Презентация на тему "Искусство натюрморта" по изобразительному искусству в формате powerpoint. Объемная презентация для школьников содержит много интересной информации об искусстве натюрморта, истории натюрморта, его представителях, его разновидностях и принципах.
Фрагменты из презентации
Наряду с бытовым жанром натюрморт долгое время считался второстепенным видом живописи, в котором невозможно выразить высокие общественные идеи, гражданские добродетели. Действительно многое из того, что свойственно произведениям исторического, батального и других жанров, натюрморту недоступно. Однако великие мастера доказали, что вещи могут характеризовать и социальное положение, и образ жизни их владельца, порождая, таким образом, различные ассоциации и социальные аналогии.
Из объектов "мертвой природы” (перевод французского словосочетания натюрморт — nature mort) предметы, согретые живым человеческим чувством, преображаются под кистью художника, начинают жить собственной неповторимой "тихой жизнью” (таков буквальный и несравненно более точный в определении натюрморта перевод голландского термина stilleven, немецкого stilleben, английского still life).
Недаром еще в XVIII веке великий французский просветитель и художественный критик Дени Дидро для обозначения этого жанра пользовался терминами "неодушевленная натура”
(natyre inanmee)
Cложение его многообразных форм и типов произошло в эпоху Возрождения, хотя отдельные мотивы и детали встречаются в искусстве Древнего Востока и античности: овощи, гирлянды или так называемые неприбранные комнаты в мозаиках, стенных росписях, рельефах.
Древние авторы о первом мастере греческом живописце Периакосе, жившем в эллинистическую эпоху. Возможно, что его картины послужили образцами для фресок в Помпеях.
Это яркие и сочные изображения цветов, фруктов, а также ритуальных сосудов, письменных приборов, монет.
В знаменитой "Естественной истории” древнеримский ученый, писатель и государственный деятель Плиний Старший рассказывает о споре между греческими живописцами Зевксисом и Паррасием: Зевксис столь правдоподобно написал виноградные гроздья, что голодные птицы слетались их клевать .Паррасий же настолько совершенно изобразил занавес в своей мастерской, что сам Зевксис принял его за настоящий. После этого Зевксис признал себя побежденным, так как ему удалось обмануть лишь птиц, в то время как Паррасий ввел в заблуждение его самого – прославленного мастера, виртуозно владеющего приемами светотеневой моделировки.
Картины Зевксиса и Паррасия до нас не дошли, и судить о них можно лишь по рассказам античных писателей и копиям римских художников, сохранившимся в незначительном количестве. Но описанный Плинием принцип имитации видимых предметов, создающий впечатление о них как о реально существующих и даже заставляющих ошибаться искушенный глаз художника, дожил до наших дней и нередко встречается в современной живописи.
Этот принцип получил название иллюзионизма (от латинского illusio – обман, насмешка). Частным видом этой иллюзионистической живописи являются обманки (от французского словосочетания trompe d’oeil – обман глаза, зрения). "Обманками”, особенно любимыми в эпоху Возрождения и барокко, часто служили дверцы шкафов с написанными на них корешками книг или так называемые охотничьи трофеи – убитые рябчики, тетерева, зайцы, также украшавшие дверцы шкафов для хранения дичи и воспринимавшиеся как реальные. Иногда роль "обманок” в картине выполняют отдельные иллюзорно выписанные детали, например, мухи на арбузе, стрекозы и бабочки на цветах и листьях.
Этот принцип получил название иллюзионизма (от латинского illusio – обман, насмешка). Частным видом этой иллюзионистической живописи являются обманки (от французского словосочетания trompe d’oeil – обман глаза, зрения). "Обманками”, особенно любимыми в эпоху Возрождения и барокко, часто служили дверцы шкафов с написанными на них корешками книг или так называемые охотничьи трофеи – убитые рябчики, тетерева, зайцы, также украшавшие дверцы шкафов для хранения дичи и воспринимавшиеся как реальные. Иногда роль "обманок” в картине выполняют отдельные иллюзорно выписанные детали, например, мухи на арбузе, стрекозы и бабочки на цветах и листьях.
Наиболее распространенной разновидностью натюрморта является изображение предметов домашнего обихода. Этот тип натюрморта тесно связан с развитием бытового жанра, интерьера, пейзажа и ярко расцвел в западноевропейском искусстве XVII веке. Каждая национальная художественная школа по-своему, самобытно решила эту проблему.
В самом начале 17 века в результате Нидерландской буржуазной революции на территории Северных Нидерландов образовалась буржуазная Республика Соединенных провинций. Здесь сложилась новая культура в которой нашли отражение демократические идеалы голландского бюргерства, ставшего хозяином в собственной стране. В Голландии сформировалось искусство, правдиво отражавшее быт, нравы, природу родины. Его реалистические установки были последовательно выражены живописцем, поэтом и драматургом Гербрандом Бредеро: "Как художник, я следую правилу живописцев, которое гласит, что лучшим художником является тот, кто ближе всего подходит к жизни…что меня касается, то я изучаю только одну – книгу повседневной жизни”.
В Голландии продолжали существовать различные объединения, часто полувоенного, полурелигиозного характера, сыгравшие важную роль в победе над испанским абсолютизмом. Их участники уже в 16 веке заказывали видным художникам групповые портреты, в которых желали видеть себя запечатленными в кругу своей корпорации. Особое место приобрели изображения торжественных встреч представителей стрелковых гильдий. В них господствовала атмосфера праздника тесной компании хорошо знающих и ценящих друг друга людей, собравшихся за столом, уставленным сосудами, бокалами, вазами с фруктами, овощами и прочей снедью.
Со временем эти предметы как бы вырезались из банкетного стола, превращаясь в "чистый” натюрморт. Однако и в таком виде предметы и явства, приготовленные к трапезе, долгое время сохраняли свой общественный характер: в их подборе, расстановке господствовала та же строгая дисциплина, что и в групповом портрете, сохранялась парадная торжественность общественного праздника, отсутствовал тот элемент случайности, интимности, который вносит в картину подлинная жизнь. Большой шаг вперед сделал Франс Халс, придавший как групповому портрету, так и заключенному в нем миру вещей подлинную естественность, раскрывший те особенности предметов, которые характеризуют самого человека.
Этот вид натюрморта, получивший название "завтраков”, приобрел наиболее совершенные и законченные черты в творчестве живописцев харлемской школы Питера Класа и Виллема Хеды. Они стали создателями национального натюрморта с Изображением накрытых столов, уставленных скромным набором предметов, типичных для семьи голландского бюргера 1630-1640-х годов. Интимность, простота и серьезность этих произведений отражают бытовой уклад, вкусы, симпатии и настроения первого поколения голландских буржуа, выросшего в свободной, независимо
Пройдет время, и место скромных "завтраков” Класа и Хеды займут богатые и эффектные "десерты” Адриана ван Бейерена и Виллема Кальфа, отразившие новый этап в развитии нидерландского общества, утратившего свои революционные идеалы и отошедшего от скромного и трезвого жизненного уклада своих отцов. Драгоценные кубки и редкостные плоды, сложные и разнообразные композиции, изысканные красочные сочетания, виртуозное мастерство в передаче каждого предмета – вот какие качества отныне наиболее ценятся разбогатевшими заказчиками-буржуа. Но и в этих роскошных натюрмортах поражает любовное внимание к особенностям каждого предмета, умение тонко сопоставить материал и фактуру, быть то бархатистая поверхность персика и матовая пыльца виноградных гроздьев, прозрачный блестящий хрусталь и мягко светящиеся перламутровые раковины.
Резким контрастом к этим небольшим полотнам выглядят картины фламандских художников того же времени. Это огромные декоративные натюрморты с изображением сочных и спелых плодов, фруктов, битой птицы, кабаньих и оленьих голов, разделенных мясных туш, разнообразных рыб, от самых обычных до редких и экзотических пород. Все, чем богата плодородная земля Фландрии, чем изобилует ее леса и поля, что попадает в сети фламандских рыбаков, горами громоздится на столах и витринах, свисает и падает на тяжелые дубовые прилавки. Рамам картин становится тесно от неиссякаемого изобилия даров природы. Авторам этих громадных картин был Франс Снейдерс, а сами полотна составляют оригинальные и своеобразный тип натюрморта, получивший наименование "лавки”.
К полным кипучей жизни произведениям меньше всего подходит традиционное определение натюрморта как "мертвой натуры”. Настолько они нарядны, праздничны, ликующи.
Центром крепко сбитых композиций "лавок” Снейдерса является массивный прилавок или стол, на котором размещены груды битой дичи, фруктов, цветов, овощей. Обычно они выдержаны в общем оливковом тоне, из которого выделяются пятна синего, белого и красного (туши животных, омары, ягоды, одеяние лавочника).
Снейдерс с любовью и мастерством передает цвет, форму, фактуру предметов, объединяя их в роскошные, декоративно-целостные циклы картин, ранее украшавшие дворцы европейской знати. Он охотно вводит фигуры и полуфигуры людей, животных, иногда помещает небольшие жанровые сценки, например, собаку, бросающуюся на кошку; обезьяну, крадущую фрукты, беседующих лавочницу и покупательницу. Эти сцены имели скрытый аллегорический смысл, хорошо понятный современникам, чаще всего указывали на людские пороки. Обычно в натюрмортах Снейдерса человеческие фигуры теряются среди изобилия земных даров. Его произведения близки к бытовому жанру, но часто сюжетное начало играет в них второстепенную роль. Цель художника создать красочное пиршество из плодов родной земли.
Художественная доктрина классицизма отнесла натюрморт к числу "низменных жанров, однако именно в 18 веке появляются великолепные полотнаЖ. Б. Шардена, оживляющего мир "мертвой натуры”. С развитием академической системы образования возникает учебный, или постановочный, натюрморт, ставший одним из обязательных элементов обучения.
Интерес к натюрморту значительно усиливается во второй половине прошлого века. Импрессионисты во Франции ставят акцент на живописном восприятии мира вещей, решают проблемы свето-цветовых отношений, нередко трактуют натюрморт как своеобразное декоративное панно. Постимпрессионисты разрабатывают сложные проблемы композиционного и цветового решения картины, выявляют материальную вещественность мира.
С начала 20 века натюрморт становится своего рода творческой лабораторией живописи. Мастера фовизма идут по пути обостренного выявления эмоциональных и декоративно-экспрессивных возможностей цвета и фактуры, в то время как представители кубизма утверждают новые способы передачи пространства и предметов: конструируют объемы. На плоскости, расчленяют формы на простые геометрические тела, воспринятые с точки зрения, применяют суровые, почти монохромные тона, а затем вводят в картины коллаж – присыпки, куски газет и другие материалы.
На начало 20 века приходится и расцвет русского натюрморта. К. Коровин и мастера объединения (Бубновый валет) создают мажорные, сочные по цвету произведения, воспевающие полнокровную красоту бытия. Поэтичные работы исполняют И.Грабарь, художники (Мира искусства), тонкие декоративные мастера (Голубой розы)
Эти традиции были продолжены в советском искусстве 20-30-х годов. Красочные, воссоздающие богатство и многообразие предметного мира работы исполнили и юти годы П.Кончаловкий, А.Куприн, И.Машков, А.Лентулов,М. Сарьян, А.Осмеркин, А.Герасимов. Одновременно были продолжены поиски тонкой колористической гармонии, поэтизации мира вещей (В.Лебедев, Н.Тырса), эксперименты в области цвета и фактуры (Д.Штеренберг, Н.Альтман).
Своеобразные по манере, отражающие существенные особенности современной эпохи натюрморты были созданы и 40-50 годах П.Кузнецовым, Ю Пименовым. В 60-80-х годах тяготение к повышенной предметности изображения, стремление к эстетизации окружающего человека мира вещей обусловили интерес к натюрморту многих советских художников (В.Стожаров, А.Никич, Т.Нариманбеков).
В зарубежном натюрморте середины и второй половины XX века выделяются работы итальянского живописца Д.Моранди, отличающиеся мягким созерцательным настроением, ясными композиционными построениями, блеклой цветовой гаммой.
Социальные тенденции нашли отражение в экспрессивных, скупых по подбору предметов произведениях мексиканцев Д.Риверы, Д.Сикейроса, итальянца Гуттузо. Весьма своеобразны натюрморты представителей поп-арта - одного из направлений в европейском и американском искусстве, провозгласивших после засилья абстракционизма (возвращение к реальности). Работы поп-артистов воспроизводят предметы домашнего обихода, упаковку товаров, детали машин и рассчитаны на многообразные ассоциации у зрителей, иногда с нотами иронии и неприятия лозунгов "потребления ради потребления".