Университет как предпринимательская организация (на примере ВолгГТУ): семестровая по социологии
Министерство образования и науки Российской Федерации Выполнила: студентка Гладкова М.П. (ИВТ-466)Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ВолгГТУ Кафедра «История, культура и социология» Семестровая работа по курсу социологии на тему Университет как предпринимательская организация (на примере ВолгГТУ)Волгоград, 2011г. Содержание:
ВведениеВуз или высшее учебное заведение – это место, где человек получает профессиональное образование. Помимо своей основной функции, а именно обеспечения страны квалифицированными кадрами, каждое высшее учебное заведение выполняет ряд дополнительных функций. Одной из них является предпринимательская деятельность, которая заключается в том, что оно занимается разработкой новых технологий для государственных и частных предприятий. Это не только стимулирует развитие прогресса, но и помогает предприятиям лучше удовлетворять потребности людей. Учитывая то, что сейчас в стране насчитывается очень большое количество высших учебных заведений, далеко не все из которых тщательно и добросовестно выполняют свои функции, моя тема является актуальной. Ибо, университеты не только должны обучать подрастающее поколение, но и вносить свой вклад в развитие науки. Помимо этого, учитывая резкое сокращение доли расходов государства на нужды вузов, им просто необходимо искать дополнительные источники дохода. А так как в рамках семестровой работы охватить весь объем учебных заведений государства не представляется возможным, объектом моего исследования станет Волгоградский Государственный Технический университет, а предметом, соответственно, предпринимательская деятельность ВолгГТУ. Цель работы заключается в изучении научной и предпринимательской деятельности Волгоградского Государственного Университета. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
Практическая значимость работы состоит в возможности повышения эффективности управления вузом с целью увеличения доходов университета за счет сотрудничества с предприятиями и разработки для них новых технологий. Семестровая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 25 страниц. Глава 1. Научно теоретическая база исследования проблемы1.1. Система высшего образования в СССРКогда-то советская модель обучения считалась лучшей в мире: выпускники технических специальностей СССР активно продвигали науку, получали Нобелевские премии, уезжали за границу и были известны как лучшие специалисты в своем деле. Это преимущество советских ученых вытекало из раннеиндустриальной природы советского общества, в то время как в западных странах, в условиях жесткой конкуренции, рос спрос на узкоспециализированных специалистов, различающихся не только профессией, но и уровнем своей квалификации. В то время, как в СССР каждый студент получал фундаментальное образование, которое включало в себя огромное число теоретических дисциплин, западные студенты получали знания, максимально приближенные к будущей работе, позволяющие им выступать в роли наемного рабочего, потому как спроса на всесторонне развитого человека практически не наблюдалось. В малоэффективной и сверхмонополизированной экономике СССР, по крайней мере с 60-х годов XX века, едва ли можно было говорить о платежеспособном спросе на высококвалифицированную рабочую силу. Единственно работающим институциональным механизмом, мотивирующим молодежь к образованию, было то обстоятельство, что успешная карьера в СССР была необходимо связана с попаданием в номенклатуру, что, во второй половине прошлого века, предполагало наличие вузовского диплома. Поэтому, высшее образование в СССР, как и в странах докапиталистических, было ориентировано преимущественно на потребности государственного управления и нацелено на фундаментальную теоретическую подготовку [1]. Научная деятельность, которой занимались университеты в СССР, имела, в большинстве своем теоретическую направленность: профессора занимались исключительно фундаментальными разработками, мало применимыми на практике. Да в прикладном применении нужды и не возникало: предпринимательство как таковое практически отсутствовало в СССР. Исключение составляла лишь оборонная промышленность, однако с течением времени и здесь наступил упадок. Особенный упор на абстрактные теоретические разработки был возможен благодаря хорошему финансированию вузов, которое позволяло не только щедро оплачивать работу профессоров, но и выдавать значительные стипендии студентам. В период перестройки советская система высшего образования начала стремительно терять свои лидирующие позиции. Это произошло отчасти потому, что значительно снизилось качество преподаваемого материала в вузах, несмотря на громадные расходы страны на образование. Старая интеллигенция к этому времени почти полностью вымерла, а вместе с ней - и высокий профессиональный и нравственный уровень. Подводя итоги советскому периоду высшего образования в России, следует отметить, что в нем сочетались две противоположные тенденции. Во-первых, понимание огромного его значения для развития экономики и общества, и, начиная с конца 1920-х годов вплоть до 1970-х годов - колоссальные усилия по ее развитию, вложения огромных средств государства, благодаря чему удалось добиться огромных успехов в развитии экономики и обороноспособности страны. Однако ослабление внимания к высшему образованию в 1970-1980 годы явилось важнейшим фактором упадка и того, и другого, что послужило корнем всех проблем вузов в постсоветский период. 1.2. Современная система высшего образования и её проблемыКонцентрированное выражение плачевного состояния нашего высшего образования в настоящее время отражается в международных рейтингах вузов. Насколько оно ухудшилось с советских времен, сказать трудно: эти рейтинги появились относительно недавно. В 1980-е годы МГУ занимал в этих рейтингах 3-е место. В настоящее же время по одним рейтингам в первые 200 лучших вузов вошел один российский вуз - МГУ (в конце первой сотни), по другим, самым новым, - ни одного. Кстати, низкие доходы от обучения иностранных студентов в российских вузах (в десятки раз ниже, чем в США) подтверждают справедливость оценок рейтингов [2]. Важнейшим феноменом постсоветского высшего образования в России явился гигантский количественный рост высшего образования. Число вузов и студентов в этот период выросло в 2-3 раза. Однако, при увеличении количества студентов в вузах, качество образования ухудшается с каждым годом. Этому способствует ряд важных факторов. Во-первых, в последние годы государство начало резко снижать долю расходов, приходящуюся на обучение студентов, больше внимания уделяя школьникам, пенсионерам, а также другим категориям населения страны. Поэтому российским вузам необходимо искать новые источники доходов, способные покрыть все нужды университета. Финансовые трудности усугублялись полной бесконтрольностью в использовании финансовых ресурсов. Администрация государственных вузов поступающие финансовые средства в значительной степени использовала для своего обогащения. В этом отразились не только слабость государства, но и аморальность сформировавшегося еще в советское время руководства вузов и гражданская беспомощность преподавательского состава, получившего в постсоветский период значительные права, в том числе и по выбору ректоров. При нищенской заработной плате по основному месту работы преподаватели встали перед выбором: оставить место работы в вузе или работать в нескольких вузах, благо в связи с ростом числа вузов и студентов такая возможность появилась [2]. Во-вторых, государство практически полностью перестало финансировать научные разработки, которыми занимаются процессора в университетах. В соответствии с этим центры прикладных научных разработок постепенно перемещаются из университетов в крупные транснациональные корпорации, которые платят специалистам большие деньги. В результате молодые квалифицированные кадры постепенно покидают стены вузов, и общий уровень образования стремительно падает. В-третьих, появление частных вузов, пытающихся активно конкурировать с государственными, привело к тому, что всё большее число школьников идут получать высшее образование, которое, к сожалению, не всегда соответствует стандартам. В-четвертых, вузы постоянно испытывают давление со стороны рынка, которые предъявляет всё более и более жесткие требования к выпускаемым специалистам. Большинство работодателей являются ярыми сторонниками наличия высшего образования у своих работников, при этом требуя от них высокую квалификацию и узкую специализацию с возможностью дальнейшего самостоятельного обучения. Российские же вузы, полностью не успев перестроиться после советского периода, всё еще продолжают выпускать студентов с фундаментальным образованием. В-пятых, деградации вузов способствовало то, что прирост студентов в вузах обеспечивался исключительно за счет гуманитарных специальностей, в то время как число студентов, поступающих на технические специальности, осталось прежним. Таким образом, поучаем, что вузы России на данный момент находятся в кризисе и не в состоянии быстро и оперативно реагировать на изменяющиеся требования рынка. Это приводит к необходимости реформировать современную систему образования. 1.3. Понятие и признаки предпринимательской организацииПредпринимательской может быть любая организация, как коммерческая, так и некоммерческая. Это может быть вновь создаваемая и уже существующая организация любого размера — малая, средняя, крупная. Определяющим здесь являются не продукция и услуги, предлагаемые организацией, не разрабатываемые технологии, не используемые организационные структуры, а тип поведения, стиль работы, действия, осуществляемые для поддержки предпринимательства [3]. Главное, что отличает предпринимательскую организацию, — это поиск новых возможностей. Основой предпринимательской организации является предпринимательский процесс от определения возможностей до их реализации, который должен осуществляться на всех уровнях иерархии. Все остальное: стратегии, организационные структуры, ресурсы, решения и т. п., постоянно меняется, так как служит для поддержания предпринимательского процесса. Это напоминает самоадаптацию биологических систем. Это возможно лишь при условии, что предпринимательское мышление становится основой управления организацией, а предпринимательство — философией управления. Организационная структура предпринимательской организации характеризуется гибкостью, небольшим числом иерархических уровней, децентрализацией, низкой степенью формализации, сетевым построением. Структура управления предпринимательской организацией характеризуется малым количеством уровней, гибкостью и сетевым построением. Деятельность такой организации обычно оценивается не на основе производительности, а на основе эффективности. Мотивация предпринимательской деятельности строится на поиске возможностей и достижении результата, а не на необходимости использования ресурсов. С точки зрения организационного построения, предпринимательские структуры базируются на индивидуальной инициативе, а не на координации, как это имеет место в традиционных организациях. Сконцентрированное развитие заменяется развитием по многим направлениям. В предпринимательстве индивидуальная компетентность важнее организационной компетентности. Ключевыми организационными факторами являются люди, группы и их квалификация. Ниже на рисунке 1 приводится принципиальная схема структуры предпринимательской организации. Характерными признаками предпринимательской организации являются:
1.4. Университет как предпринимательская организацияУниверситеты, поставившие перед собой задачу развития в новых условиях, активно ищут инновационные формы образовательной и научной деятельности, а также взаимовыгодные формы взаимодействия с регионами. Наиболее развитым в теоретическом и практическом плане подходом к решению этой проблемы является так называемая «предпринимательская организация» университета [4]. Под «предпринимательской организацией» применительно к университету мы понимаем:
Что отличает университет - предпринимательский центр, от обычного университета? Во-первых, у него есть достаточно широкий и точно определенный спектр исследовательских работ. Узкая специализация недопустима: ошибочные ставки на те или иные отрасли могут стать финансово непреодолимым барьером для хозяйственной деятельности. Во-вторых, университет, как самостоятельная коммерческая фирма, в своих действиях должен руководствоваться прежде всего экономической целесообразностью. Смена подхода влечет за собой и новый тип управленческих действий: теперь необходимо создавать организационные механизмы, ответственные за технологическое оформление исследований, создание фирм, анализ рынков, продвижение продуктов и проч. В-третьих, шансы на экономический успех резко возрастают, если университет находится в среде, где высоко развиты предпринимательство и изобретательство. Поэтому университеты вынуждены разными способами поддерживать действия своих стратегических партнеров по созданию всей инфраструктуры инновационных работ (бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные фонды и т. д.) и сами работать в этом направлении. В такой особой среде и происходит замена линейной модели инноваций на полилинейную: инновационный процесс становится дискретным, на всех стадиях он корректируется и стимулируется многочисленными участниками. Так, фактически на базе Стенфордского университета была создана Силиконовая долина - крупнейший производитель инноваций в компьютерном, программном и интернет-бизнесе. Фредерик Терман, "отец" Долины, в момент ее создания - декан Стенфордской инженерной школы, говорил: "Мы строим новый тип общества: общество техников-ученых. Это общество состоит, с одной стороны, из отраслей промышленности, использующих высокие технологии, а с другой стороны - из сильного университета, обладающего чутьем на творческую деятельность в окружающей промышленности". Рядом с Массачусетским технологическим институтом вырос другой успешный инновационный регион - Золотое полукольцо: вдоль автострады №128 в предместьях Бостона расположено более полусотни колледжей, научно-исследовательские лаборатории и множество предприятий электронной и ракетно-космической промышленности. Сегодня, осознав возросшую роль университетов для региональных экономик, по этому пути следуют и более слабые в отношении инноваций страны и университеты, даже если говорить об их экономическом лидерстве пока не приходится: Университет Чалмерс в Швеции, Технический университет Монтеррея в Мексике и др. [5] Таким образом, зарубежный опыт показывает: когда происходит децентрализация власти от правительства к университетам, иначе говоря, предоставление широкой автономии, большое значение для превращения учебного заведения в предпринимательский инновационный имеют амбиции, цели организаций плюс эффективные организационные изменения. Организационных изменений, что в свою очередь невозможно без активности, энергических усилий членов академического сообщества. Основным фактором является умение рисковать, когда результат внедрения новых идей не является очевидным. Трансформация университета по большей части не происходит случайно, не является побочным эффектом. Несколько инновационных программ не трансформируют университет. Не произойдет трансформации и в случае, когда предпринимательская инициатива будет исходить только "сверху": такие случаи являются исключением из правил. Трансформация происходит в результате коллективных предпринимательских действий. Группы (маленькие, большие), состоящие из представителей факультетов и администрации (иногда студентов) могут создать новые структуры, организовать новые процессы, в результате чего университет сдвигается в направлении адаптации к изменениям. Совершенно очевидно, что интенсивное «интрапренерство» (этот относительно новый термин используется для обозначения предпринимательской деятельности внутри организации) университетского преподавателя в настоящее время не имеет ничего общего со спокойной жизнью профессора или доцента университетской кафедры двадцать-тридцать лет назад. В то время при стабильном и уравнительном государственном финансировании труда преподавателя-ученого можно было успеть и лекции читать, и научные статьи писать, и немного по хоздоговору подрабатывать. При этом даже административная деятельность по заведованию кафедрой или руководству факультетом не отнимала слишком много времени. При интрапренерском стиле работы резко возрастает необходимость в специализации. Видимо, потребуется пройти еще большой путь, чтобы российское университетское сообщество осознало, что невозможно предъявлять единые требования ко всему основному персоналу предпринимательского университета вне зависимости от их функций и должностей. В заключение стоит отметить, что кризис высшего образования, кризис российского университета носит объективных характер и связан не только с ситуацией в России, но и с тем, что она стала частью мирового сообщества, в котором идут процессы перехода к глобальному рынку и к экономике, основанной на знаниях. В настоящее время в российском университетском сообществе ведется работа по формированию стратегии выхода из кризиса на пути поиска новых подходов к организации университета, новых принципов деятельности его сотрудников. Эта работа ведется как на теоретическом уровне, так и, что имеет решающее значение, путем практического внедрения новых форм организации. Одной из наиболее проработанных форм, успешно применяемых рядом европейских и российских университетов, является предпринимательская организация. Такие инновационные предпринимательские университеты успешно решают задачи высшего образования, в том числе массового, научных исследований, которые обеспечивают высокое качество обучения, и задачи взаимодействия с регионами. Эти университеты также обеспечивают развитие собственной материальной базы и достойную оплату труда своих сотрудников. В своей работе я буду рассматривать Волгоградский Государственный Технический Университет, а также его предпринимательскую деятельность. Волгоградский государственный технический университет сформировался, вырос и достиг современного уровня, сохранив и развив традиции Сталинградского тракторостроительного и механического института. Институт был основан в 1930 года всего на месяц ранее пуска первенца отечественного тракторостроения - Сталинградского тракторного завода, для которого первоначально и предназначалась подготовка специалистов с высшим техническим образованием, которая продолжается и по сей день. Сейчас ВолгГТУ — один из крупнейших вузов Поволжья, известный научный центр на юге России, выполняющий большой объем научных исследований. В университете выполняются проекты в рамках научно-технических программ Министерства образования и науки РФ по приоритетным направлениям развития науки, техники, технологий и критическим технологиям федерального уровня, таких как ведомственные научные программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», «Развитие научного потенциала высшей школы», ФЦНТП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации». Общий объем научных исследований в 2010 году составил 236,5 млн. рублей, в том числе 48,9 млн. рублей поступило из средств федерального бюджета, а 137,3 млн. рублей — это выпуск наукоемкой продукции и выполнение хоздоговорных НИР [6]. Таким образом, можно сформировать гипотезу о том, что ВолгГТУ – это предпринимательская организация. 2. ВолгГТУ как предпринимательская организация на практикеВ этой главе я, опираясь на информацию с официального сайта ВолгГТУ, доказываю то, что Волгоградский Государственный Технический Университет – это предпринимательская организация. Это будет осуществляться с помощью основных признаков предпринимательской организации. Поскольку эти данные можно обнаружить в официальных документах университета, лучшим способом доказательства гипотезы является традиционный анализ документов. Первое условие принадлежности ВолгГТУ к предпринимательским организациям заключается в получении прибыли как цели деятельности. Для его проверки используем информацию о миссии Волгоградского Государственного Технического Университета, расположенную на официальном сайте вуза, а также устав ВолгГТУ. Документ о миссии университета содержит следующую информацию: «Основываясь на традициях отечественной высшей школы, используя инновации в сфере науки и высшего образования, обеспечивая единство научной учебной и воспитательной деятельности, осуществлять подготовку гармонично развитых, конкурентоспособных и профессионально ответственных специалистов, ориентированных на перспективные потребности Российского и мирового рынков» [7]. Из этого документа можно сделать вывод о том, что цель деятельности университета – это подготовка квалифицированных специалистов. Получение прибыли же в этом документе вообще не упоминается никоим образом. Дополнительно имеет смысл рассмотреть устав ВолгГТУ, который содержит Общие положения, порядок приема в вуз, главу об образовательной деятельности университета, научной деятельности, управлении заведением, а также экономической и финансовой деятельности университета. Для начала обратим внимание на отдельные части общих положений устава: «Основными задачами университета являются:
Таким образом, получаем, что университет – это, прежде всего, государственное образовательное учреждение, нацеленное на обеспечение страны специалистами. Получаем, что по первому признаку принадлежности к предпринимательской организации ВолгГТУ ею не является. Однако всё же университет имеет право на предпринимательскую деятельность. Далее рассмотрим остальные признаки. Второй – это самостоятельность предпринимателя. Вновь обратимся к уставу ВолгГТУ:
Из приведенного выше документа можно сделать несколько выводов. Во-первых, всё имущество, которым обладает вуз, принадлежит государству, и не может быть приватизировано. Однако университет при этом имеет право сдавать эти помещения в аренду и извлекать из этого некоторую прибыль, которая уже входит в собственность учебного заведения. Во-вторых, университет несет ответственность за вверенное ему имущество перед государством, следовательно несет имущественную ответственность, которая является третьим признаком предпринимательской организации. Далее следует обратить внимание еще на одну часть устава: «8.12. За счет собственных средств университет имеет право:
8.13. Финансирование деятельности университета осуществляются за счет:
8.14. Университету принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию; на продукты интеллектуального и теоретического труда, являющиеся результатом его деятельности, а также на доходы от собственной деятельности университета и приобретенные на эти доходы объекты собственности, которые поступают в самостоятельное распоряжение университета и учитываются на отдельном балансе. 8.15. Университет самостоятельно определяет направление и порядок использования всех своих бюджетных и внебюджетных средств, включая определение их доли, направляемой на оплату труда и материальное стимулирование работников, развитие материальной базы и капитальное строительство объектов вуза. Не использованные в текущем периоде (год, квартал, месяц) средства не могут быть изъяты или зачтены в объем финансирования университета на последующий период». Из приведенной части видим, что ВолгГТУ может осуществлять предпринимательскую деятельность, самостоятельно распоряжаться поступившими бюджетными, а также внебюджетными средствами. Таким образом, университет обладает самостоятельностью в плане расходования средств и имеет право заниматься предпринимательством. Однако так как университет – это государственное учреждение, у него отсутствует предпринимательский риск, потому что большая часть финансирования осуществляется за счет государства, а также вуз не может брать кредиты без согласия государства. Далее для непосредственного рассмотрения предпринимательской деятельности ВолгГТУ, вновь обратимся к официальному сайту ВолгГТУ, на котором расположена информация касательно оказания платных услуг университета. Прежде всего, это испытательная лаборатория ВолгГТУ, которая работает в вузе с 1997 года. Виды деятельности испытательной лаборатории:
Лаборатория выдает официальные, технически обоснованные, заключения для организаций и предприятий различных форм собственности, эксплуатирующих или торгующих машинами и оборудованием, а также для физических лиц, реализующих свои права в соответствии с законом о защите прав потребителей (в том числе и по судебным искам) [8]. То есть Волгоградский Государственный Технический Университет сотрудничает с предприятиями и предоставляет им ряд платных услуг по испытанию технических средств как полноценная предпринимательская организация. Помимо этого в ВолгГТУ функционирует центр коллективного пользования. Он выполняет анализ органических соединений и полимеров с использованием широкого спектра классических и инструментальных физико-химических методов анализа. Основой предпринимательской деятельности университета является оказание различных видов платных образовательных услуг. Одним из самых значительных здесь является центр исследования конъюнктуры рынка (ЦирконЪ). Согласно информации на официальном сайте ВолгГТУ: «ЦирконЪ — структурное подразделение ВолгГТУ. Наша основная цель — профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов, а не коммерческая деятельность, основные усилия в которой направлены на извлечение прибыли. Наш коллектив состоит из единомышленников, объединившихся для того, чтобы реализовать свой творческий потенциал и научно-исследовательские интересы. Мы занимаемся образовательной деятельностью, поскольку видим в этом полезность для Общества и благотворный образ жизни, противостоящий агрессивному миру бизнеса. Мы независимы от каких-либо коммерческих и государственных структур, инвестиционных компаний и банков. Мы не связаны условиями эксклюзивности ни с одной компанией и работаем со всеми клиентами, заинтересованными в наших услугах, но не участвуем в конкурентной борьбе наших клиентов между собой. Мы стремимся развиваться настолько динамично, насколько позволяет темп современной жизни, а, следовательно, опыт, накопленный нами, будет всегда богаче, чем у подобных организаций, основанных позже. Выбор учебного курса и разработка тем происходит только в том случае, если в нем есть потребность со стороны работодателей, группы слушателей, актуальность знаний востребована рынком и в команде ЦирконЪ есть преподаватели, имеющие значительный опыт практической деятельности в рассматриваемой предметной области. Постоянная модернизация учебного курса, обновление. Нацеленность на потребности слушателей. Мы предоставим вам индивидуальный курс; скомбинируем курс из тем, которыми владеем профессионально»[9]. ЦирконЪ – это еще одна ветвь предпринимательской деятельности университета, которая является источником дохода для вуза. Рассмотрев предпринимательскую деятельность университета можно сделать следующие выводы: Прежде всего, ВолгГТУ – это не только образовательное учреждение, но и предпринимательская организация, поскольку он удовлетворяет трем признакам предпринимательской организации из четырех возможных (не выполняется условие наличия предпринимательского риска). ВолгГТУ не только официально имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность, но и оказывает ряд платных образовательных услуг, а также занимается техническим осмотром транспортных средств. Следовательно, гипотеза доказана. Однако при всем при этом следует отметить, что хотя ВолгГТУ и предпринимательская организация, он не совсем вписывается в западное понимание университета как предпринимательской организации, поскольку в большинстве своем оказывает только лишь платные образовательные услуги. В то время как в странах Европы и США под университетом, занимающимся предпринимательской деятельностью подразумевается наличие у вуза специальных лабораторий, которые активно заняты разработками для различных частных компаний и государства. Таким образом, ВолгГТУ есть куда стремиться в плане предпринимательской деятельности. ЗаключениеВ данной работе я рассмотрела основы отечественного и западного образования, их достоинства и недостатки, перспективы развития. В ходе исследования было выявлено, что ВолгГТУ – это предпринимательская организация, которая, однако, еще не полностью перешла на самообеспечение и все еще находится под опекой государства. Университет оказывает ряд услуг по техническому обслуживанию, обучению, переподготовке инженерных кадров, но все, же отстает от американских и европейских университетов. Это отставание свидетельствует о том, что необходимо полностью менять Российскую систему образования, вынуждать её получать необходимые средства для функционирования за счет платных прикладных разработок для предприятий и оказания особых образовательных услуг. Потому что именно такая модель университета в настоящее время является оптимальной и в состоянии готовить действительно квалифицированных специалистов узкого профиля. Такая трансформация не может случиться случайно, а может произойти только в результате коллективных предпринимательских действий каждой из кафедр вуза при поддержке и одобрении государства. Список использованной литературы:
Добавил: mauzer (04.09.2011) | Категория: Социология Просмотров: 8696 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 | |
Комментарии (0) | |