Главная » Файлы » Лекции » Другое [ Добавить материал ]

Лекции по физической культуре (физкультуре)

Лекция 1. Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - комплекс научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативов, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

ЗОЖ должен стать основополагающим фактором профилактики болезней современности о сохранении и укреплении здоровья управляемых прогрессом.

Здоровье и ЗОЖ – это взаимосвязанные и взаимовлияющие категории. ЗОЖ складывается из повседневных элементов, к наиболее значимым из которых можно отнести:

  • Двигательный режим, включающий все уровни двигательной активности (физкультура, прогулки, спортивные тренировки).
  • Закаливание организма.
  • Рациональное питание.
  • Личная, общая гигиена.
  • Адаптация к окружающей природно-социальной среде.

Лекция 2. Понятие об инфекционных заболеваниях

Под инфекционными заболеваниями понимаются заболевания, вызванные болезнетворными возбудителями, которые передаются от зараженного организма к здоровому, и способные к массовому (эпидемическому) распространению (бактерии, вирусы, грибки). Причиной возникновения инфекционного заболевания является проникновение болезнетворного микроорганизма в восприимчивый организм человека.

Обязательные условия эпидемического процесса:

  1. Источник инфекции.
  2. Механизм передачи инфекции.
  3. Восприимчивость людей к заболеваниям.

При всех инфекционных заболеваниях от момента заражения до появления первых видимых признаков заболевания проходит определенное время, называемое инкубационным периодом, в течение которого человек остается внешне здоровым (длительность от нескольких часов до нескольких месяцев).

Иммунитет – невосприимчивость организма к действию болезнетворных микробов.

Различают:
  • Врожденный иммунитет – невосприимчивость к определенным болезням с рождения.
  • Приобретенный иммунитет – возникает после заболевания в легкой форме или создается искусственно в результате прививок.

При установлении факта заражения инфекционным заболеванием устанавливается карантин.

Карантин – комплекс режимных санитарных противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционных заболеваний.

Лекция 3. Понятие качества силы

Под силой человека понимается способность организма к преодолению внешнего сопротивления или противодействию внешним силам. В первом случае человек стремится придать ускорение неподвижному объекту, а во втором случае наоборот стремится ограничить (сохранить) в исходном положении свое тело, при воздействии на него внешних сил; такие силы, как различные внешние воздействия, удар соперника в боксе, или вес собственного тела, упражнения на турнике. Различают абсолютную и относительную силу.

  • Абсолютная сила – это сила, которую человек проявляет в каком либо движении без учета веса тела.
  • Относительная сила – это величина силы, приходящаяся на 1 кг. веса тела человека.
  • Абсолютная сила характеризуется предельным весом, который может поднять человек.
  • Относительная сила измеряется путем измерения отношения абсолютной силы к весу человека.
  • Абсолютная сила с увеличением веса человека увеличивается, а относительная уменьшается. Это объясняется тем, что с увеличением размеров тела человека вес возрастает в большей пропорции, чем мышечная сила.
Для развития силы существуют две группы упражнений:
  • Связанные с внешним сопротивлением (бег и т.д.)
  • Связанные с поднятием тяжести собственного тела (отжим, пресс).

Лекция 4. Понятие выносливости

Выносливость – способность человека выполнять работу без снижения ее эффективности несмотря на возникающее утомление.

Различают выносливость общую и специальную. Общая выносливость – способность человека продолжительное время выполнять любую физическую работу, вовлекающую в действие большую часть мышц тела и положительно влияющую на его проф. дело.

Показателем общей выносливости является продолжительность стандартной работы при измерении мощности без снижения ее интенсивности. Для воспитания общей выносливости используются упражнения, характерными признаками которых являются:

  • Активная работа всех крупных чего-то там...
  • Преимущества кислородного энергообеспечения мышечной работы.
  • Продолжительная работа более 10 минут.
  • Умеренно большая или переломная интенсивность.

Для воспитания выносливости используется продолжительный бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде и плавание.

Лекция 5. Осанка

Осанка – поза непринужденно стоящего человека. В более широком смысле под осанкой понимают привычное положение тела человека во время стояния, сидения или ходьбы. Осанка считается правильной, если голова приподнята, грудная клетка развернута, плечи находятся на одном уровне. При нарушении осанки нарушается функция дыхания, может появиться близорукость и различные заболевания позвоночника.

Приобретение правильной осанки – это длительный процесс. Основой профилактики нарушений осанки является обязательная тренировка организма. Наиболее эффективными являются статические упражнения. Они должны обязательно чередоваться с динамическими.

Достаточно эффективно мышечный корсет укрепляется при занятиях в бассейне; целесообразно плавать и упражнения выполнять в воде по 30 – 45 минут 3, 4 раза в неделю.

Предпочтительно плавать брасом или на спине, выполняя гребки двумя руками одновременно.

Лекция 6. Зарождение древнегреческих Олимпийских игр

Существуют 3 легенды зарождения Олимпийских игр:

  1. Связана с именем Геракла.
  2. Связана с древнегреческим царем Пелоносом (каждые 4 года он проводил праздник).
  3. С 884 г. до н.э. царь Ифит каждые четыре года решил проводить Олимпийские игры в честь праздника урожая. Считается, что эта версия наиболее близка к истине.

Олимпия – место проведения Олимпийских игр в Древней Греции. Олимпия – древнегреческое поселение, расположенное на юге области Элиды, в то время как в художественной или популярной литературе место проведения игр ошибочно связано с горным массивом Олимп на севере Греции, который, согласно мифологии, является местом пребывания богов. Победители награждались оливковой веткой. С 1706 г. стали зажигать олимпийский огонь.

На первых тринадцати играх греки соревновались только в беге на 1 стадии и на дистанции длиной 192,27 метра. Стартовали бегуны с мраморных плит, в которых имелись углубления для пальцев ног. С пятнадцатых игр вводится бег на 8, 10, 12, 24 стадии (с 1706 г. до н.э. в программу игр включено пятиборье, с 632 г. к соревнованиям допустили молодежь, ввели кулачный бой).

Основные виды состязаний:

  • Бег.
  • Метание диска (диаметр от 17 до 32 см, масса 1,5 – 6,5 кг.), техника почти как современная.
  • Прыжки в длину:
    • C использованием отягощений.
    • C использованием музыкального сопровождения.
  • Борьба
    • Стоя (3 раза положить на песок).
    • Нижняя до победного конца.
  • Метание копья (копье деревянное в рост человека, попасть в цель).
  • Пятиборье (прыжок, метание диска, бег, метание копья, борьба).
  • Панкратион – древнегреческий вид спорта, сочетавший борьбу и кулачный бой (перчаток не надевали).
  • Кулачный бой – в отличие от современного, не было ограничений по времени.
  • Конное состязание – езда на колесницах.
  • Стрельба из лука.
  • Фехтование (копье и спада).
  • Состязание факельщиков на церемонии открытия
  • Гимнастика.

Олимпиада длилась 5 дней. Первые 24 олимпиады длились один день.

  • 1-й день – открытие (всё как сейчас) + жертвоприношение.
  • 2-й день – состязание молодежи.
  • 3-й день – соревнования взрослых по всем видам.
  • 4-й день – состязания на колесницах.
  • 5-й день – определение победителя, награждение, закрытие.

Программа Олимпийских игр не являлась стабильной. В разные периоды времени количество и виды соревнований изменялись. Также менялось их распределение по дням, но в целом общая конструкция игр не менялась.

Лекция 7. Возрождение Олимпийских игр

В начале XVIII в. спорт получил в Европе всеобщее признание и возникло стремление организовать нечто подобное Олимпийским играм.

23 июня 1894 г. – в Париже собралась комиссия по возрождению Олимпийских игр и генеральным ее директором стал барон Пьер де Кубертен. Затем оформился МОК, авторитетные и независимые граждане разных стран. По решению МОК игры первой олимпиады были проведены в апреле 1896 года в столице Греции на Панафинийском стадионе. За столетнюю историю олимпийский спорт прошел сложный путь развития и не сразу обрел популярность и присущие ему сейчас черты масштаба. Потому анализ олимпийского движения современности требует его четкой периодизации.

Различные историки и социологи предлагают увязывать периоды развития со сроком деятельности президентов МОК или ориентироваться на роль олимпийского движения в жизни мирового сообщества. При таком подходе вырисовывается следующая периодизация олимпийских игр современности:

  • 1-й период: игры 1-й – 5-й олимпиад 1896 – 1912 гг.
  • 2-й период: игры 7-й – 14-й олимпиад 1820 – 1948 гг.
  • 3-й период: игры 15-й – 24-й олимпиад 1952 – 1988 гг.
  • 4-й период: игры 25-й и последующих олимпиад с 1992 года.

Отсчет современных олимпийских игр был начат в Афинах в 1896 г. В наши дни олимпиада – одно из крупнейших событий в мире. Современное олимпийское движение унаследовало у олимпиад древности принципы и идеалы. Девизом игр стал призыв спортсменов всей планеты: Быстрее, выше, сильнее. С 1920 г. он включен в эмблему Олимпиад.

Лекция 8. Студенческий спорт, его организационные способности

  1. Доступность и возможность заниматься спортом в часы обязательных занятий в дисциплине физкультуры.
  2. Возможность заниматься спортом свободно в свободное от учебных занятий время в вузовских спортивных секциях или самостоятельно.
  3. Возможность систематически участвовать в студенческих спортивных соревнованиях доступного уровня.

Вся эта система дает возможность каждому практически здоровому студенту сначала познакомиться, а затем выбрать вид спорта для регулярных занятий.

Система спортивных соревнований

Студенческие соревнования на занятиях:

  • На первенство учебных групп.
  • На первенство курсов.
  • На первенство факультетов.
  • На первенство вуза.
Международные соревнования:
  • Товарищеские встречи между отдельными вузами.
  • Чемпионаты международной федерации университетского спорта.
  • Университеты.

Спортивная подготовка проводится в учебном спортивном отделении, куда зачисляются наиболее физически подготовленные студенты. Для того, чтобы быть зачисленным в это отделение не достаточно только личного желания студента. Необходима определенная спортивная подготовленность или одаренность для занятий избранным видом спорта. Это связано с тем, что перед студентом спортивного отделения ставится задача повышения спорт. квалификации и регулярного участия в спортивных соревнованиях.

Лекция 9. Традиционные и нетрадиционные методы лечения

Восстановление больных и инвалидов может осуществляться с помощью различных методов лечения как традиционных, так и нетрадиционных. До недавнего времени под термином традиционные методы подразумевается применение общепринятых мед. средств и методов восстановления здоровья, к которым относилась медикаментозная терапия, оперативное вмешательство, лечебная физкультура и т.д.

Нетрадиционными называются методы народной медицины, к которым относится фито-, рефлексотерапия, мануальная терапия, йога, биоэнергетическое лечение.

Однако при условиях более раннего возникновения нетрадиционных методов лечения в сравнении с мед. их стали называть методами традиционной медицины. Естественно, что не все люди доверяют методам народной медицины, однако их эффективность подтверждается в течение многих столетий.

Их влияние обусловлено целым рядом факторов:
  1. Активизация иммунной системы организма (это происходит при применении иглоукалывания и точечного массажа). Следует отметить, что большинство мед. препаратов уменьшают функции иммунной системы (антибиотики).
  2. Рефлекторное воздействие на центральную нервную систему, при котором происходит переключение возбуждения с болезнетворного очага на здоровые участки центральной нервной системы.
  3. Возможность их применения в любой ситуации (большинство из них не требуют соблюдения стерильности).
  4. Значительно реже можно столкнуться с проявлением аллергических реакций.

Применение методов народной медицины эффективно, в первую очередь, потому что воздействие в этом случае будет напрямую на причину заболевания, тогда как медикаменты в основном влияют систематически, снимая только болевые ощущения или другие проявления.

Некоторые из методов народной медицины могут быть с успехом применены в домашних условиях людьми, не имеющих специальной медицинской подготовки.

Вероятность возникновения побочных эффектов при их использовании очень мала, однако не следует забывать, что в случае заболевания всегда существует необходимость консультации с врачом.

Лекция 10. Классификация физических упражнений

Классифицировать физические упражнения – значит логически представить их как некую упорядоченную совокупность с определенными признаками.

Наиболее распространенной является классификация физических упражнений по их преимущественным требованиям к физическому качеству.
  1. Физические виды упражнений характеризуются максимальной интенсивностью или мощностью усилий (спринтерский бег, метание тяжестей, атлетика).
  2. Виды упражнений, требующие преимущественного проявления выносливости в движении циклического характера (бег на средние и длинные дистанции, плавание, гребля, лыжные гонки).
  3. Виды упражнений, требующие проявления сложно координированных способностей в условиях строго регламентированной программы движений (гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду).
  4. Виды упражнений, требующие комплексного проявления физ. качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности и непрерывных изменениях ситуаций (мировые виды спорта, бокс, фехтование, борьба).
Наряду с такой относительно общей классификацией в отдельных спец. дисциплинах практикуются частные классификации физических упражнений. 

Похожие материалы:

Добавил: COBA (17.11.2010) | Категория: Другое
Просмотров: 17506 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2 |
Теги: лекция, физкультура
Комментарии (0)

Имя *:
Email *:
Код *: