Главная Литература школьная » Файлы » Презентации powerpoint » Литература школьная [ Добавить материал ]

Презентация на тему "Повесть Метель А.С. Пушкина"

[Скачать с сервера (268.9 Kb) - бесплатно] 24.04.2012, 12:35

Презентация на тему "А.С. Пушкин - "Метель" по литературе в формате powerpoint. В презентации для школьников проводится подробный литературный анализ повести А.С. Пушкина "Метель". Автор презентации: учитель русского языка и литературы, Арчакова Т.И.

Фрагменты из презентации

Болдинская осень – необычайно плодотворный период творчества А.С. Пушкина. Это стихи, поэмы и прозаические произведения в том числе. Именно в период вынужденного «сидения» в Болдино были созданы «Повести Белкина» - цикл, состоящий из пяти повестей.

  • «Метель»
  •  «Станционный смотритель
  •  «Гробовщик»
  •  «Барышня – крестьянка»
  •  «Выстрел»

В чем смысл названия повести?

Какие мысли и ассоциации оно вызывает у читателя?

На что настраивает? Что обещает?

МЕТЕЛЬ – 

  • картина природы: снег, ветер, разбушевавшаяся зимняя стихия;
  • взвихренность, «метельность», круговерть событий;
  • тревога, смятение в душах главных героев.

МЕТЕЛЬ – несчастье, крах жизненных планов одних, счастливый поворот судьбы других героев.

Как соотносится начало повести с ее эпиграфом?

  • Вместо романтической таинственности – спокойствие.
  • Вместо романтического героя – «добрый Гаврила Гаврилович».
  • Вместо взволнованного настоящего – уравновешенное прошедшее.
  • Вместо драматических коллизий – обыденность, скука.»

Ироничность повести.

  •  Характеристика Марьи Гавриловны, ее состояния, когда наивность, мечтательность подвергаются испытанию жизненной прозой.
  •  Характеристика рассказчика, который словно бы подмигивает читателю, настраивая его на снисходительно – доброжелательное отношение к героине.
  •  Вводные конструкции («само по себе разумеется», «что весьма естественно»), которые порождают сомнения в глубине и искренности чувств главных героев.

Любят ли друг друга Марья Гавриловна и Владимир Николаевич?

Или просто играют в любовь?

  • Как ведёт себя Марья Гавриловна при осуществлении своих романтических планов? Как это её характеризует?
  •  Как в рассказе о её побеге из дома начинает звучать тема судьбы (метель – нетерпеливые кони – стремительный бег в неведомое – божий храм)?
  •  Каким предстаёт перед нами Владимир в «своём» эпизоде повести? Как ведёт себя в неожиданных обстоятельствах?

Марья Гавриловна

  • «…Через полчаса Маша должна была навсегда оставить родительский дом, свою комнату, тихую девическую жизнь…»
  •  Маша сошла в сад. «Метель не утихала; ветер дул навстречу.»
  •  Лошади «не стояли на месте», едва же барышня уселась, «лошади понесли».
  •  «…в ночь Маша занемогла».
  •  Способна изменить себя, приобрести новые жизненные ценности, сохранить надежду на благие повороты судьбы, поэтому остаётся жить.

  Владимир Николаевич

  • «…для себя велел заложить маленькие сани в одну лошадь и отправился в Жадрино, куда через  два часа  должна была приехать Марья Гавриловна.»
  •  «…езды было всего 20 минут», но «поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел».
  •  Лошадь « ступала наудачу и поминутно проваливалась в яму», потом «начала уставать», потом «чуть ступала».
  • «Какое известие ожидало его!»
  •  Закончилась романтическая история, которой он жил, вне которой не мыслил своего существования, - закончилась жизнь.

ВЫВОД:

  1.  Одна и та же сила с помощью одних и тех же средств в одном случае подхватывает и мчит навстречу желаемому, в другом – мешает, противодействует, преграждает путь.
  2.  Реакция Марьи Гавриловны на случившееся была столь острой, что едва не стоила ей жизни. Владимир Николаевич в письме отказывается от столь желаемого счастья, взывает к смерти, и голос его звучит пророчески.
Похожие материалы:

Добавил: gera (24.04.2012) | Категория: Литература школьная
Просмотров: 10283 | Загрузок: 1770 | Рейтинг: 4.0/1 |
Теги: резентация, средняя школа, повесть, метель, литература, пушкин
Комментарии (0)

Имя *:
Email *:
Код *: