Главная » Файлы » Выполненные работы » Правоведение [ Добавить материал ]

Соотношение рыночных и правовых регуляторов в развитии отраслей экономики

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования, Волгоградский государственный технический университет (ВолгГТУ), Кафедра политологии

Семестровая работа по правоведению за I семестр на тему: «Соотношение рыночных и правовых регуляторов в развитии отраслей экономики»

Выполнила: студентка группы Э-257 Шилина А.А.
Проверила: Герусова М.В.

Содержание

  1. Введение
  2. Понятие экономических регуляторов
    • Государственное регулирование экономики
  3. Понятие отраслей экономики
  4. Соотношение рыночных и правовых регуляторов в развитии отраслей экономики
  5. Заключение
  6. Список использованной литературы

Введение

Разрешение проблемы разработки эффективного финансового механизма отраслей экономики, соразмерного условиям именно рыночной экономики, обеспечивающего согласие интересов субъектов формирующихся и уже сформировавшихся рынков и смягчений присущих определенным сферам внутренних противоречий, требует последовательного сочетания государственных и рыночных регуляторов.

Регуляторы финансового механизма макроэкономической системы имеют возможность принимать формы рыночного саморегулирования(за счет, например, формирования конкуренции, спроса, предложения, рыночных цен) и государственной финансовой поддержки(с помощью предоставления субсидий, субвенций, дотаций, трансфертов, налоговых льгот и т.д.). Как правило, рыночные регуляторы задействованы в сфере обеспечения частных благ. При обеспечении общественных или смешанных благ, которым присуща социальная значимость, возникает надобность правового регулирования.

Цель данной работы – рассмотреть и проанализировать соотношение рыночных и правовых регуляторов в развитии отраслей экономики.

Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Определить понятие экономических регуляторов;
  • Определить понятие отраслей экономики;
  • Определить соотношение рыночных и правовых регуляторов в развитии отраслей экономики.

Предмет исследования данной работы – рыночные и правовые регуляторы, их соотношение в развитии отраслей экономики.

Понятие экономических регуляторов

Экономические регуляторы – механизмы и институты, с помощью которых в национальной экономике происходит осуществление распределения ресурсов и формирования пропорций. В рыночной экономике к ним можно отнести системы рыночных форм и рынков, инструментов государственного регулирования и государственных институтов. [5,с.312]

Система рыночных форм регулирования включает в себя цены, прибыли и убытки, процентные ставки, валютные курсы, курсы ценных бумаг и др. В итоге непостоянства их значений в зависимости от спроса и предложения ресурсы перебрасываются туда, где они наиболее необходимы, приносят наибольшую прибыль, а это зачастую означает, что они используются с большей отдачей. Напор рыночной конкуренции побуждает производителя снижать издержки, что регулирует затраты ресурсов. Система рынков образуется посредством рынков товаров и услуг, труда, капиталов, земли, ценных бумаг, на которых в свою очередь определяются уровни цен на товары и услуги, цен на ресурсы и фиксируются их колебания. [1,с.116]

С помощью всего лишь рыночных регуляторов невозможно обеспечить наилучшее удовлетворение ряда общественных потребностей, поэтому их действие дополняется и поправляется инструментами и институтами государственного регулирования экономики. В систему инструментов государственного регулирования включают административное, правовое, прямое и косвенное экономическое регулирование. В качестве примера административного регулирования можно привести применяемые в нашей стране правила экспорта и импорта: устанавливаемая государством квота отдельных экспортеров в вывозе нефти, доступе к нефтяному трубопроводу, часть валютной выручки, подлежащая обязательной продаже государству. Правовое регулирование- это правила и нормы поведения субъектов регулирования: налоговых органов, бирж, банков и др., которые устанавливаются государством и закрепленные в гражданском и хозяйственном законодательстве[3,с.233]

Прямое экономическое регулирование происходит через финансирование и субсидирование государством отдельных сфер, отраслей и секторов экономики, отдельных предприятий. В качестве косвенного экономического регулирования можно выделить формы воздействия государства на рыночные регуляторы через управление валютным курсом, процентными ставками, таможенными пошлинами и др. В управлении экономической жизнью учавствуют все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная, судебная и все уровни(федеральный, региональный, местный). В нем участвует вся конструкция государственных институтов и прежде всего органы экономического управления как на уровне национальной экономики в целом, так и отдельных сфер, секторов и отраслей по отдельности.

Хотелось бы несколько подробнее раскрыть понятия правового, или, как его еще называют, государственного регулирования.

Государственное регулирование экономики

Государственное регулирование экономики – одна из основных форм участия государства в экономике, которая состоит в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны.[5,с.322]

Для рыночной экономики в современных условиях свойственно многообразие методов, форм и институтов государственного регулирования. Отличают административные, правовые, прямые и косвенные формы и методы государственного регулирования. К административным методам можно отнести, например, выдачу лицензий, разрешающих заниматься какой-либо деятельностью, установление квот на экспорт и импорт, квот для молодежи при создании новых рабочих мест, контроль над ценами, качеством продукции, доходами и др. Государственное правовое регулирование осуществляется на основе и с помощью гражданского и хозяйственного законодательства через систему норм и правил, устанавливаемых ими. Прямое экономическое регулирование реализуется в виде безвозвратного адресного финансирования секторов, отраслей, территорий и отдельных предприятий.[2,с.94]

К нему относятся пособия, субсидии, которые содержат различные дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различного уровня(общенационального, регионального, местного). Туда же относятся льготные кредиты и налоговые льготы. К косвенным формам экономического регулирования можно отнести регулирование объема денежной массы, определение условий предоставления централизованных кредитов и ставки процента, политика в области налогов, валютного курса, таможенных пошлин и др.

Прямые формы регулирования позволяют стабилизировать финансовое положение отдельных элементов хозяйства. Наряду с этим они искривляют реальное соотношение цен и издержек, реальную конкурентоспособность предприятий, снижая тем самым результативность рыночных регуляторов. В отличие от них косвенные формы государственного регулирования задействуют экономические стимулы и открывают простор для действия механизмов рыночного регулирования. Например, снижение налога на прибыль предприятия, так же как и ставки процента за кредит, ведет к расширению производства в соответствии со спросом.

На ряду с этим государство пускает в ход методы прямого регулирования в секторах, сферах и отраслях, способность к конкуренции которых по тем или иным причинам не может быть подкреплена только с помощью рыночного механизма. Это- сектора, где происходит решение крупных масштабов стратегические задачи(фундаментальная наука, оборона, образование); где частные инвестиции являются связанными с высокими рисками и на их основе неосуществимы или трудно осуществимы долгосрочные и наиболее дорого стоящие проекты(аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика, другие наукоемкие отрасли); где общественная польза намного превосходит пользу отдельно взятых предприятий или влечет за собой дополнительные расходы(например в сфере экологии).

День ото дня обретает большую значимость ныне гуманитарная функция государственного регулирования, которая состоит в организации социальной направленности развития экономки. На рубеже1990-х гг. в индустриально развитых странах государство, заново распределяя доходы, тратило от одной трети до половины своего валового внутреннего продукта (ВВП), так же тратило на социальные нужды половину и даже более всех бюджетных расходов.

Понятие отраслей экономики

Если взять экономику любой страны, то можно заметить, что она представляет собой единую систему  взаимосвязанных отраслей. В зависимости от его национальных и исторических традиций, географических и геополитических условий и трудовых навыков населения каждое государство создает свой уникальный комплекс отраслей народного хозяйства, на организацию которого все большее и большее влияние оказывает международное сотрудничество с другими странами.

При анализе национальной экономики выделяют такие понятия, как сферы, отрасли, комплексы, сектора экономики.

По мере учатия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода общественное производство подразделяют на две крупные сферы: материальное производство и нематериальную сферу. [5,с.327]

К материальному производству можно отнести промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь(обслуживающая материальное производство), строительство, торговля, общественное питание, информационно-вычислительное  обслуживание, прочие виды деятельности сферы материального производства.

Непроизводственная сфера включает жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, связь(обслуживающая организации непроизводственной сферы и население), здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование и страхование, деятельность аппарата органов управления.

В свой черед любая из сфер экономики делится на отрасли.

Отрасль – это совокупная величина предприятий и организаций, характеризующихся общностью выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов, профессиональной подготовки работающих и удовлетворяемых потребностей. [5,с.324]

В России по статистике промышленную сферу можно подразделить на отрасли тяжелой, легкой и пищевой промышленности. В состав тяжелой промышленности включают электроэнергетику, топливную промышленность, черную металлургию, цветную металлургию, машиностроение, химическую и нефтехимическую, лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленности, в том числе и промышленность строительных материалов. К легкой промышленности можно определить текстильную, швейную, кожевенную, обувную, меховую отрасли. К пищевой - пищевкусовую, мясную, молочную, рыбную промышленности.

Деление экономики на отрасли исходит из исторического процесса развития общественного разделения труда. Эволюция общества и экономики, дальнейшее усиление специализации производства приводят к формированию совершенно новых отраслей. В одно и то же время со специализацией и дифференциацией происходят процессы кооперации, интеграции производства, которые в свою очередь приводят к развитию устойчивых производственных связей между отраслями, к созданию смешанных производств и межотраслевых комплексов.

Межотраслевой комплекс- это интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределения продукта. [5,с.326] В структуре промышленности, к примеру, имеют место быть топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный и другие комплексы. Более замысловатой структурой отличаются агропромышленный и строительный комплексы, которые объединяют различные отрасли национальной экономики.

По критерию разделения труда выделяют межотраслевые и одноотраслевые, территориально-производственные, межотраслевые научно-технические комплексы.

Элементы составляющие хозяйственный комплекс могут быть структурированы в секторы экономики. Под сектором, в данном случае, да и вообще, понимается совокупность институциональных единиц, имеющих похожие экономические цели, функции и поведение. Таким образом, сектор нефинансовых предприятий объединяет предприятия, которые занимаются производством товаров и услуг и целю которых является получения прибыли, и некоммерческие организации, которые не преследуют цели извлечения прибыли.

Сектор финансовых предприятий включает институциональные единицы, которые заняты финансовым посредничеством.

Сектор государственных учреждений – совокупная величина органов законодательной, судебной и исполнительной властей, фондов социального обеспечения и некоммерческих организаций, которые они контролируют.

Сектор домашних хозяйств в большинстве своем содержит потребляющие единицы.

Внешний сектор – это совокупная величина институциональных единиц-нерезидентов данной страны(т.е. те кто расположен за границами страны), которые имеют экономические связи, а так же посольства, консульства, военные базы, международные организации, которые находятся на территории рассматриваемой страны.

Разделяют так же государственный сектор как совокупную величину предприятий, организаций, учреждений, которые находятся в государственной собственности и управляются государственными органами или лицами назначенными ими же, и частный сектор как часть экономики, который не находится под контролем государства.

Существует международная статистика, по которой экономика обычно подразделяется на отрасли, которые производят товары, и отрасли, которые оказывают услуги. К отраслям, которые производят товары, относят промышленность, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли материального производства(издательская деятельность, утилизация вторичного сырья, сбор дикорастущих грибов и ягод и т.д.). К отраслям, которые оказывают услуги, относят образование, транспорт, торговля, здравоохранение, общее государственное управление, оборона и пр.

Соотношение рыночных и правовых регуляторов в развитии отраслей экономики

Анализируя соотношения рыночных и государственных регуляторов в разнообразных странах можно выделить главную тенденцию— происходит изменение не только масштабов, но и целей, сфер и методов государственного регулирования по мере того, как развивается сама хозяйственная система. При этом стоит отметить следующие обстоятельства:

  • государственный сектор экономики играл и до сих пор играет важную роль во всех странах, в том числе и наиболее развитых;
  • в рыночной экономике можно заметить большое многообразие моделей хозяйственного механизма, которые определяют специфику соотношения государственного и рыночного регулирования;
  • соотношение рыночного и государственного регулирования существенно меняется если изменить воззрения политической верхушки (так сказать элиты), при всем при этом роль государственного регулирования будет возрастать в периоды кризиса. [4,с.347]

В тоже время государство, являясь социальным институтом, представляет из себя общественную подсистему. Одной из таких подсистем можно отметить финансово-промышленные группы, стремящиеся подобрать под себя государственную власть, определить глобальную цель развития экономики, подменив общенациональные интересы клановыми, частно-корпоративными.

Если рассматривать государство как социальный институт, то можно выделить четыре основные стадии которые оно проходит:

  • государство как верховный собственник земли, воды и других основных средств производства(«азиат-ский» способ производства, абсолютная монархия);
  • государство как владелец природных ресурсов и предприятий в ведущих отраслях промышленности;
  • государство как субъект макроэкономической финансово-кредитной денежной и налоговой политики;
  • государство как организатор и гарант социально-экономической стабильности и устойчивого развития постиндустриального информационного общества.[4,с. 347-348]

В период XX–XXI вв. в истории развития теории экономики выделяют четыре концепции о соотношении рыночного и государственного регулирования экономики: классическую(либерально-монетарную), марксистскую, дирижистскую и институциональную.

Классическая теория рыночной экономики, которая сама себя регулирует, исходит из следующего: рыночные механизмы непроизвольно приводят конкурентную систему к состоянию равновесия. Тот факт, что цены, процентная ставка колеблются и соотношения цен и заработной платы остаются эластичными обеспечивает полную и действительную занятость, благополучный и успешный рост экономики. Задача государства состоит лишь в том, что бы охранять конкурентную систему, поддерживать покупательную способность денег и бездефицитность бюджета, не вмешиваясь при этом в то, как функционирует экономика. Изменение денежной массы в обращении, налогообложении и системе государственных закупок в повседневных условиях(если нет массовых эпидемий, стихийных бедствий, войны и прочего) не существенно влияет на равновесный уровень национального дохода и занятости, приводя в изменение лишь общий уровень цен.

Наиболее яркими представителями этой концепции были: Адам Смит, Дж. С. Милль, современный экономист Дж. Кей, Нобелевские лауреаты М Фридман, Ф. Хайск(1974 г.), Ф. Кидланд и Л. Прескотт(2004 г.). [4,с.356]

Новая классическая школа, которая отностится к80–90-х гг. XX в. (Р. Лукас, Нобелевский лауреат1995 г., Р. Барро, Э. Прескотт и др.), развила теорию общего экономического равновесия Л. Вальраса применительно к новым условиям, когда стало ясно, что информация, которой рыночные агенты обладают, для принятия решений, представляется несовершенной и неполной, а экономическое развитие носит вероятностный, а не жестко детерминированный характер.

Рассматривая современную либерально-монетарную теория, можно отметить, что она исходит из того, что только экономическая свобода как антитеза регулирования способна обеспечить устойчивый рост.[4,с.364] Индекс экономической свободы, исчисляемый канадским институтом по методологии М. Фридмана принимает к сведению пять факторов:

  1. масштабы государственного сектора экономики, бюджетных расходов и правительственного участия;
  2. строение правовой системы, защиту прав собственности;
  3. доступ компаний к инвестиционным ресурсам;
  4. степень на сколько экономика открыта;
  5. прогресс в развитии хозяйственного, банковского и трудового права.

Что бы построить индекс свободы, выбрали пять крупных сфер:

  • на сколько велик госсектор: налоги, государственные расходы;
  • какими являются правовое устройство и гарантии прав собственности;
  • на сколько является доступна твердая валюта;
  • на сколько свободно можно производить обмен с иностранцами;
  • регулирование кредита, труда и бизнеса.

Собирается какое-то количество важнейших параметров внутри каждой из сфер, которые, как правило, включают в свою очередь в себя ряд характеристик. Всего насчитывается тридцать восемь характеристик свободы. Каждый параметр и характеристика оцениваются по 10-балльной шкале (при том, что десять является высшим балом). Среднее значение баллов по отдельным характеристикам, которые составляют параметр, является оценкой, а оценка каждой из перечисленных сфер — как средняя из оценок параметров. Затем выводится"индекс экономической своды", который является общей средней из средних по сферам.

Что бы избежать обвинений в предвзятости составители доклада при выставлении оценок в баллах пользуются только и только источниками и информацией третьих сторон. Среднее значение индекса по всем123 странам выросло с 5,96 в 1995 г. до 6,35 в 2001 г. и продолжает расти. Высшие показатели (8,5 и более) — у Гонконга и Сингапура. Лидирующая группа включает Новую Зеландию, США, Великобританию, Канаду, Швейцарию, Ирландию, Австралию и Нидерланды.

Германия, Италия, Япония и Франция занимают лишь 20-40 места. Чили— лидер экономической свободы в Латинской Америке, Ботсвана— в Африке. Они занимают места в третьем десятке, наряду с Норвегией. [4,с.369]

Россия получила в1995 г. — 4,1, а в2001 г. — уже5,0 балла(112 место), однако затем, в2002–2006 гг. ее продвижение замедлилось и она уступает не только Эстонии(7,5 балла— середина второго десятка), Венгрии, Чехии(4-й десяток), Латвии, Литве, Словении, Хорватии, Польше и Словакии(6-8 десяток), но и Индии, Бразилии, Китаю(8–9 десяток), а также Украине, Грузии и Молдове. [4,с. 369]

При этом по величине госсектора Россия находится примерно на одном уровне с Литвой и Латвией и более свободна, чем Польша, Швеция(в2001 г. — 3,0 балла и 119 место), не говоря уже о Китае. Предметом зависти либеральных экономистов стало введение в России плоской13% шкалы подоходного налога. После либерализации валютного регулирования в России резко улучшились условия обмена и инвестиционный климат. Уменьшились темпы инфляции. [4,с.370]

В области правового устройства и гарантий прав собственности, защиты интеллектуальной собственности, независимости и беспристрастности судов, низкой доли частного владения банками Россия отстает больше всего.

Немалый интерес находит Россия в анализе составляющих индекса экономической свободы. Как предлагал радикальный сторонник экономической свободы А. Илларионов, следует сократить неэффективные государственные расходы, предоставить фирмам и домохозяйствам больше свободы инвестирования, сократить в будущем налоги на частный бизнес, сократить таможенные пошлины.

Является недопустимым и немыслимым, когда государственные корпорации являются государственными только в названии, а на самом деле они руководствуются собственными интересами, а чиновники вмешиваются в деятельность хозяйственных субъектов и заново распределяют ресурсы по своему, часто по более выгодному для себя усмотрению.

Одновременно нельзя согласиться с категорическими выводами о том, что темпы роста находятся в обратной зависимости от масштабов государственной деятельности— чем меньше государство вмешивается в экономическую жизнь, тем выше будут темпы экономического роста. Современные рыночники конечно же не отрицают государственное регулирование. Начиная с80-х гг., они даже требуют«вернуть государство обратно».

Современная экономика очень сложна. Поэтому ее функционирование нельзя объяснить на основе детерминистских моделей спроса и предложения и эконометрических моделей, включающих тысячи уравнений регрессии.

Нобелевские лауреаты Шоулз и Мертон отметили, что рыночные курсы опционов и ценных бумаг колеблются достаточно непредсказуемо, а закономерности носят вероятностный характер, охватывая наряду с долговременными тенденциями, существенные колебания вокруг основного тренда.

Индивидуумы своими действиями на базе рациональных ожиданий не определяют рыночную экономику(индивидуумы не располагают информацией, которая им крайне важна и они не могут ее получить без помощи государства).

Контрактная природа современной экономики, как вытекающее из теории имущественных прав, трансакционных отношений и управления поведением потребителей, имеет ввиду активное взаимодействие рынка, государства и других социальных институтов.

В марксистской теории рынок рассматривается как сфера обмена, где косвенным путем(с помощью денег) и задним числом(уже после того, как производство завершено) выявляется качество воплощенного в товаре общественного необходимого труда. Собственность понимается как выданное государством временное право на возможность осуществлять хозяйственную деятельность, которое приносит прибыль и в любой момент может быть отозвано. Если рассматривать теорию трудовой стоимости, то согласно ей все прочие факторы производства, кроме труда, не создают, а лишь заново распределяют прибавочный продукт в соответствии с тем, как это принято на рынке. На этой основе разработали систему цен, которая и по сей день имеет влияние на принижение стоимости энергоносителей и их чрезмерном расходе(утрата плодородных земель, рыбных богатств, загрязнение воздуха должным образом не учитывается), занижение цены труда и высокой трудоемкости производства.

Рынок рассматривается как противоположность планомерности, которая в свою очередь трактовалась как пропорциональность, которая поддерживается центром с помощью установления обязательных заданий по производству, распределению и потреблению ресурсов. В это же самое время, рынок, являясь социальным институтом, всего навсего есть информационная система, которая соединяет производителей и потребителей товаров и услуг без посредства единого центра.

Работы Ф. Кейнса и его последователей создали теоретические основы дирижистского подхода к соотношению государственного и рыночного регулирования. Они указали на то, что автоматические механизмы саморегулирования рыночной экономики уже не имеют ни какой силы и не действуют, равновесие в экономике может быть достигнуто и при высокой безработице, а государство не только имеет возможность, но и даже должно воздействовать на совокупный спрос и предложение с помощью налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики что бы обеспечить устойчивый рост экономики, максимальной занятости, предотвращения инфляции. Существующий принцип дискреции означает то, что следует минимизировать стихийное проявление экономических процессов и явлений, что должно преобладать сознательное начало в управлении экономикой.

Государственные расходы присоединяются к расходам семей на потребление и инвестициям, тем самым увеличивают объем совокупного спроса, а налоги сокращают потребление и сбережения частного сектора. Множество литературы посвящено количественной оценке этих изменений.

Дефицит госбюджета в определенных рамках стимулирует экономику, при этом он не вызывает рост инфляции и государственного долга, как полагали Кейнс и его последователи. В то же время налоговая политика имеет влияние на развитие экономики через рынок благ, а кредитно-денежная политика— через денежный рынок, и использует при этом изменение ставки процента и нормы обязательных резервов, эмиссию денег и операции на открытом рынке, а также кроме всего прочего рефинансирование Центробанком коммерческих банков.

С помощью кейнсианской модели открытой экономики, которая стала основой "нового курса", Ф. Рузвельть сумел вывести США из глубокой депресси 30-х гг. ХХ в., т.е. с помощью активного государственного регулирования.

Как считают кейнсианцы, внутренняя неустойчивость рыночной экономики требует государственного регулирования эффективного спроса.

Дирижисты же полагают, что государство, особенно в период перехода к новой моделе развития, выступает как непосредственный участник экономического процесса— заказчик и плательщик по госзаказам, управляющий казенным имуществом, государственными ценными бумагами и акциями, трудонаниматель, распорядитель ресурсов и т.д.

При этом организационно-правовые функции государства включают не только роль судьи в игре, но и создание социально-экономических, правовых и административных норм и правил поведения рыночных агентов, а самое главное — роль инициатора и исполнителя институциональных преобразований.

Государство, являясь главным координатором развития экономики, должно создать целую систему мощных корпораций, которые будут ориентированы на новейшие технологии с развитыми кооперированными связями, создав при этом новую сеть хозяйственного взаимодействия. Их поддержка, в том числе с помощью бюджетного финансирования, увеличит спрос на инвестиции и оборудование, что, в свою очередь, предотвратит инфляцию.

По мнению дирижистов, государство является агентом гражданского общества и поэтому оно должно действовать на равных правах со всеми другими. В тоже время государственное социальное обеспечение придает всеобщий и гарантированный характер реализации неотчужденных прав человека на достойное жизнеобеспечение(социальная справедливость) и получение современного образования(экономическая эффективность). Система государственных социальных гарантий не должна мешать развитию институтов, которые мобилизуют и инвестируют личные сбережения.

Экономика является структурной подсистемой и преобразуется благодаря воздействию внешних институтов, а не только«невидимой руки» рынка.

Структурно-функциональный подход соотношения государственного и рыночного регулирования развит в работах российских экономистов Л. Абалкина, Д. Львова, В. Маевского, В. Ивантера, В. Куликова, А. Олейника, Н. Петракова и других авторов.[4,с.397] Сохраняя«командные высоты», государство способствует формированию новых рынков, в том числе рынка труда и новой деловой этики.

Я. Паппэ заметил, что государство не должно распоряжаться вновь созданной стоимостью негосударственных предприятий, но при этом может распоряжаться природной рентой, которая не является результатом труда. При этом не следует включать в систему государственного регулирования ту деятельность общественных организаций, которая содействует устойчивому и сбалансированному развитию системы региональных рынков.

Многие зарубежные экономисты связывают необходимость государственного регулирования с«провалами» рыночной экономики. Это регулирование не противопоставляется рыночному механизму. Либеральные российские экономисты к такому же выводу приходят.

Противопоставление государственной и частной собственности является неправомерным в нынешних, современных условиях. Акционерные компании с участием государства могут и должны хозяйствовать на рыночных условиях.

Финансовые институты являются главными собственниками корпораций, а не частные лица, как это было раньше. Противопоставлять планомерность и рыночное хозяйство в современных условиях также неправомерно. Это доказывают как теоретические исследования, так и практический опыт Японии, Франции, стран Скандинавии, не говоря уже о Китае.

Из десятка стран, имеющих наиболее конкурентоспособную экономику в2005 г. пять стран являются североевропейскими странами с дирижистским регулированием. Это Финляндия, Швеция, Дания, Исландия, Норвегия. Таким образом, как сообщает Центробанк Норвегии, объем норвежского государственного нефтяного фонда в2005 г. увеличился до190 млрд$. Средства фонда вкладывают только и только в ценные бумаги иностранных компаний.

Дирижистская концепция имеет некоторые сходства с марксистской. Как указал Дж. Гелбрейт, Кейнс, конечно, не был марксистом в политическом смысле, но считал приемлемым планирование, сочетание общественной власти и частной инициативы, государственный контроль за инвестициями, деловым циклом, рынком труда и благосостоянием народа.

В итоге«без развитой системы институтов, защищающих права производителей, населения и государства, современный рынок не может эффективно функционировать. Директивное регулирование, будучи альтернативой рыночной самонастройке, не является, тем не менее, антиподом рынку. Это его продукт и важный констатирующий элемент».[4,с.397]

Создание сильного дееспособного и демократического государства имеет в виду формирование правовой экономики, в которой конкурентное поведение хозяйственных субъектов гарантируется как развитым законодательством и действенной судебной властью, так и высокой информированностью населения, детально проработанными административными процедурами, развитым гражданским обществом, некоммерческими негосударственными организациями, уравновешивающими и контролирующими власть.

Институциональная концепция соотношения государственного и рыночного регулирования исходит из трех основных предпосылок. Из первой предпосылки следует, что экономика рассматривается как подсистема общества, наряду с культурной, политической, демографической и экологической подсистемами.

Экономический рост является не самоцелью, а средством повышения качества жизни, которое в свою очередь включает не только материальное благосостояние, но и развитие творческой активности людей. Из второй предпосылки следует, что развитие общества определяется не жестко определенными общими законами, а деятельностью формальных(законодательных) и неформальных(добровольно принятых) ограничений и факторов принуждения во взаимоотношениях между людьми. Экономические институты— «общественно признаваемые, устойчивые функциональные и организационные формы коллективной экономической деятельности, через которые реализуются системные функции экономики и которые являются ее структурными единицами» [4,с.398-399]. К таким институтам относятся и рынок, и государство.

Из третьей предпосылки следует, что социально-экономические институты в каждой стране имеют свою специфику и зависят от ступени ее (страны) исторического развития, национального менталитета и традиций. Социальные институты представляют собой исторически сложившуюся устойчивую форму организации совместной деятельности людей, которая устанавливает границы этой деятельности. В российской литературе часто выделяются только две группы социальных институтов — формальные(право) и неформальные(общественные обычаи, традиции, привычки). В то время как наибольшую роль играют организационные институты — государство, фирмы, система контрактов, денежное обращение, кредит, организация образования, здравоохранения, науки, средств массовой информации, рынков жилья и т.д.

Такая точка воззрения позволяет наблюдать экономику как сложную социально-экономическую систему, то есть как упорядоченный комплекс взаимосвязанных элементов или подпунктов различных систем. Социальные институты являются совокупностью правил, механизмов их реализации и норм поведения, которые преобразуют множество индивидов, хозяйствующих субъектов и сегментов общества в упорядоченную, хоть и непредсказуемую социально-экономическую систему. Из-за того, что гибкость товарных цен и цены труда является недостаточной(контракты заключаются на длительный период), несовершенной конкуренции, невозможности стоимостной оценки многих важнейших факторов производства рыночный механизм не имеет возможности его регулировать без участия государства.

Государство при регулировании рынка должно руководствоваться интересами общества, а не кланов чиновников, которые связаны с крупными корпорациями. В последние годы появилось много исследований морали и этики государственного регулирования, конфликтов и кооперации в отношении государства и бизнеса, институциональной природы коррупции. Бороться с ней можно, только если развивать институты гражданского общества.

Теоретической основой обоснования роли государства(являющимся социальным институтом постиндустриальной информационной экономики) является неоинституциональная концепция, из которой следует, что развитие национальной экономики определяется не только общими для всех стран монетарными факторами и законами, но и особенным для различных стран состоянием системы права, видом национальной культуры и экономического поведения людей и организаций, менталитетом, ценностными ориентациями, традициями и привычками. Цель деятельности государства- социального института есть сокращение трансакционных и социальных издержек функционирования общества.

Все эти концепции развиваются и ныне, но во многом отличаются от изначального варианта, выдвинутого их основоположниками(А. Смит, Д. Риккардо, Ж.Б. Сэй, К. Маркс, Дж. Кейнс, Д. Норт и др.). Рассмотренные концепции не лучше не противопоставлять друг другу. Они выделяют важнейшими совершенно разные элементы экономической политики, многие их идеи(развитие свободной конкуренции и массового предпринимательства у либералов, повышение эффективности государственных услуг у дирижистов, общественный контроль за планомерностью производства у марксистов и т.д.) имеют возможность быть реализованными и должны быть реализованы. Институциональная эволюционная теория в условиях формирования постиндустриального информационного общества показывает наиболее комплексный, системный подход к оцениванию роли государства и рынка в современной экономике. С позиций этой теории наибольшее значение имеет не уменьшение или увеличение государственных расходов, а их состояние, их структура, направления и эффективность. Это подтверждает анализ мирового опыта регулирования экономики.

Заключение

Определив понятия экономических регуляторов и отраслей экономики, определив соотношение рыночных и правовых регуляторов в развитии отраслей экономики, можно смело сказать, что современные тенденции развития соотношения государственного и рыночного регулирования обусловлены, в-первую очередь, глобализацией, во-вторую очередь, информатизацией, и, в-третью очередь, изменением самой структуры и содержания производства и факторов экономического роста — возрастанием роли нематериальных активов в общественном богатстве, инновационных и социальных факторов роста экономики.

Список использованной литературы

  1. Фридман М. Капитализм и свобода/ Пер. с англ. В. Козловского, И. Пильщикова). — М.: Новое изд-во, 2006. — 240 с.
  2. Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок. — М.: Изограф, 2001. — 256с.
  3. Колосницына М.Г. Экономика общественного сектора: государственные расходы // Экономический журнал ВШЭ. — 2003. — №2. — С. 231–241.
  4. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. — М.:Издательство НОРМА(Издательская группа НОРМА—ИНФРА• М), 2001. — 456 с.
  5. Нуреев Р.М., Курс микроэкономики. Учебник для вузов. — Издательство НОРМА, 2005. - 576с.
Похожие материалы:

Добавил: mauzer (15.04.2013) | Категория: Правоведение
Просмотров: 3406 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Теги: правовые регуляторы, правоведение, рыночные ругуляторы, отраслевая экономика, реферат
Комментарии (0)

Имя *:
Email *:
Код *: