Главная » Файлы » Презентации powerpoint » Обществознание [ Добавить материал ]

Презентация на тему "Речь и ее развитие в онтогенезе"

[Скачать удаленно (2,231)] 08.11.2012, 16:31

Презентация на тему "Речь и ее развитие в онтогенезе" по обществознанию в формате powerpoint. В данной презентации для школьников дается определение речи, рассказывается о ее свойствах и этапах становления детской речи, а также приводятся различные теории речевого развития.

Фрагменты из презентации

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Свойства речи:

  • Содержательность (объем выраженных в речи мыслей; обеспечивается подготовленностью говорящего).
  • Понятность (объем знаний слушателей; обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям).
  • Выразительность (связана с эмоциональной насыщенностью; обеспечивается интонацией, акцентом).
  • Действенность (определяется влиянием на мысли, чувства, поведение; обеспечивается индивидуальными (их учетом) особенностями слушателей).

Этапы становления деткой речи

Развитие языка - появление новой особой формы отражения действительности и управления ею.

  • В первый год жизни наблюдаются предпосылки речевого развития.
    • 1-е полугодие : звуко-подражание (гуление).
    • 2-е полугодие : лепет. В это время ребенком приобретается пассивный словарь. Ребенок понимает отдельные слова, обращенные к нему.
  • 1 год:  Появляются отдельные слова (автономная детская речь). Она не понятна для окружающих, многозначна, ситуативна, аграмматична.
  • 1 – 3 года: активный и пассивный словари растут. 1,6 – 100 слов, 3 года – 1000 – 1500 слов. Ребенок начинает говорить предложениями. К 3-м годам правильно произносит звуки за исключением сложных.
  • 3 – 7 лет: словарный запас 2500 – 3000 слов. Наблюдается словотворчество (слова создаются по правилам грамматики). К семи годам ребенок должен уметь строить любое предложение, правильно произносить все звуки. Речь становится родной. В этот период появляется эгоцентрическая речь, не имеющая коммуникативной функции (комментарии собственных действий) затем это переходит во внутреннюю речь. К 7 годам появляется контекстная речь (полная, развернутая).
  • Младший школьный возраст: контекстная и письменная речь.
  • Подростковый возраст: появляется литературная речь. И поскольку бурная жизнь и личностное развитие – появляется сленг.

Теории речевого развития

  • Бихевиористская  теория П.Скиннера
  • Преформистская теория Н.Хомского
  • Генетическая теория интеллекта Ж.Пиаже
  • Психосоциологическая теория Л.С.Выготского
  • Концепция становления речевой деятельности А.А.Леонтьева

Бихевиористская теория П.Скиннера

  • Формирование речевых навыков происходит в соответствии с законами образования оперантных условных рефлексов
  • Идея: процесс усвоения языка сводится к повторению ребенком произносимых родителями фраз, а все новое - к действию по аналогии с этими готовыми фразами.
  • Недостатки:
    • не дает возможности истолковать факт понимания ребенком новых слов, предложений, ранее ему неизвестных
    • принижение значения социального подкрепления и влияния окружающей ребенка пространственно - предметной среды
    • имитация не может являться источником качественного прогресса в ее освоении (отрицание иммитативного  метода)

Преформистская теория Н.Хомского

  • Идея врожденных языковых способностей
  • Идея: каждый индивид имеет врожденную способность
  • видоизменять значение и смысл фраз, а так же строить неограниченное количество осмысленных высказываний (ограничение – объем памяти индивида)
  • Достоинства: положение о зависимости развития речи от уровня развития психических процессов
  • Недостатки: недооценивание Н.Хомским роли социального окружения ребенка в деле развития его речи

Генетическая теория интеллекта Ж.Пиаже

  • Логические операции формируются постепенно в процессе развития
  • Идея: человек наследует лишь деятельность интеллекта. Язык же, являясь одним из способов отражения в процессе познания окружающей действительности, формируется при взаимодействии ребенка со средой.
  • Достоинства: факт установления им зависимости психических свойств индивида от окружающей его социальной среды.

Психосоциологическая теория Л.С.Выготского

  • Л.С.Выготский подчеркивает ярковыраженный социальный характер речи
  • Идея: ярко выраженный социальный характер речи; тесная взаимосвязь между речью и психикой человека
  • Достоинства: Л.С. Выготский первым в мировой психологической науке выявил деятельностный характер речи, доказав, что речь представляет собой специфический вид деятельности, которую он назвал речевой деятельностью.

Концепция становления речевой деятельности А.А.Леонтьева

  • Идея: речевая деятельность выступает как гибкая и пластичная система, создающая уникальную возможность с помощью ограниченного количества речевых средств отражать бесконечное многообразие окружающего природного, социального и культурного мира.
  • Достоинства: расширение диапазона общения и углубление процесса восприятия и обмена информацией.
Похожие материалы:

Добавил: gera (08.11.2012) | Категория: Обществознание
Просмотров: 4206 | Загрузок: 625 | Рейтинг: 0.0/0 |
Теги: презентация, речь, оногенез, средняя школа, обществознание
Комментарии (0)

Имя *:
Email *:
Код *: