Главная Искуственный интеллект » Файлы » Методички » Искуственный интеллект [ Добавить материал ]

Коммуникативные методы извлечения знаний. Кратко

Краткий ответ на экзаменационный вопрос по курсу СИИ — системы искусственного интеллекта (все вопросы).

Коммуникативные методы извлечения знаний охватывают методы и процедуры контактов инженера по знаниям с непосредственным источником знаний – экспертом.

В свою очередь коммуникативные методы можно разделить на активные и пассивные. Пассивные методы подразумевают, что ведущую роль в процедуре извлечения знаний играет эксперт, а инженер по знаниям только протоколирует высказывания эксперта во время его работы. В активных методах инициативой владеет инженер по знаниям, который контактирует с экспертом различными способами: в играх, диалогах, беседах за круглым столом. Следует отметить, что активные и пассивные методы могут чередоваться даже в рамках одного сеанса извлечения знаний.

Активные методы

Активные методы можно разделить на две группы, в зависимости от числа экспертов, отдающих свои знания. Если их число больше одного, то целесообразно кроме индивидуальных контактов с каждым применять и методы групповых обсуждений предметной области. Групповые методы обычно активизируют мышление участников дискуссий и позволяют выявлять различные аспекты их знаний. И тем не менее индивидуальные методы извлечения знаний являются наиболее продуктивными, поскольку деликатная процедура передачи знаний не терпит лишних свидетелей.

Игровые методы широко используются в социологии, экономике, менеджменте и педагогике для подготовки руководителей, учителей, врачей и других специалистов. В игре человек раскрепощается и чувствует себя намного свободнее, чем в обычной трудовой деятельности.

На выбор метода извлечения знаний влияют три фактора:

  • личностные особенности инженера по знаниям;
  • личностные особенности эксперта;
  • характеристика предметной области.

Существуют три типа классификации людей по психологическим характеристикам:

  • мыслитель (познавательный тип);
  • собеседник (эмоционально-коммуникативный тип);
  • практик (практический тип).

Мыслители ориентированы на интеллектуальную работу, теоретические обобщения. Собеседники – это общительные, открытые люди, готовые к сотрудничеству. Практики предпочитают действия разговорам, хорошо реализуют замыслы других.

Предметные области можно классифицировать следующим образом:

  • хорошо документированные;
  • среднедокументированные,
  • слабодокументированные.

Остановимся подробнее на пассивных методах извлечения знаний. В пассивных методах ведущая роль при извлечении знаний передается эксперту, а инженер по знаниям только фиксирует рассуждения эксперта во время принятия решений.

Пассивные методы

Реализуются в виде:

  • наблюдений;
  • анализа протоколов «мыслей вслух»;
  • лекций.

Во время наблюдений инженер по знаниям находится рядом с экспертом во время его профессиональной деятельности или имитации этой деятельности и фиксирует все действия эксперта, его реплики и объяснения. Полезна видеозапись всего процесса в реальном масштабе времени. Следует отметить, что именно этот метод извлечения знаний является наиболее «чистым» методом, исключающим навязывание инженером по знаниям своих представлений эксперту.

В случае протоколирования «мыслей вслух» эксперта просят не просто прокомментировать свои действия и решения, но и объяснить, как это решение было найдено, представить всю цепочку своих рассуждений. Во время рассуждения эксперта все его слова, паузы и междометия протоколируются инженером по знаниям. Использование магнитофона не всегда возможно, так как его применение в некоторых случаях негативно действует на эксперта и разрушает атмосферу доверительности. Основной проблемой в этом методе является принципиальная сложность для любого человека объяснить, как он думает.

Лекция является самым испытанным способом передачи знаний. Необходимо сформулировать эксперту тему и задачу лекции. Искусство ведения конспекта заключается в выделении главного, фиксировании фрагментов, записи только осмысленных предложений и помехоустойчивости инженера по знаниям. Рекомендуется стандартная продолжительность лекции – 40 – 50 минут и после перерыва (5 – 10 минут) вновь проводится лекция такой же продолжительности. Курс обычно содержит от двух до пяти лекций.

Активные индивидуальные методы извлечения знаний

Являются самыми распространенными. К ним относятся:

  • анкетирование;
  • интервью;
  • свободный диалог;
  • игры с экспертом.

В активных методах инженер по знаниям пишет сценарий и режиссирует сеансы извлечения знаний.

Анкетирование является наиболее стандартизованным методом. В этом случае инженер по знаниям составляет анкету, размножает ее и использует для опроса нескольких экспертов. Это основное преимущество анкетирования.

Свободный диалог – это метод извлечения знаний в форме беседы инженера по знаниям и эксперта, в котором нет жестко регламентированного плана и вопросника. Квалифицированная подготовка к диалогу помогает инженеру по знаниям стать сценаристом будущих сеансов и запланировать плавную процедуру извлечения знаний: от приятного впечатления в начале беседы переходят к профессиональному контакту через пробуждение интереса и завоевание доверия эксперта. Чтобы разговорить эксперта, желательно вначале рассказать ему о себе, о своей работе.

К активным групповым методам извлечения знаний относятся ролевые игры, дискуссии за «круглым столом» с участием нескольких экспертов и «мозговые штурмы». Преимущество групповых методов состоит в одновременном извлечении знаний от нескольких экспертов и возможности генерации экспертами новых идей в процессе взаимодействия друг с другом.

Перед началом дискуссии ведущему необходимо:

  • убедиться, что все правильно понимают задачу (сеанс извлечения знаний);
  • установить регламент;
  • четко сформулировать тему.

Активные групповые методы

Обычно применяют как дополнительные к традиционным индивидуальным методам для активизации мышления и поведения экспертов.

Мозговой штурм является одним из наиболее распространенных методов активизации творческого мышления. Впервые этот метод был использован в 1939 г. в США А. Осборном как способ получения новых идей в условиях запрещения критики. Установлено, что критика мешает творческому мышлению, поэтому основная идея штурма – это отделение процедуры генерирования идей в замкнутой группе специалистов от процесса анализа и оценки высказанных идей.

Представляет интерес остановиться еще на одном методе извлечения знаний – экспертных играх. Игрой называется такой вид человеческой деятельности, который отражает (воссоздает) другие ее виды. Понятие экспертной игры или игры с экспертами в целях извлечения знаний формировалось на основе трех разновидностей игр:

  • деловых игр, широко используемых при подготовке специалистов и моделировании;
  • диагностических игр;
  • компьютерных игр, применяемых в обучении.

Рекомендуемая литература: страница 101, Базы знаний интеллектуальный систем, Гаврилова Т.А.

Похожие материалы:

Добавил: aller (07.12.2013) | Категория: Искуственный интеллект
Просмотров: 5811 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Теги: Мозговой штурм, экспертные игры, СИИ, коммуникативные методы, методы извлечения знаний
Комментарии (0)

Имя *:
Email *:
Код *: