подсистема объяснений — программа, позволяющая пользователю получить ответы на вопросы: «Как была получена та или иная рекомендация?» и «Почему система приняла такое решение?» Ответ на вопрос «как» — это трассировка всего процесса получения решения с указанием использованных фрагментов базы знаний, то есть всех шагов цепи умозаключений. Ответ на вопрос «почему» — ссылка на умозаключение, непосредственно предшествовавшее полученному решению, то есть отход на один шаг назад. Развитые подсистемы объяснений поддерживают и другие типы вопросов. В коллектив разработчиков ЭС входят как минимум четыре человека:
Возглавляет коллектив инженер по знаниям, это ключевая фигура при разработке систем, основанных на знаниях. Рекомендуемая литература: Базы знаний интеллектуальный систем, Гаврилова Т.А. Добавил: mauzer (11.09.2013) | Категория: Искуственный интеллект Просмотров: 3706 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 | Теги: |
Комментарии (0) | |