Главная Обществознание » Файлы » Презентации powerpoint » Обществознание [ Добавить материал ]

Презентация на тему "Речемыслительные процессы" в формате powerpoint

[Скачать удаленно (1.48мб)] 08.11.2012, 15:20

Презентация на тему "Речемыслительные процессы" по обществознанию в формате powerpoint. В данной презентации для школьников рассматривается речь как специфический психологический процесс.


Фрагменты из презентации

Речь как специфический психический процесс.

  • Традиционно проблему речи в  психологии рассматривают в контексте таких проблем, как речь и мышление, речь и общение.
  • Однако, несмотря на ее связь с другими психическими явлениями, речь может являться отдельным предметом рассмотрения в силу своей отличительной, специфической особенности: «...лишь речь в общем перечне психических процессов человека... выходит за пределы психики индивидуального субъекта и является процессом не индивидуально-психологическим, а социально-психологическим» (Веккер Л.М.).

Речемыслительный уровень как один из элементов модели психических познавательных процессов (по Б.Ф. Ломову).

  • Б.Ф. Ломов считал, что любое психическое явление многомерно и имеет системное строение, включающее ряд уровней. Изучение этих уровней несет системный характер. Он выделил трехуровневую модель психических процессов:
  • 1. Сенсорно-перцептивный уровень
  • 2. Уровень представлений
  • 1 и 2 уровни обеспечивают чувственное познание действительности (с помощью органов чувств).
  • 3. Речемыслительный уровень – уровень вербально-логического понятийного мышления. Это рациональное познание действительности, которое предполагает разрыв узких рамок индивидуального опыта и включение его в общечеловеческий «багаж знаний».
  • Отражение действительности осуществляется в форме понятия, знака – это может быть система математических или графических знаков, например, дорожные знаки, символика.

Проблема связи мышления и речи.

  • С.Л.Рубинштейн: «Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Но это единство, а не тождество».
  • Мышление и речь включаются в единство одного процесса.
  • В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы ее формируем.
  • Функции мышления – обобщение, познание, отражение. Функция речи – общение, коммуникация.
  • Существует невербальные (наглядно-образные) компоненты мышления.
  • Речь включает и эмоциональные компоненты. Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия, мышление позволяет человеку познать то, что он не воспринимает непосредственно.

Фазы мыслительного процесса.

  • По С.Л.Рубинштейну:
  • Начальной фазой мыслительного процесса является более или менее отчетливое осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, который требует часто большой и сложной мыслительной работы.
  • От осознания проблемы мысль переходит к ее решению. Решение задачи совершается различными способами – в зависимости, прежде всего, от характера самой задачи. Решение задач требует по большей части привлечения в качестве теоретических посылок знаний, обобщенное содержание которых далеко выходит за пределы наглядной ситуации.
  • Решение некоторых, особенно сложных, задач совершается на основе гипотез. Осознание наметившегося решения как гипотезы, т.е. как предположения, порождает потребность в его проверке.
  • Когда эта проверка заканчивается, мыслительный процесс приходит к завершающей фазе – к окончательному в пределах данного мыслительного процесса суждению по данному вопросу, фиксирующему достигнутое в нем решение проблемы. Затем результат мыслительной работы спускается более или менее непосредственно в практику.

Формы речемыслительных процессов.

  • Речемыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:
    1. формирование и усвоение понятий;
    2. решение проблем.

Аспект формирования и усвоения понятий.

  • Понятия – важнейший инструмент обобщения. В них зафиксированы устойчивые свойства и признаки разнообразных предметов и явлений.
  • Понятия образуют понятийную сеть (связь между собой). Понятийная сеть – «матрица» мышления.
  • Суждение – мысль, высказывание, где что-либо утверждается или отрицается. Могут быть истинными или ложными.
  • Умозаключение – образование нового суждения на основе нескольких предшествующих суждений.

Аспект решения проблем.

  • Решение проблем – в значительной степени опирается на усвоенные понятия, хранящиеся в долговременной памяти.
  • В процессе решения проблемы выделяют обычно четыре основных этапа:
    1. «Понимание непонятности» – видение и формулирование вопроса, проблемы, задачи. Ситуация «изначальной понятности», выраженная отсутствием вопросов – индикатор отсутствия работы мысли.
    2. Перебор вариантов решения. Опыт субъекта определяет оценку вероятности вариантов.
    3. Выдвижение и перебор гипотез. Проверка гипотезы и выбор какой-то одной (если первоначально их несколько). «Проверка гипотез» иногда выделяется в отдельный этап.
    4. Решение задачи (ответ на вопрос, выработка суждения по данному вопросу).
Похожие материалы:

Добавил: gera (08.11.2012) | Категория: Обществознание
Просмотров: 3969 | Загрузок: 1137 | Рейтинг: 3.0/1 |
Теги: презентация, речь, средняя школа, мысль, обществознание
Комментарии (0)

Имя *:
Email *:
Код *: