Главная Философия » Файлы » Методички » Философия [ Добавить материал ]

Диалектическая взаимосвязь природы и общества. Принципы коэволюции (сосуществования) человека и природы (Вернадский). Краткий ответ

Это лишь краткий ответ на экзаменационный вопрос по философии (все вопросы).

В научном творчестве Вернадского значительное место занимали философские вопросы естествознания, истории и закономерностей развития научного знания, соотношения эмпирического и теоретического в научном познании, взаимосвязь философии и естествознания, социальные функции научного знания, проблемы социальной ответственности ученых. Глубокие философские мысли были высказаны им относительно пространственно-временной структуры мира, роли симметрии и асимметрии в явлениях жизни и т.д. Идеи Вернадского о характере развития научной мысли и научного мировоззрения, природе научных революций, структуре научного знания явились крупным вкладом в фи­лософию и науковедение.

Проявлением начавшейся революции в естествознании Вернадский считал и «наблюдаемый огромный скачок научного творчества»  в осмыслении «положения человека в научно создаваемом строе мира». Конкретно место и роль человека в мире было раскрыто самим Вернадским в его учении о биосфере и ноосфере. Но это было осуществлено им в работах 30-х – начала 40-х гг. А в 20-е гг. он сосредоточил внимание на анализе характера преобразований представлений о материи. Так, в незавершенной работе «Научная революция и философия» (20-е гг.) он весьма подробно раскрывает сущность происходящих изменений на материю и энергию: «Изменяются в корне идеи материи и энергии: свет, теплота, электричество получают новое содержание, далекое от представления, которое было создано в XIX столетии... Открываются негаданные и нежданные источники энергии – мертвая инертная материя, непроницаемая и занимающая определенное пространство, уходит в прошлое, на ее место становится вечно изменяющийся – могущий бесследно исчезнуть – самоисточник сил, перед которым давно известные нам великие силы природы являются ничтожными и мелкими. Они служат простым отблеском материи. Время вторгается в область мертвой материи – для нее поднимаются вопросы о пределах ее бытия. Нe только организмы, но и элементы материи имеют свое время и условия существования. Космогонические схемы, которыми жило человечество в XIX столетии и которые в основе своей являются переработкой спекуляций XVII столетия, кажутся детскими призраками перед совершенно новыми вопросами, какие ставит нам область радиоактивности»

Учение о биосфере является одним из крупнейших научных и философских обобщений. Оно впитало в себя эволюционные идеи Дарвина, представления о природе Гете, Гум­больдта, Ламарка, Зюсса, Докучаева и других ученых. В него были включены и собственные биогеохимические исследования природы. Тем самым Вернадский не только продол­жил материалистическую тенденцию познания природы, но и поднял ее на новую высоту. Логическим завершением этой тенденции явилось обоснование Вернадским перехода биосферы в ноосферу.

Учение о переходе биосферы в ноосферу – вершина его естественно-научного и философского творчества. Вернадскому удалось вскрыть космопланетарную роль научной мысли как новой геологической силы, единство природных и социальных законов эволюции, возможности человека и человечества управлять природными и социальными про­цессами. Тем самым он продолжил традицию русского космизма поиска взаимосвязанного развитию природного (космического) и социального, естественно-научного и гумани­тарного знания. Учение Вернадского о биосфере и ноосфере явилось основанием его антропокосмической идеи.

При этом особое внимание Вернадский уделяет логике естествознания, ориентированной на познание той природы, которая окружает человека. Ее постижение и является «конечной задачей» данной области знания: «Логика естествознания, имеющая своей конечной задачей научное познание окружающей человека природы, прежде всего той планеты, на которой человек живет – Земли, и той ее среды – биосферы – области его жизни, с которой стихийно и неразрывно связан человек и его сообщества». Создание такой логики Вернадский считал «очередной задачей ближайшего будущего».

Особое значение научного знания Вернадский видел в постижении им процесса перехода биосферы в ноосферу. Его осуществление связывалось с уровнем развития науки, ее интеграцией и возможностями способствовать совместному развитию человека и биосферы. Он оптимистически смотрел на эти возможности научного знания. В этой связи нельзя согласиться с мнением некоторых современных авторов, которые высказывают весьма пессимистические суждения по данным вопросам. Например, Р.К. Баландин на поставленный им вопрос: «Готова ли современная наука к решению чрезмерно запущенных задач, связанных с познанием биосферы, места в ней человека?», дает отрицатель­ный ответ. Основанием для него он приводит следующие суждения: «Рыночные отношения в сфере интеллектуальной деятельности, основанные на принципах экономической (а не экологической) рентабельности, скорейшей финансовой отдачи – это и есть один из факторов деградации научно-философской свободной мысли». Все это якобы и не позволяет перестроить сознание современного человека на формирование качественно новых форм его взаимоотношений с природой.

Похожие материалы:

Добавил: mauzer (04.01.2013) | Категория: Философия
Просмотров: 11522 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Теги: Человек, ответы по философии, Природа, общество, краткий ответ, коэволюция, философия, вернадский
Комментарии (0)

Имя *:
Email *:
Код *: