Презентация на тему "Литературные нормы русского языка" по русскому языку в формате powerpoint. В презентации для школьников приведены 12 заданий, с помощью которых ученики знакомятся с литературными нормами русского языка. Автор презентации: учитель Мотайло Ирина Фёдоровна.
Фрагменты из презентации
Задание 1
В каком ряду значение одного из слов сформулировано неверно:
- А. Цензура – надзор за печатью и средствами массовой информации.
- Б.Триумф – победа, торжество, успех.
- В. Делегат – выборный представитель.
- Г. Экспорт – ввоз товара в страну для продажи.
Задание 2
Какое из перечисленных слов имеет значение «не имеющий недостатков, безупречный»?
- А. Изумительный.
- Б. Великолепный.
- В. Потрясающий.
- Г. Безукоризненный.
Задание 3
В каком предложении вместо слова «представить» нужно употребить слово «предоставить»?
- А. Этот дом представляет из себя нечто похожее на замок.
- Б. Актер умел представить пение соловья.
- В. Вам нужно срочно представить отчет о командировке.
- Г. Я представил вам самостоятельно решать эти вопросы.
Задание 4
В каком ряду не все слова являются синонимами:
- Узы, оковы, путы.
- Воображение, фантазия, вымысел.
- Усердие, одолжение, услуга.
- Холм, пригорок, возвышенность.
Задание 5
Какая пара слов не является антонимами:
- Редколесье, чаща.
- Жизнерадостный, унылый.
- Лицемерный, двоедушный.
- Закономерный, случайный.
Задание 6
Исправьте лексические ошибки:
- Чтобы быть грамотным и обладать большим жаргоном слов, нужно читать книги.
- Мама сказала, чтобы я надел свитер, но я наперерез отказался.
- Летом ребята нашего класса обратно будут участвовать в экспедиции.
Задание 7
Составьте словосочетания со словами:
- принять шаги
- предпринять силу
- применить меры
- внести решение
- вынести предложение
- вынашивать планы
Задание 8
Составьте словосочетания со словами, чтобы был понятно их значение:
- абонент, абонемент;
- вражеский, враждебный;
- военный, воинский;
- гарантийный, гарантированный;
- двойной, двойственный;
- доверчивый, доверительный
Задание 9
Произнесите слова, правильно ставя ударение: намерение, одновременный, тотчас, ходатайство, цемент, столяр, звонишь, закупоренный, квартал, договор, танцовщица, кухонный, мизерный, приняла. понял, поняла, досуг, эксперт, уведомить.
Задание 10
Исправьте ошибки в предложениях с деепричастными оборотами:
- Слушая музыку Скрябина, нас не покидает ощущение искренности художника.
- Едва овладев грамотой, в нашу жизнь на третьем году обучения вошел английский язык.
- Чувствуется ширь, взглянув на Волгу.
- Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
- Мальчик гладил собаку, виляя хвостом.
Задание 11
Исправьте ошибки в употреблении однородных членов предложения:
- Он мечтал о поездке в Москву, учиться, работать, быть полезным людям.
- После выхода в свет комедии Фонвизина недорослями стали называть молодых людей, не получивших образования и которые стремились к праздной жизни.
- Летом ученики нашего класса не только побывали в Новгороде, но и в Михайловском.
Задание 12
Исправьте ошибки в построении предложений:
- Обращаясь к дружине, князь Игорь сказал, что «хочу поломать копье о конец поля половецкого».
- Автор «Слова…» упрекает князей в разорении земли Русской, что «вы своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую».
- В Киеве Святослав осуждает поход Игоря, говоря, что «бесславно вы одолели, без славы пролили кровь поганых».