Презентация на тему "Восток в первой половине XX века" по истории в формате powerpoint. В данной презентации для школьников рассказывается об исторических событиях в Японии, Китае и Индии в первой половине 20 века.
Фрагменты из презентации
Традиции и модернизация
К странам Азии и Африки в начале XX века обычно относили понятие « Восток» ( отсталый Восток», « передовой Запад») В начале века обнажился большой разрыв между динамичным научно – техническим и социальным развитие стран Запада и застойным состоянием азиатских и африканских стран.
Только кемалистская революция в Турции 1918-1923 гг. способствовала тому, что Турция стала светским государством, избавилась от халифата и шариата, стала на путь капиталистического развития.
В Китае Синьхайская революция 1911-1912 гг. решила только одну важную задачу – свержение манчьжурской династии, но не решила проблему объединения Китая.
В 1920-1930 гг. Япония, Китай и Индия шли разными путями развития, решали разные задачи, но у них была одна общая задача – вырваться из зависимости, отсталости стать на ускоренный путь развития.
Модернизация – это процесс распространения тех типов социальной, экономической и политической системы, которые развивались в Западной Европе и Северной Америке с XVII по XX век, а затем распространились на другие европейские страны.
Япония
Среди стран Востока проблемы модернизации были решены к началу XX века только Японией. Этот процесс начался с реставрации Мейдзи, усиления власти феодальных клики осуществления реформ по европейскому типу
Япония повторила европейский путь модернизации, связанный с внешней экспансией и милитаризацией. Сначала начала борьбу за колонии на материке и развязала 5 войн за 40 лет
Внешняя экспансия, милитаризация подталкивали Японию к тоталитаризму. Он приобрёл своеобразную форму традиционного императорского режима и военно – регулируемого капитализма.
Своеобразие японской модернизации состояло в том, что они приняли европейский пример развития с сочетанием традиций.
Китай
Всю первую половину XX столетия Китай вёл войны на своей территории. Путь от традиционного Китая до современного реформируемого Китая занял целое столетие. Здесь более жёстко и открыто проявила себя альтернатива: реформа и революция
Историческая ступень развития Китая связана с целым рядом исторических личностей: Кан Ювэй, Сунь Ятсон, Цы Си, Юань Шикай, Чан Кайши и др.
Первые попытки реформ в Китае связаны с именем Кана Ювэя (« Сто дней реформ») были пресечены в результате переворота 1898 года. Восстание было жестоко подавлено.
Под руководством Сунь Ятсена в 1905 г. объединились несколько буржуазно – демократических и националистических организаций. Их программой стали три принципа: « национализм – народовластие – народное благосостояние»
Попытки императрицы Цы СИ провести реформы в 1906- 1908 гг. вновь были прерваны смертью императрийцы и последовавшим захватом власти дворцовой кликой, поместивших на престол императора Пу И.
Буржуазная революция длилась 1 год. Делегаты революции провозгласили образование Китайской республики и избрали президентом Сунь Ятсена. В Пекина вся власть перешла генералу Юань Шикаю, который добился отречения от престола Цинской династии, но установил свою личную диктатуру.
Весной 1925 г. в Китае началась революция. Генерал Чан Кайши руководил правительством. В 1926 – 1928 гг. совершил поход по северным провинциям, завершив объединение, он начал капиталистическую модернизацию по западноевропейской модели.
Нападение Японии на Китай в 1937 году заставило Чан Кайши и Мао Цзэдуна преодолеть вражду и объединиться против японской агрессии. В итоге были остановлены военные действия, советы преобразованы в административные органы.
Индия
После Первой мировой войны Англия, стремясь удержать контроль над Индией, расширила права органов самоуправления, но ужесточила наказания за политическую деятельность. Во главе освободительного движения встал М.Ганди, выдвинувший лозунг: «заполоним собой тюрьмы».
В 1904 г. он основал в Южной Африке общину и начал выпускать газету «Индийское мнение»,объединившую патриотов.
Гандизм — социально-политическое и религиозно-философское учение, разработанное Махатмой Ганди, ставшее идеологией индийского национально-освободительного движения.
Основные принципы гандизма:
достижение независимости мирными, ненасильственными средствами, путём вовлечения в борьбу широких народных масс (Сатьяграха);
идеализация старины, апелляция к религиозным чувствам народных масс;
борьба с кастовым неравенством.
утверждение возможности достижения классового мира и разрешения конфликтов между классами путём арбитража, исходя из концепции об опеке крестьян помещиками, а рабочих — капиталистами
идеализация патриархальных отношений, призывы к возрождению сельской общины, кустарного ремесла в Индии и особенно ручного прядения и ткачества
В 1907 г.Ганди выдвинул идею «сатьяграхи» -ненасильственной борьбы. Он был арестован, но ряд расистских законов англичане отменили.
В 1915 г.Ганди вернулся в Индию. Он заявил, что касты не вытекают из основ религии и призвал индийцев объединиться.
В 1919 г.в Индии прошли акции неповиновения. Британия ввела чрезвычайное положение.