Главная Литература школьная » Файлы » Презентации powerpoint » Литература школьная [ Добавить материал ]

Презентация на тему "Неразгаданный Печорин" в формате powerpoint

[Скачать удаленно (3,8мб)] 22.12.2011, 17:04

Презентация на тему "Неразгаданный Печорин" по литературе в формате powerpoint. Презентация для школьников раскрывает личность Печорина во всех ее проявлениях.

Фрагменты из презентации

Максим Максимыч

  • Максим Максимыч  - это человеческий тип, очень характерный для России второй половины прошлого века. Это особый тип «русского кавказца», сформировавшийся в условиях кавказской войны. Это были люди, ставящие превыше всего закон силы и власти, подобные Ермолову, и их подчинённые – зачастую законопослушные воины, добрые, искренние люди. Их воплощением и стал Максим Максимыч.
  • В рассказе Максима Максимыча Печорин предстаёт романтическим героем, встреча с которым явилась одним из ярчайших событий в его жизни.

Портрет Печорина

  • «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение.., не побеждённое ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными…»
  • «…Ослепительно чистое бельё, изобличавшее привычки порядочного человека…»
  • «…Не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера…»
  • «…Положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость…»
  • «С первого взгляда… ему более 23 лет, хотя после я готов был дать ему 30».
  • «В его улыбке было что-то детское.»
  • «Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы.., благородный лоб со следами морщин…»
  • Карие глаза «не смеялись, когда он смеялся», но холодно блестели; «взгляд его непродолжительный, но проницательный и тяжёлый», «равнодушно спокойный».

Печорин и время

Печорин и прошлое
  • Печорин не желает вспоминать прошлое. Одинокий, тоскующий, озлобленный несчастьями, он хочет только одного – чтобы его оставили в покое, не терзали воспоминаниями, надеждами.
  • Конечно, он помнит всё и страдает от воспоминаний.
  • Печорин бежит не от Максима Максимыча, а от своих воспоминаний. Прошлое кажется ему недостойным внимания. И хотя он пишет, что его дневник будет для него «драгоценным воспоминанием», в настоящем он безразличен к участи своих записей.
Печорин и настоящее
  • Манера поведения Печорина рисует человека подавленного, ничего не ждущего от жизни.
  • Встреча с Максимом Максимычем подчёркивает пропасть между ними – между простым человеком и дворянином.
  • Кроме того, скука, присущая Печорину, возможно, свидетельствует о некотором его равнодушии к настоящей своей жизни.
  • Жизнь его не имеет цели, он не видит выхода ни в настоящем, ни в будущем.
  • В этом, как и во многом другом, Печорин типичен для своего времени.

Смена рассказчиков

  • Максим Максимыч рассматривает события как бы в перевёрнутый бинокль, т.е. показывает «общий план».
  • Офицер- рассказчик приближает  изображение, переводит его с общего плана на более укрупнён ный, но он слишком мало знает.
  • Печорин имеет несомненные преиущества как рассказчик, т.к. не просто знает о себе более других, Но и способен осмыслить свои чувства и поступки.

Печорин-рассказчик

  • Дневник Печорина демонстрирует его умение рассказать об увиденном и прочувствованном.
  • Печорин чувствует красоту природы, умеет видеть её краски, слышать её звуки, любоваться ею, замечать совершающиеся изменения. Он вслушивается в ропот волн, любуется жизнью моря.
  • Кроме того, он рассказывает о природе языком художника, раскрываясь, таким образом, перед читателями как талантливый человек.
  • Слово Печорина точно, выразительно, лирично: «тяжёлые волны мерно и ровно катились одна за другой»…

Два мира: Печорин и контрабандисты

  • Печорина и контрабандистов объединяет тайна и стремление к ней.
  • Наблюдая за плачущим мальчиком, Печорин понимает, что он так же одинок.
  • У него возникает ощущение единства чувств, переживаний, судеб.
  • И Печорин, и другие герои повести не идеальны. Все они заражены пороками и страстями.
  • Но Печорин не способен проникнуть в среду простых людей. Здесь он теряет свои интеллектуальные преимущества цивилизованного человека, он чужд естественному миру и жизни, полной опасностей.

Активность, направленная на себя, или активность для великой цели?

  • «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих?..»,- восклицает Печорин…
  • Действительно, активность Печорина направлена только на себя, она не имеет высокой цели, ему просто любопытно.
  • Герой ищет настоящего действия, но находит его подобие, игру
  • Он досадует на себя за то, что, вторгаясь в жизнь людей, не приносит им радости, он чужой в этом мире.

Любовь или игра?

  • Размышляя о своих отношениях с Мэри, Печорин спрашивает сам себя: «Из чего я хлопочу? … это не та беспокойная потребность любви, которая нас мучит в первые годы молодости», не «следствие того… чувства, которое заставляет нас уничтожать сладкие заблуждения ближнего» и не зависть к Грушницкому.
  • Настоящая причина в том, что «…есть необъяснимое наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!».

Любовь и жертвенность

  • В любви Веры к Печорину есть та жертвенность, которой нет у княжны Мэри.
  • Нежность Веры не зависит от каких бы то ни было условий.
  • Чуткость сердца позволила Вере понять до конца Печорина с его пороками и страстями.
  • Чувство Печорина к Вере искренно, сильно. Это настоящая любовь в его жизни.
  • «Ужасная грусть», «давно забытый трепет» свидетельствуют об истинности чувства, а не об игре в любовь.
  • И всё же Печорин ничем не жертвует для Веры.

Что читает Печорин перед дуэлью с Грушницким?

  • Печорин перед дуэлью с Грушницким с увлечением читает «Шотландских пуритан» В. Скотта, роман политический, повествующий об ожесточенной борьбе пуритан-вигов против короля.
  • Сначала  Лермонтов хотел положить на стол Печорина другую книгу – «Приключения Нигеля», чисто авантюрный роман, но выбор остался за «Пуританами».
  • Печорин воображает себя главным героем произведения, который высказывает мысль о сопротивлении любой власти на свете, попирающей права свободного человека.
  • Роман увлекает Печорина и заставляет его забыть о дуэли…
  • Таким образом, Лермонтов показал, что у его героя было действительно «высокое назначение».

Что такое судьба?

  • Фатализм – это вера в предопределённую, неотвратимую судьбу. Фатализм отвергает личную волю, человеческие чувства и разум.
  • Проблема судьбы, предопределения всегда волновала людей всех поколений.
  • Об этом упоминается в «Евгении Онегине»:
  • И предрассудки вековые,
  • И гроба тайны роковые,
  • Судьба и жизнь в свою чреду –
  • Всё подвергалось их суду.
  • Проблема судьбы поднимается в «Герое нашего времени» постоянно. Повесть «Фаталист», по мнению И.Виноградова, «своего рода «замковый камень», который держит весь свод и придаёт единство и полноту целому…».
  • Слово «судьба» упоминается в романе до «Фаталиста» 10 раз, 9 раз – в «Журнале» Печорина.
  • Внимание Печорина к этой проблеме не случайно. Оно демонстрирует переход героя к философскому обобщению важнейших проблем бытия в их психологическом разрезе.

Обязательные качества фаталиста

  • Отрицание собственной вины
  • Сознание собственного безволия
  • Бездействие
  • Ощущение безысходности
  • «Обессмысливание» борьбы в жизни

«Вызов судьбе, или Да будет воля моя…»

  • Повесть «Фаталист» подводит итог, разъясняет окончательно все загадки души Печорина.
  • Только в самом конце становится понятным тот жестокий смех, каким ответил герой на утешения Максима Максимыча: то был смех холодного отчаяния.
  • Печорин, предавшись соблазну фатализма, отрекается от собственной виновности в происходящем и проникается иллюзией бессилия воли.
  • Итак, сначала – абсолютизация собственной воли («да будет воля моя»), итог – разочарования в возможностях этой воли.

Как можно понять человека?

  • Чтобы понять человека, необходимо чутко и внимательно исследовать каждое движение его души на протяжении длительного времени.
  • М.Ю. Лермонтов, как великий художник, использовал для раскрытия характера Печорина разнообразные художественные средства.
  • Самое главное из них – это композиция. Автор не случайно расположил повести романа не в хронологическом порядке.
  • Логика повествования и расположения его частей – в детальном отображении психологии героя, являющегося не только одним из представителей своего времени, но и представителем человечества вообще.
  • Именно поэтому понять Печорина, разгадать его характер очень сложно, ведь он впитал в себя многие качества незаурядной индивидуальности.
  • Однако разгадывание личности такого героя – занятие самое увлекательное.
Похожие материалы:

Добавил: gera (22.12.2011) | Категория: Литература школьная
Просмотров: 11188 | Загрузок: 1692 | Рейтинг: 4.6/5 |
Теги: презентация, литература, печорин, лермонтов
Комментарии (1)
0   Спам
1. Natasha   15.04.2012   15:47 [Материал]
круто

Имя *:
Email *:
Код *: