Главная » Статьи » Про образование [ Добавить статью ]

Мировоззрение — тоже мода

Одно из определений моды звучит так: «Мода - совокупность вкусов, привычек и преференций какой-либо группы людей, в определенное время». Ключевыми словами здесь, очевидно, есть «у какой-либо группы в определенное время», потому что именно эта характеристика дает нам основание рассматривать совокупность привычек и взглядов как «моду». А вот если в определенное время какая-то, достаточно широкая, группа людей показательно пренебрежительно относится к «моде», — значит, быть немодным — модно?

Парадокс, но это так. То, как мы конструируем себе собственный идеал и выбираем круг интересов и ценности, выражаем чувства, взгляды и эмоции, мы делаем, учитывая моду.

Мода на протест

В Америке в 50-х появилась группа писателей, так называемые «битники». Для начала – просто группа друзей (Аллен Гинзберг, Уильям Берроуз, Джек Керуак и другие), которые пишут стихотворения и прозу, увлекаются левыми идеями и восточными религиями, критикуют «потребительское общество», хотят свободы, принимают наркотики, путешествуют автостопом, протестуют против общественных норм. Творчество этой группы становится популярным среди молодежи, а вместе с творчеством – и их образ жизни, и набор мировоззренческих и идеологических преференций (по крайней мере, значительная часть). В начале 60-х – весь перечень характеристик уже можно применять к целому поколению молодежи, - речь о движении хиппи.

Можно, конечно, в этом контексте говорить о социальных предпосылках, идеологическом климате, можно и творчество битников рассматривать как продукт определенной ситуации, а не как движитель. Но можно говорить и о моде. Да, битники создали моду на определенные наркотики и на свободу в сексуальных отношениях, на путешествие автостопом, на нонконформизм, даже на написание стихотворений. Просто они создали определенный привлекательный образ, пригодный для наследования, определенную модель, по которой можно было конструировать собственную личность. Они создали также красивый образ определенного образа жизни и, кроме того, сформулировали под него идейную основу, наделив его смыслом, – идеальный продукт для потребления, который в какой-то степени определил биографии целого поколения. В то время шла речь о «мировоззрении», а теперь часто можно услышать высказывание наподобие: «в шестидесятых годах была мода на левизну» (где «левизна» употребляется в широком значении, как любые антиобщественные настроения)

Стиль афроамериканцев

Мода часто оперирует образами, определенной «совокупностью». Вот еще несколько примеров. Когда такое музыкальное направление, как реп, сначала продукт черного населения, завоевал широкую популярность, белые подростки начали подражать стилю одежды, стилю общения и стилю жизни афроамериканцев. Проще говоря, мода на реп заставила белых захотеть стать черными, или, по крайней мере, быть на них в меру возможностей максимально похожими.

«Старый» Хем

Писатель Эрнест Хемингуэй создал убедительный, наделенный чертами автобиографичности, образ представителя так называемого «потерянного поколения», — «разуверенного» и «циничного» поколения, «сломанного» участием в Первой мировой войне, любителя джаза, алкоголя и опасности. Хемингуэй стал чрезвычайно модным в Советском Союзе в шестидесятых-семидесятых годах, соответственно модным стал и созданный им образ, — скептическое мировоззрение, обращение «старый», увлечение джазом, широкие бороды и грубые свитера. Так, соблазненный романтикой, советский интеллигент воспроизводил собственным стилем поведения и мышления определенный типаж, сформированный при совсем других исторических обстоятельствах.

Эмо, готы, панки и другие

Молодые люди проблему собственной идентичности воспринимает острее. Субкультуры предлагают уже готовые целостные образы. Причем, в выборе субкультуры важен также фактор социальной группы, ведь принадлежность к некоторым из них требует, скажем, большей суммы денег в бумажнике — идет речь о требованиях относительно внешнего вида или о стимулирующих веществах, которым отдается предпочтение. Но часто какая-то субкультура может становиться моднее и, соответственно, выходить за пределы собственной социальной группы. Хотя это свидетельствует скорее о том, что модным становится стиль определенной субкультуры, преимущественно ее внешние характеристики. Но и очевидно, что когда Жан Поль Готье брал за основу своих коллекций стиль панк, он этим самым пропагандировал и определенную, если не позицию, то, по крайней мере, позу, а это тоже к чему-то обязывает.


Мода на роскошь

В последнее время популярен так называемый «гламур», — в сущности, мода на роскошь. То есть сегодня модно быть богатым. И, кстати, эта мода расцвела в России намного сильнее, чем в странах Европы. Конечно, то, что среди людей с достатком ниже среднего принято «быть богатым», это парадокс. Поэтому они пытаются просто выглядеть так, будто ты «богат»: побольше разноцветных камней и желтого металла, блестящие ткани, кожа, под экзотических зверей... Но идет речь не только о «роскошной» одежде, которую действительно можно в настоящий момент приобрести по доступной цене, — благодаря Турции и Китаю, — речь опять же о наборе требований, которых нужно придерживаться. Соблазнительный образ богатой и красивой жизни, которая кажется такой доступной, вынуждает представителей low-middle class определять собственную личность в категориях совсем другой социальной группы. Просто напрашивается критика ошибочного классового сознания.

Конечно, можно еще говорить о маркетинговых стратегиях, о медиа, кино и государственной политике, даже о теории заговора, — механизмов зарождения и распространения моды может быть очень много. Но всегда идет речь об имидже, который способен очаровать или привлечь «группу людей», вызывать в них желание его присвоить. И здесь вспоминается хрестоматийная история об образе «юного Вертера», созданный Гете, который оказался насколько привлекательным, что стремление его наследовать вызвало в Германии волну самоубийств «на почве несчастной любви»...


Похожие статьи:

Добавлено: 02.08.2012 | Просмотров: 1333 | Рейтинг: 4.0/1 |
Теги: готы, эмо, панки, культура


Комментарии (0)
Имя *:
Email *:
Код *: