Справочник содержит 88 наиболее важных вопросов по всему курсу философии с краткими ответами на них.
Содержание:
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ СИСТЕМНОГО ПОВТОРЕНИЯ ПО КУРСУ ФИЛОСОФИИ
Философия, круг ее проблем и роль в обществе.
Понятие мировоззрения и его структура. Исторические формы мировоззрения.
Космоцентризм и натурфилософия древних греков.
Проблема человека в античной философии. Нравственная философия Сократа.
Учение Платона об идеях.
Учение Аристотеля о материи и форме.
Средневековая западная философия. Патристика и схоластика.
Характерные черты философии эпохи Возрождения.
Натурфилософия Н. Кузанского.
Учение Д. Бруно. Гелиоцентризм.
Социально-политические идеи эпохи Возрождения.
Социально-исторические предпосылки возникновения философии Нового Времени. Взаимосвязь естествознания, технического прогресса и философии.
Ф. Бэкон и теория экспериментирующего знания.
Рационализм Р. Декарта.
Философия Б. Спинозы. Пантеизм.
Сенсуализм учения о познании Д. Локка.
Субъективный идеализм Д. Беркли. Агностицизм Д. Юма.
Философия французского просвещения.
Критическая философия И. Канта.
Абсолютный идеализм Г. Гегеля.
Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Критика идеализма и разработка материалистического понимания истории К. Маркса.
Ленинский этап в развитии марксистской философии.
Материалистические взгляды А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского.
Философия «всеединства» В. Соловьева.
Русская религиозная философия в ХХ в.
Современная западная философия. Особенности и основные направления.
Бытие как фундаментальная категория философии.
Бытие и субстанция. Основные формы бытия.
Философское и естественнонаучное понимание материи.
Движение как способ существования материи. Формы и виды движения.
Философское и естественнонаучное понимание пространства и времени.
Сознание, его происхождение и сущность.
Сознание и мозг. Мышление и язык.
Диалектика и метафизика как методы познания.
Диалектика и ее исторические формы.
Принципы и законы диалектики.
Основные категории диалектики.
Концепции познания в философии.
Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и способы взаимодействия.
Проблема истины. Истина. Заблуждение. Ложь.
Практика как критерий истины.
Особенности научного знания.
Структура научного познания: формы и методы.
Понятие общества. Основные концепции общественного развития.
Общество как система.
Специфика законов общественного развития.
Смысл истории.
Человек как предпосылка и результат истории.
Философская антропология о природе и сущности человека.
Биологическое и социальное в человеке, их соотношение и взаимосвязь.
Проблема антропосоциогенеза. Альтернативные концепции происхождения человека.
Проблема смысла жизни.
Понятия «человек», «личность», «индивидуальность». Условия и механизмы формирования личности.
Свобода и творчество как высшие ценности личности.
Коллективность как основная форма бытия человека.
Человек и природа. Исторические формы отношения человека к природе.
Экономическое бытие общества: понятие и структура.
Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.
Человек в компьютеризованном мире: социокультурный и психологический аспекты проблемы.
Понятие социальной структуры общества. Исторические виды и формы социальной общности: семья, род, племя, народность, нация.
Проблема этногенеза. Основные концепции.
Классы и их роль в системе социальных связей.
Понятие социальной стратификации. Социальная мобильность.
Государство и гражданское общество: признаки и функции.
Общественное сознание и его структура.
Понятие политики. Политика и право.
Нравственное сознание и нравственные ценности.
Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.
Религиозные ценности и свобода совести.
Наука как форма духовной деятельности: специфика и функции.
Техника. Происхождение и сущность. Техника и этика.
Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
Понятие цивилизации и ее исторические типы.
Содержание и основные признаки современной информационной цивилизации.
Место России в мировом цивилизационном процессе.
Динамика общественного развития. Эволюция и революция.
Понятие культуры и ее исторические типы.
Культура как система. Символический характер культуры.
Культура и цивилизация. Проблемы человека в современной культуре.
Диалог культур: Запад – Восток – Россия.
Гуманизм как цель и мера социального прогресса.
Кризис гуманизма в условиях индустриального общества.
Гуманизм и тоталитаризм, гуманизм и демократия: проблемы и противоречия.
Глобальные проблемы человечества, их типология. Экологические проблемы современности. Пути выхода из кризиса.
Человечество как планетарное явление. Понятие ноосферы.
Взаимодействие цивилизаций и стратегия будущего.
Социальное познание и его особенности. Уровни социального познания.
Пример ответа (из неё же) на вопрос из методички (№1):
1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Термин «философия» был введен в обиход древнегреческим мыслителем Пифагором и переводится на русский язык как любовь к мудрости. В древности под философией понимали любое знание. В современном представлении философией называется область теоретических знаний о мире в целом, о месте человека в этом мире и о принципах взаимоотношения человека с этим миром. Важнейшими чертами философии являются научность, критичность и фундаментальность. Основной вопрос философии есть вопрос об отношении сознания к материи. В структуру философии входят учение о бытии (онтология), учение о познании (гносеология) и учение о развитии (диалектика). Философия является важнейшей частью духовной культуры. Ее роль в обществе определяется основными функциями: мировоззренческой, методологической, гуманистической и моральной.