Политическое учение Платона - оно представляет собой попытку создать модель идеального государства - справедливое правление избранных мудрецов. Согласно Платону идеальное государство необходимо прежде всего для того, что бы спасти бессмертную душу человека. Он описывает несовершенные формы государства: тимократию, олигархию и демократию, называя её главной бедой политики. Для Платона демократия - это власть масс, посредственности, которая неминуемо приведёт к тирании большинства. В его политическом учении нетрудно увидеть политические истоки тоталитаризма. Но исключая эти недостатки можно увидеть разумные основы гражданственности, высокого морального духа.
Политическое учение Аристотеля - он анализирует и совершенствует понятия, которыми должна оперировать политическая мысль. Так же он утверждал, что государство - естественное образование. Граждан он называл свободными людьми, но свободу понимал только как противоположность рабству. Формы государственного устройства Аристотель делит по двум основаниям: количество правящих и цель (моральная значимость) правления. В результате получается три "правильных" формы правления (монархия, аристократия, полития), при которых правители имеют в виду общую пользу, и три "неправильных" (тирания, олигархия, демократия), где имеется в виду только личное благо правителей.
Политические учения, взгляды М.Т.Цицерона - государство, в трактовке Цицерона, представляет не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но также и как согласованное правовое общение. Он утверждал, что естественное право (истинный закон) возникло "раньше, чем какой бы то ни было писанный закон, вернее раньше, чем какое-либо государство вообще было основано".Таким образом, Цицерон стоял у истоков понимания идеи "правового государства".Различая три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию).
Политическое учение Августина - история человечества у Августина подчинена божественному провиденью. Все социальные, правовые и государственные учреждения, созданные человеком, весь, как он называл, "град земной" - результат греховности человека, его извращенной свободной воли. Он повторяет деление на "правильные" и "неправильные" формы. К "неправильным" он относил тиранию, демократию, аристократию. Что касается "правильных" форм, то он не отдавал предпочтения ни одной из них. По его мнению, любая форма может оказаться если не хорошей, то терпимой, когда уважают бога и человека.
Политическое учение Фомы Аквинского - его учение основывалось на идеи божественного создания мира. На вершине системы права - так называемый "вечный закон". Но человек наделён способностью постигать отдельные принципы вечного закона. На этой основе он вырабатывает определённые рационалистические принципы, составляющие естественный закон. В христианском политическом учении государство рассматривается как некая часть универсального поряка, правителем которого является бог. Цель государства - сохранение порядка и гражданского мира.
Политическое учение Н.Макиавелли - он не проповедовал политическую безнравственность и насилие. Для него утверждение "цель оправдывает средства" не абсолютно, он принимал во внимание законность любой цели. Единовластие по его мнению, необходимо при создании и реформировании государства, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти.
Политические учения Гоббса - он создал свою политическую теорию от части для того, чтобы оправдать реставрацию монархии. Он полагал, что монархия самая лучшая форма власти, но в тоже время он отрицал теорию божественного происхождения королевской власти. Согласно Гоббсу люди будучи разумными, осознали безнадежность своего существования и нашли выход из хаоса - общественный договор. Очевидно что Гоббс, по современным меркам, больше консерватор, чем либерал, ибо даже либеральную идею об общественном договоре он интерпретировал таким образом, что выводы оказались консервативными: свобода, к тому же ограниченная возможна лишь в том случае ,если люди передают распоряжение ею монарху.
Политическое учение Локка - его учение было самым реалистичным и влиятельным из всех других учений этого периода. Его правомерно называют родоначальником либерализма. Он впервые четко разделил такие понятия как "личность","общество","государство",поставив личность выше общества и государства. Он считал, что человек от рождения обладает естественными, неотчуждаемыми правами, такими правами он считал права на "жизнь, свободу и собственность". Для Локка частная собственность - неабсолютная ценность, а средство достижения свободного общества. Согласно Локку, государство действует только в целях защиты прав личности, оно не должно быть могущественнее личности, ибо личности создают общества, а общество создает государство.
Политическое учение Монтескье - он разрабатывал проблемы совокупности факторов, определяющих "дух законов" или "образ правления" в своей работе "О духе законов".Одной из его заслуг была теория разделения властей, которая происходила от старой идеи "смешанного правления".Верховенство права по его мнению может быть обеспечена лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.
Политическая теория Мэдисона - он придерживался мнения о том, что народ единственный источник политической власти и выборы - характерная черта республиканского правления. У него вызывала тревогу фракция большинства, ибо она, как он отмечал, находясь у власти будет безусловно, подавлять интересы меньшинства. Поэтому главное - "лишить большинство, имеющее особую страсть и интерес, способности действовать согласованно и приводить в исполнение тиранические замыслы" и гарантировать свободу меньшинству. Он изобрел такую систему сдержек и противовесов, согласно которой каждая из трех властей, является относительно равной.
Политическое учение Руссо - Руссо рассматривает ассоциацию ,возникающую посредством заключения общественное договора, как "моральное и совокупное тело", "общественного человека", который приобретает "свое единство, общую идентичность, жизнь и волю" в результате отчуждения этих прав членами - создателями. Также он рассматривает проблему общей воли, заключающиеся в том, что создание "морального и совокупного тела "государства является одновременно трансформацией "естественных" индивидуумов в "моральных" граждан. Обладающих не только законными правами и обязанностями, но и соответствующими моральными понятиями и чувствами.
Политическое учение Бентама - Английский-философ, социолог, политолог, правовед, моралист. Он является родоначальником унитаризма. Бентам был сторонником либерализма, решительным противником теории естественного права. Исходя из своей концепции "разумного человека", он считал, что все общественные отношения должны быть подчинены "принципу полезности". Отсюда и название всего направления (от лат. Utilitas -польза, выгода). В главном труде Бентама "Деонтология, или Наука о морали" интересы личности отождествлялись с интересами общества, которое рассматривалось как простая совокупность индивидуальных интересов.