Главная Разное » Файлы » Методички » Разное [ Добавить материал ]

Требования к семестровой работе по социологии для ФЭВТ

[Скачать с сервера (26.0 Kb) - бесплатно] [Скачать удаленно (40,4 мб)] 15.06.2011, 01:15

Внимание: нажимая на ссылку "скачать с сервера" Вы скачаете сокращённую версию методички в цифровом виде, которая также представлена на этой странице ниже (в ней нет очень многих необходимых требований). Нажимая на ссылку "скачать удалённо" Вы скачаете полную версию методички в виде снимков jpg. А теперь подробнее:

Данная методичка (а точнее учебное пособие) содержит требования к выполнению семестровой работы по социологии для студентов факультета ЭВТ. В ней очень подробно расписаны требования к структуре семестровой работы, количеству глав, их содержанию и объёму, а также требования к оформлению. Всё подаётся очень конкретизировано и подкрепляется качественными примерами. Вообще вся методичка в целом сделана качественно. Объём данного учебного пособия: более 70 страниц. Оригинальное название: "Семестровка по социологии" 0_о. Авторы:  Н.В. Дулина, Е.Г. Ефимов, Н.А. Овчар - 2010 год.

К сожалению в цифровом виде данную методичку ни один из студентов нигде ни разу не видел. Поэтому здесь выложен её "отфотографированный вариант". Объём архива со снимками получился около 40 мегабайт, поэтому выложить его на сайте нет возможности. Пришлось залить файл на депозит. Будем надеяться, что он не удалится (ведь например летом, когда он не востребован, депозит может стереть файл, сочтя его никому не нужным).

Ниже представлен ОЧЕНЬ СТАРЫЙ ВАРИАНТ МЕТОДИЧКИ, на случай если архив действительно удалят, то чтобы хотя бы что-нибудь полезное было на этой странице :). В данном варианте по сравнению с  тем, который лежит в архиве, практически ничего нет! Поехали:


Семестровая работа представляет собой рассмотрение отдельного актуального вопроса по социологии, сопровождаемое анализом теоретической базы по данной проблеме, накопленной в науке и современного положения дел на основе статистических данных, результатов опубликованных социологических исследований, собственных мини-исследований студентов.

Подготовка семестровых работ направлена на

  • развитие и закрепление у студентов навыков глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой специальной литературы,
  • умение устанавливать взаимосвязи между разделами курса при решении той или иной проблемы,
  • умение обобщить знания по дисциплине,
  • выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы.

Семестровая работа должна отражать

  • теоретический и научно-исследовательский характер решаемых задач;
  • связь теоретических положений с реальными социальными проблемами;
  • давать представление о том, насколько студент  овладел методом научного анализа, творческого применения теории и методологических принципов исследования;
  • умение обучающегося делать теоретические обобщения и практические выводы;
  • отличаться логичностью, доказательностью, лаконизмом, чётким и ясным изложением материала, достоверностью фактов;
  • умения студента пользоваться рациональными приёмами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, осуществлять её проверку.
  • творческий подход к написанию работы (использование оригинальных документов, материалов экспериментов, самостоятельность выводов, наличие практических рекомендаций).
  • качественное оформление работы (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок на документы и списки литературы, аккуратность исполнения с учётом требований, предъявляемых к литературному оформлению научного труда).
  • высокую научную достоверность и объективность содержания исследовательского материала.

Выбор темы семестровой работы производится из тематики, рассмотренной и одобренной на заседании кафедры. Кроме того, студент может предложить свою тему с обоснованием необходимости ее разработки, которая согласовывается с преподавателем. Однако эта тема должна соответствовать проблематике курса.

При написании данных работ от студента требуется проявление личной инициативы. В этом главное отличие данных форм обучения от обучения на лекционных, семинарских, практических групповых и других аналогичных занятиях.

Единые требования к работе не исключают, а предполагают широкую инициативу и творческий подход к разработке каждой темы.

Тема работы должна раскрываться в главах работы. Количество глав строго не регламентируется, однако следует учитывать, что в работе должны быть рассмотрены:

  1. во-первых, теоретические проблемы работы;
  2. во-вторых, практические аспекты исследуемой темы.

Следует обратить внимание на формулировки глав работы, они должны быть достаточно краткими, т.е. не содержать излишней информации. Как правило, формулировка главы включает одно предложение. Но не следует стремиться к чрезмерной краткости, поскольку, чем короче заголовок, тем он шире по своему содержанию. Нецелесообразно составным частям работы (главам и параграфам) давать названия, совпадающие с названиями вопросов, содержащихся в учебниках и учебных пособиях. Такой подход будет сковывать творческие возможности и создаст предпосылки для механического переписывания этих источников.

Подбор литературы для семестровой работы

Подбор литературы для семестровой работы целесообразно начинать с изучения тех книг и периодических изданий, которые рекомендованы по изучаемым темам. Следует проанализировать, к каким уже изученным или планируемым к изучению темам наиболее близка выбранная тема работы.

Статистический материал, связанный с проблематикой семестровой работы, можно получить при анализе данных, опубликованных в ежегодных статистических сборниках Правительства РФ, справочном материале Госкомстата РФ (например, Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru, Государственный комитет по статистике Волгоградской области http://volgastat.ru) и других официальных справочных источниках. Для отражения специфики региона необходимо использовать только официальную статистику или данные репрезентативных социологических исследований.

Информацию о результатах социологических исследований по различной проблематике можно найти в периодической литературе (журналы СОЦИС, ПОЛИС, Социально-гуманитарные знания, Общественные науки и современность, Экономическая социология), на сайтах ведущих исследовательских центров страны – ВЦИОМ, ФОМ, Ромир-Мониторинг, Центр Юрия Левады и других. При ссылке на эмпирические данные необходимо приводить исходные данные исследования: объем выборочной совокупности, тип выборки, квотируемые признаки, величину максимальной статистической погрешности выборки при доверительном уровне 0,95 и т. д.

При подборе литературы необходимо сразу же составлять библиографическое описание отобранных изданий. Описание изданий производится в строгом соответствии с порядком, установленным для библиографического описания произведений печати.

При подготовке семестровых работ необходимо обращать внимание не только на содержание, но и на оформление текста. Следует помнить, что научное содержание работы всегда несет на себе печать творческой индивидуальности автора, в то время как организация их подготовки подчиняется общему порядку, а оформление - действующим государственным стандартам. Это касается, прежде всего, оформления цитат, ссылок, примечаний, сносок и списка литературы, а также других элементов научного аппарата.

Большинство студентов считают, что оформление — заключительный этап подготовки работы. Это не совсем так. В целях экономии трудозатрат целесообразно до начала написания самого первого фрагмента изучить порядок оформления работы.

Работа выполняется в одном экземпляре и оформляется только на лицевой стороне белой бумаги стандартного формата А4 (210 х 297 мм). Каждая страница основного текста и приложений должна иметь поля: левое – 25 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.

Текст выполняется шрифтом Times New Roman, размер 14 через полуторный интервал. Все страницы должны быть пронумерованы арабскими цифрами.

Нумерация страниц - сверху по центру. Она производится последовательно, начиная с 3-й страницы (введение), то есть после титульного листа и содержания работы. Дальше последовательно нумеруются все листы, включая главы, заключение, список литературы.

Текст работы разбивается на главы, которые должны иметь порядковые (арабскими цифрами) номера. Введение и заключение не нумеруется. Заголовок набирается полужирным шрифтом и выравнивается по центру. Точка в конце заголовка не ставится. Название глав, содержание, введение, заключение, список литературы, пишутся прописными (заглавными) буквами того же размера, что и основной текст, без подчеркивания. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал. Заголовок не имеет переносов, то есть на конце строки слово должно быть обязательно полным.

Общий объем семестровой работы не должен превышать 25 страниц. Исходя из объёма работы, студентам может быть предложена следующая структура: введение (2-3с.); основная часть, состоящая из 2 глав (9-10 с. каждая); заключение (2 с.). В общий объем не включаются приложения. Превышение данного объема нецелесообразно: часто пишут много для того, чтобы скрыть, как мало было сделано. Нумерация глав идет по порядку внутри всей работы (1,2, ...), номер указывается перед названием. Если есть необходимость, глава может быть разбита на подразделы, при этом нумерация подразделов идет по порядку внутри главы (1.1, 1.2, 2.1,..., 2.2…). Сверху и снизу подраздел отделяется пустыми строками. Каждая новая глава, а также заключение, список литературы и приложения начинаются с новой страницы.

Работа должна иметь:

  1. титульный лист, который является первой страницей работы (Приложение 1);
  2. содержание (Приложение 2);
  3. введение;
  4. основную часть;
  5. заключение;
  6. список литературы;
  7. приложения (если они имеются в работе).

Все вышеперечисленные элементы вшиваются в работу в указанной последовательности.

При написании текста надо следить за тем, чтобы в ходе изложения не терялась основная мысль работы, то есть так называемая «красная нить». Она должна быть видна не только узкому специалисту по данной теме, но и читателю, не посвящённому в данную проблемную область. Следует постоянно контролировать соответствие содержания главы или подраздела их заголовкам. Нужно постоянно проверять, имеет ли аргументация логически стройный вид. Здесь можно воспользоваться таким правилом: в идеале каждая глава (раздел, вопрос, подраздел, подвопрос) и даже абзац должны быть такими, чтобы их можно было заменить тезисами. Конец каждой главы (раздела, вопроса) или абзаца должен иметь логический переход к следующему. В этой связи необходимо заканчивать каждую главу (раздел, вопрос) подведением их итогов, из которых бы логически следовала необходимость дальнейшего рассмотрения проблемы. То есть надо «перекинуть мостик» к дальнейшему исследованию проблемы.

При написании текста работы не допускается применять:

  • обороты разговорной речи, произвольные словообразования;
  • для одного и того же понятия - различные научные термины, близкие по смыслу;
  • сокращения обозначений единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в шапке таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы;
  • математические знаки без цифр, например: < (меньше или равно), > (больше или равно), ≠ (не равно), № (номер), % (процент).

Для придания наглядности материалу в работах обычно используются иллюстрации (рисунки, графики). Если таблицы, рисунки, диаграммы очень громоздкие, их можно вынести на отдельные листы в приложение. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы и др.) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть ссылки в работе. Иллюстрации должны иметь название, которое помещается под иллюстрацией (см. Приложение 3).

Цифровой материал работы должен оформляться в виде таблиц. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в работе. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами, порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица» (см. Приложение 4).

Научная добросовестность автора состоит в точности цитирования и приводимых ссылок на источники. Все цитаты заключаются в кавычки, пропущенные слова или предложения обозначаются троеточием (…). Важно иметь в виду, что сделанные сокращения не должны менять смысла цитаты.

Цитаты можно нумеровать постранично, или оформлять под общей нумерацией от первой страницы текста до последней. Нумерация цитат должна соответствовать нумерации сносок на источник. Целесообразнее выносить сноски под последнюю строку на той странице, где помещена цитата. Знак отсылки следует располагать в том месте текста, где по смыслу заканчивается мысль автора. Порядок оформления сносок следующий.

Если оформляется цитата из отдельной монографии, то сноска должна выглядеть так: 

Если необходима ссылка на какую-либо идею, взятую у другого автора, то сноска должна быть с добавлением слова «смотри» (См.) .

Если подряд идут две или более цитат из одной работы, то во второй (и далее) раз все выходные данные не переписываются, а сноска оформляется так: 

Если цитируется статья из научного журнала, то сноска оформляется следующим образом: .

Существуют и другие способы связи основного текста работы с описанием источника. Чаще всего для этой цели служит порядковый номер источника, указанного в библиографическом списке, в основном тексте этот номер берется в квадратные скобки. Например: [4, с.16], что означает: четвертый источник в списке литературы, шестнадцатая страница.

Студенты должны понимать принципиальное отношение преподавателей к такому важному этапу подготовки работы, как технически правильно оформленный научный аппарат работы и не приписывать требование скрупулезной точности в составлении библиографии специфическим чертам характера преподавателя.

Список литературы должен включать все источники, использованные при выполнении работы, в том числе те, на которые сделаны ссылки в тексте работы. Каждый источник указывается по правилам библиографического описания с указанием фамилии и инициалов автора, названия работы, места издания, издательства, года издания, объема в страницах ( в соответствии с ГОСТ 7.1 – 2003). Оформление электронных источников осуществляется в соответствии с ГОСТ 7.82—2001. Используемые в работе источники располагаются в списке литературы в алфавитном порядке (Приложение 5). Те источники, которые студентом не изучались, в список литературы включать не следует!

Чтобы успешно написать работу, требуется не столько блестящий ум, сколько решимость и настойчивость. Перед началом написания работы многие студенты испытывают так называемый «стресс чистого листа»: студенту непонятно, как может в его голове появиться логически связный текст достаточно большого объема. «Лекарство» от такого стресса простое: начинайте свою работу с того, что знаете, и продолжайте тщательно делать то, что логически вытекает из известного.

Материал должен излагаться в соответствии с названием и целевой установкой работы, логически стройно и последовательно, выводы должны быть аргументированы. Вы должны четко осознавать, что цель работы состоит не в простом описании поставленных в плане вопросов, а в анализе существующих проблем.

Разработка каждой составной части работы имеет свои особенности.

Во введении студент обязан обосновать выбор темы и показать её актуальность, то есть поставить научную проблему, обозначить цель и конкретные задачи, которые он собирается решить в ходе исследования, определить предмет и объект исследования. Эти формулировки должны быть четкими и не иметь двояких толкований. Аналогичным требованиям должны соответствовать и содержащиеся в заключении выводы. На выполнение данных требований студенту необходимо обратить особое внимание, поскольку довольно часто введение и заключение становятся «визитными карточками» работы: именно на основе этих частей складывается мнение о работе в целом.

При работе над введением нужно быть готовым к тому, что текст этой составной части будет переработан два-три раза и от первоначальных формулировок может мало что остаться. Это связано с важностью данной части работы, а также с тем, что процесс написания носит творческий характер, и студенту на первоначальном этапе все же еще не до конца представляется будущая работа.

Написание каждой главы работы имеет свои особенности. Первая глава, как правило, посвящается рассмотрению теоретических аспектов исследуемой проблемы и служит основой для дальнейшего изложения материала. В этой главе обычно рассматриваются сущность, содержание, организация исследуемого процесса, его составные элементы. Излагая вопросы теории, следует помнить, что эта часть работы не самоцель, а средство к созданию теоретической базы для рассмотрения практических вопросов исследуемой проблемы.

Во второй главе, исходя из общих теоретических положений, рассмотренных в первой главе, рекомендуется проанализировать состояние дел на определенном темой работы участке деятельности. Для этого используются материалы научно-практических конференций, результаты исследований, выполненных преподавателями вуза, социологическими центрами, исследовательскими фондами, статистические данные, отражающие протекающие социальные процессы в масштабах страны в целом, региона, города, конкретных предприятий. Обязательно необходимо указывать источники, из которых получена информация – научные статьи в журналах, монографии, публикации на официальных сайтах.

При анализе социальных процессов необходимо учитывать следующее. Во-первых, приводимые факты и цифровой материал должны быть достоверными. Во-вторых, при подборе фактических данных из разных источников необходимо помнить о том, что их можно сравнивать лишь тогда, когда они сопоставимы. В-третьих, цифровой материал должен отражать общую направленность и закономерность исследуемого социального процесса, а не исключения из них.

Статистические данные должны быть не только приведены, но и проанализированы для обоснования выводов. Для анализа можно использовать различные математические методы. При этом не следует забывать, что использование математических методов - средство, но не цель написания работы.

Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. Этот синтез — последовательное, логически стройное изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. 

Здесь находятся приложения (они присутствуют в оригинале - качайте по ссылке).

ОБРАЗЕЦ списка литературы

  1. Ананьин, О.И. Структура экономико-теоретического знания / О. И. Ананьин. - М: Наука, 2005. – 243 с.
  2. Андреев, Ю. П. Социальные институты: содержание, функции, структура / Ю. П. Андреев, Н. М. Коржевская, Н. Б. Костина. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. – 84 с.
  3. Бергер, П. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1995. – 322 с.
  4. Глотов, М. Б. Социальный институт: определение, строение, классификация / М. Б. Глотов // Социологические исследования. – 2003. - № 10. – С. 13-19.
  5. Кирдина, С Г. Homo institutius в теории институциональных матриц / С. Г. Кирдина //Homo institutius - человек институциональный /Под ред. д-ра экон. наук О. В. Иншакова. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. – С. 259-282.
  6. Матусевич, В. Социальный институт: функция, генезис, структура / В. Матусевич // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2004. - № 4. – С. 43-56.
  7. Общая социология / под общ.ред. проф. А. Г. Эфендиева. - М.:ИНФРА-М, 2002. - 654 с.
  8. Радаев, В. В. Социальная стратификация / В. В. Радаев, О. И. Шкаратан. – М.: Аспект Пресс, 1996. – С. 21-26.
  9. Тернер, Дж. Структура социологической теории / Дж. Тернер. – М: Прогресс, 1985. – 471 с.
  10. Штомпка, П. Социология социальных изменений / П. Штомпка; под ред. В. А. Ядова. -  М.: Аспект Пресс, 1996.- 414 с.
  11. Справка об итогах эксперимента в области дистанционного обучения и перспективах развития дистанционных образовательных технологий [Электронный ресурс] // Официальный сервер Министерства образования РФ — Режим доступа:: http://www.ed.gov.ru
  12. Федеральная целевая программа «Электронная Россия 2002-2010» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 № 65) [Электронный ресурс] — Режим доступа:  http://www.e rus.ru/articles/norm_acts.shtml#2
Похожие материалы:

Добавил: mauzer (15.06.2011) | Категория: Разное
Просмотров: 4606 | Загрузок: 2110 | Рейтинг: 5.0/1 |
Теги: дулина, требования, овчар, Учебное пособие, методичка, социология
Комментарии (0)

Имя *:
Email *:
Код *: