Главная » Статьи » Про образование [ Добавить статью ]

Конец господства западных университетов?

К концу этого десятилетия, четыре из каждых 10 молодых специалистов в мире будут походить лишь из двух стран – Китая и Индии. Рост экономики в странах Азии изменит также баланс выпускников высших учебных заведений. По прогнозам уже в ближайшие восемь лет Китай и Индия будут лидировать в подготовке студентов.

Исследования Организации экономического сотрудничества и развитии (ОЭСР) показывает далекоидущие изменения в балансе количества выпускников, а растущие азиатские экономики должны обойти Соединенные Штаты и Западную Европу.


Прогнозы относительно вида, который будет иметь «глобальный банк талантов» в 2020 году показывают, что Китай в дальнейшем продолжит наращивать количество своих выпускников, – до 29% от выпускников всего мира в возрасте от 25 до 34 лет. Больше всего потеряют США – уменьшение до 11% - страна впервые займет третье место и окажется после Индии.

США и страны Европейского Союза вместе, как ожидается, будут иметь немного больше четверти молодых выпускников мира. Россия также уменьшит свои показатели – ее частица выпускников в мире уменьшится чуть ли не в два раза с начала века. Индонезия, по прогнозам ОЭСР, поднимется на пятое место (на фото — студенты из Индонезии).


Масштаб изменений высшего образования

Является ли это концом империи? Высшее образование стало зеркалом и увеличительным стеклом экономической деятельности. В период после Второй мировой войны доминировали университеты в США, Западной Европе, Японии и России. США, в частности, были сверхгосударством для университетов – в понимании их богатства, влияния, и, до недавнего времени, относительно количества статистических показателей. До 2000 года США имели частицу молодых специалистов соотносимую с Китаем. Япония также имела много молодых специалистов, как и Индия.


Сегодня Китай и Индия является наибольшими игроками в отрасли. Рост количества выпускников отображает изменения амбиций этих стран – теперь они желают конкурировать с развитыми экономиками за рабочие места с высоким уровнем дохода. Вместо того, чтобы развивать недорогие производства, они нацелились на привлечение высокотехнологических вакансий, которые до этого забронировал за собой западный средний класс.

Пятикратный рост

Как показывают данные ОЭСР, это не только частный случай таких стран, как Китай, чья экономика расширяется, пока другие стоят на месте. Во всех промышленно развитых странах количество выпускников растет – просто не так быстро, как в Китае, где их численность выросла в пять раз за десятилетие. ОЭСР отмечает, что до 2020 года количество молодых выпускников Китая будет приблизительно равняться общей численности населения США в возрасте от 25 до 64 лет. На этой измененной карте мира мы увидим, что Бразилия будет иметь больше выпускников, чем Германия, Турция больше, чем Испания, Индонезия в три разы больше, чем Франция. В Великобритании наблюдается обратная тенденция, по прогнозам, страна увеличит свою частицу с 3% в 2010 году до 4% в 2020 году. Это стремление увеличить количество выпускников имеет четкие экономические цели, говорится в исследовании ОЭСР.

Хватит ли рабочих мест?

Переход от «массового производства к экономике знаний» означает улучшение уровня занятости и доходов – так что есть «серьезные стимулы» для стран расширять высшее образование. Но хватит ли работы выпускникам с высшим образованием? ОЭСР пытались проанализировать ситуацию, глядя на одну сторону рынка труда – количество рабочих мест в области науки и технологии. Количество таких работ быстро выросло - и в докладе говорится, что это пример того, как расширение высшего образования может создать новые виды занятости.

Эти научные и технологические рабочие места - для специалистов и техников – составляют приблизительно каждые четыре из 10 рабочих мест в некоторых скандинавских странах и странах Северной Европы. В отличие от этого, и это является показателем более старого уклада экономики, эти технологические рабочие места составляют только небольшую часть рабочей силы в Китае и Индии.

ОЭСР считает, что есть существенные экономические выгоды от внедрения инвестиций в высшее образование – это создает новые рабочие места для более образованных, одновременно с этим исчезают неквалифицированные рабочие места.

Выпускники: количество или качество?

Прогноз ОЭСР показывает темпы роста количества выпускников. Но не показывает качество или, к каким экономическим последствиям это расширение приведет.

Есть и другие способы отображения изменений распределения знаний. Команда из Интернет института Оксфордского Университета выпустила набор карт с указанием «географии знаний в мире». Они показывают, как население потребляет и производит информацию в мире онлайн. Карты отображают уровни использования Интернета, объемы накопленного пользователями материала через Google, концентрацию научной деятельности и географическую направленность статей Википедии. В отличие от роста азиатских экономик, эти карты говорят о культурном доминировании Запада. Азиатские страны лидируют в количестве студентов и кандидатов наук. Но интересным является то, как Запад продолжает удерживать свои сильные позиции, – потому, что Запад контролирует учреждения.

Отображение нового мира

Сегодня в Китае больше студентов, чем когда-либо прежде, но они как и раньше используют западные механизмы для публикации результатов своей работы. Большой вопрос: будут ли китайские исследователи такими же проницательными, как их западные коллеги, - этого еще исследователи не знают. Карты также показывают, насколько Африка и Южная Америка теряют в этой новой борьбе за цифровое господство.

Еще одной особенностью исследований Оксфорда было показать, как научно-исследовательские центры и их экономическая деятельность сосредоточена на сравнительно небольших территориях. В США непропорционально большие инвестиции получают Силиконовая долина и район Бостона, с большими «незадействованными» массивами между ними.

Каждая эпоха имеет свою особенную географию. В наш информационный век, она не зависит от железнодорожных дорог и водных путей, а от центров знаний. Это является новой разновидностью промышленной карты. Вместо угля и стали, она будет рассматривать расположение университетов и центров инновации.



Добавлено: 21.07.2012 | Просмотров: 1649 | Рейтинг: 5.0/1 |


Комментарии (0)
Имя *:
Email *:
Код *: