Презентация на тему "Владимир Мономах" по истории в формате powerpoint. Объемная презентация для школьников рассказывает о времени царствования Владимира Мономаха и о самой личности великого князя.
Фрагменты из презентации
Почему у Владимира было прозвище Мономах
Более ста пятидесяти лет после смерти Ярослава прошли почти в непрерывных междоусобных войнах и раздорах. Светлой личностью запомнился сын Всеволода князь Владимир Мономах. Летописцы в один голос дают восторженную оценку его княжения с 1113 по 1125 годы. По их словам, он — образец добрых князей — при жизни приобрел народную любовь, так что навсегда оставил после себя громкую славу и добрую память.
Владимир был сыном Всеволода Ярославича и Анны, дочери византийского императора Константина Мономаха, от него он и получил свое прозвище.
В Оружейной палате Московского Кремля — главном хранилище древних и современных сокровищ России — хранится экспонат, который называется Шапка Мономаха. По преданию, эта шапка принадлежала Константину Мономаху, а потом была передана греками Владимиру.
У историков есть серьезные сомнения в том, что эта шапка от греков. Но зато есть точное свидетельство, что сам Владимир называл себя «Мономах». В 1960 году на раскопках Новгородского городища школьник Олег Тарасов нашел свинцовую печать с длинной надписью на греческом языке. На одной стороне печати изображен святой Василий, а на другой — греческая надпись: «Печать Василия, благороднейшего архонта России Мономаха». Архонт по-гречески — князь. А Василий — имя Владимира, данное ему при святом крещении, как и его великому прадеду Владимиру Красное Солнышко.
В 1078 году он стал князем Черниговским, но этот город в результате междоусобицы ему пришлось в 1094 году уступить Олегу Святославичу. Тогда Владимир Мономах обосновался в Переяславском княжестве. Обладая незаурядными организаторскими способностями, он возглавил походы против половцев в 1103, 1107, 1111 годах.
Съезд князей в городе Любече
После смерти своего отца, великого князя Всеволода, Владимир мог легко занять киевский престол, так как пользовался большой любовью у киевлян. Но Владимир этого не сделал. «Если сяду на столе отца своего, то будет у меня война со Святополком, потому что стол этот был прежде отца его», — так, по рассказу летописца, размышлял Владимир после похорон отца. И он уступил киевский престол своему двоюродному брату Святополку Изяславовичу
Всю свою жизнь Владимир пытался установить мир на Русской земле. В 1097 году он созвал всех враждующих между собой внуков Ярослава в городе Любече на общий княжеский съезд.
Сидя на одном ковре, князья признали, что усобицы идут на пользу только половцам, которые «землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет вотчиной своей».
Князья договорились, кому какой вотчиной владеть, и целовали крест на том, что если кто заведет смуту, то идти на него всем князьям, всей землею.
Ослепление князя Василька Ростиславича
Но не успели князья разъехаться по своим вотчинам, как совершилось злодеяние, не слыханное до тех пор на Руси. Давид Игоревич, князь Владимиро-Волынский, оклеветал перед великим князем Святополком Василька, сына Ростислава Тмутороканского. Он сказал, что Василек вместе с Владимиром замыслили убить Святополка и занять Киев. Василька предательски захватили и ослепили.
Владимир пришел в ужас, когда дошла до него весть об этом. Опять призвал он князей на совет, пытаясь поправить дело, примирить князей.
«Поправим зло, случившееся в Русской земле и среди нас, братьев, ибо нож в нас брошен. И если этого не поправим, то еще большее зло встанет среди нас, и начнет брат брата закалывать, и погибнет земля Русская, и враги наши половцы, придя, возьмут землю Русскую».
С трудом удалось Владимиру примирить братьев и всем вместе пойти воевать с половцами.
Призвание Владимира Мономаха на великое княжение
Великий князь Святополк II (Святополк I носил прозвище Окаянный) не пользовался любовью у киевлян за свою подозрительность, жадность и неблагодарность. Поэтому, когда он умер, никто его особенно не оплакивал и в обход права старшинства выбрали на престол наиболее уважаемого ими князя Владимира Мономаха.
По праву старшинства престол должен был занять представитель Святославичей. Но не любили киевляне и сыновей третьего сына Ярослава — Святослава (их называли Святославичи). Слишком часто, добиваясь себе престола, приводили они на Русь половцев, слишком много пролилось русской крови по их вине.
И вот собрались все бояре Киева на совет и порешили, что княжить должен только Владимир. «Ступай, князь, на стол отцовский и дедовский», — говорили ему послы. Не желая новых раздоров, Владимир Мономах отказался. Но киевляне не принимали ни Святославичей, ни отказа Владимира.
Так сел в 1113 году на золотой стол отца своего и деда Владимир Мономах. И было ему шестьдесят лет от роду.
Владимир Мономах – великий князь
Время княжения Владимира Мономаха было самым цветущим в истории Киевской Руси. Половцы встречали дружный отпор, удельные князья смирились, а непокорные чувствовали сильную руку князя.
Владимир изменил некоторые законы в «Русской Правде». По его правилам нельзя было брать слишком большие проценты за деньги, данные в долг. Более того, Владимир установил различие между должниками. Если человек попадет в должники оттого, что его имущество сгорит, или будет разграблено, или будет потеряно по каким-то другим обстоятельствам, то такому должнику давалась длительная отсрочка в платежах. Если же должник попадет в беду по своей вине, из-за пьянства или по нерадению, то может быть даже продан в холопы.
«Поучение» Владимира Мономаха
Владимир Мономах оставил замечательное произведение: «Поучение чадам своим». Текст «Поучения» обнаружен в Лаврентьевской летописи, которая, как вы помните, написана в 1377 году. В каком году Владимир писал свое «Поучение», точно неизвестно. Может быть, вскоре после съезда князей в Любече? И поэтому так горячо призывает князь русских людей к единству и бескорыстному служению Родине.
Из «Поучения» мы можем узнать о детстве и юности Владимира, о его верности православной вере, о его любви к церковной службе и молитве, заботе о своих подданных, об отношении к самому себе и другим людям.