Главная » Статьи » Про образование [ Добавить статью ]

В каком возрасте лучше всего начать изучать иностранный язык?

«Всему свой час, и время всякому делу под небесами: Время родиться и время умирать, Время насаждать и время вырывать насажденья, Время убивать и время исцелять, Время разрушать и время строить, Время плакать и время смеяться, Время рыданью и время пляске, Время разбрасывать камни и время складывать камни…»
Экклезиаст

Мозг – как губка

Давно известно, что детям постижение языка дается намного легче, чем взрослым. Физиологи считают, что в процессе развития мозга каждой стадии отведены свои временные промежутки, в течение которых активируется тот или иной вид мозговой деятельности. Не является исключением и постижение главного инструмента человеческой коммуникации — языка.

Ребенок до трех лет овладевает языком играючи, без каких бы то ни было значимых усилий. Если члены семьи общаются на двух языках — младенец с легкостью начинает говорить на обоих; если в ходу три языка — одновременно на трех, совершенно за то же время, и не воспринимая это как работу. Сначала, правда, слова из разных языков смешиваются в своеобразный «винегрет», но очень быстро все «расставляется по полочкам».

Подростку, чтобы пройти путь, который ребенок даже не замечает, требуются уже значительные усилия и время. А для взрослого постижение иностранного языка  и вовсе относится к интеллектуальному труду самого тяжелого типа; становится чуть ли не умственным подвигом, требующим полной мобилизации и напряжения сил.

Причина в том, что мозг ребенка буквально «заточен» под процессы языкового совершенствования. Клетки речевого центра мозга, отвечающие за восприятие и воспроизводство речи, находятся в состоянии «взведенной защелки»: когда ребенок постигает речь, между нейронами устанавливаются ассоциативные связи. «Защелка» срабатывает, связь закрепляется,  в результате чего формируются сложные проводящие системы. Чем старше ребенок, тем менее свободных от связей клеток остается в его мозге. Абсолютное большинство ассоциативных систем возникают уже к десяти годам. Известно множество случаев с реальными «маугли», с младенчества воспитывавшимися в среде диких животных. Если ребенок возвращался в человеческое общество подростком, любые попытки приобщить его к человеческой речи оставались безрезультатными. Мозг уже связан, допустим, «обезьяньим языком» и почти не способен даже различать звуки, которых нет в «речи» обезъян…

Прошло детство? Не все потеряно, поздно – не бывает!

Вывод из вышеизложенного, казалось бы, очевиден: чем раньше приступить к изучению иностранного языка, тем лучше. Вроде бы и обсуждать нечего, на поверхностный взгляд. Но все прекрасно знают, что истина на поверхности обычно не плавает.

Не все так просто. Да, ребенок — это губка, легко впитывающая все новое. Да, детям несложно научится произносить звуки, отличающиеся от родной речи. Да, детская способность к запоминанию слов и фраз феноменальна, и взрослым о такой приходиться только мечтать. Все это очевидно, но на этом преимущества изучения дополнительного языка в детском возрасте и заканчиваются.

Дело в том, что всяческие знания задерживаются в мозгу лишь до тех пор, пока они востребованы, пока к ним постоянно обращается память.  Поэтому, начав обучение в детстве, полученные навыки постоянно нужно  поддерживать в состоянии активного использования, иначе все – впустую. Речь идет о том, что принято называть «языковой практикой». При отсутствии таковой и словарный запас с возрастом иссякает, и способность воспринимать чуждую речь на слух, и умение осмысливать информацию на чужом языке напрямую, без «перевода в уме» на родной язык.

У взрослого человека есть преимущество, которое отсутствует у детей, не живущих в условиях постоянной востребованности дополнительного языка. Взрослые люди редко решают заняться изучением иностранного «просто так»,  ради развлечения. В абсолютном большинстве случаев  это решение обусловлено осознанными потребностями профессионального, либо социального (например, при смене места жительства) плана. Чем сильнее стимул, тем ярче проявляется малоизученное явление включения механизмов, необычайно активизирующих мозговую деятельность. Хорошо видна работа этих механизмов в пиковых ситуациях, когда речь идет ни много, ни мало — о выживании: человек становится просто гением, причем мгновенно.

На стимулированную потребность накладываются и широчайшие возможности, которые предоставляет сегодняшняя действительность. По настоящему «прорывным» стал двадцатый век, породивший десятки и десятки методик изучения языка. За демонстрацию многих из них в средние века потащили бы на костер: это и аутогенные воздействия, и обучение во время сна – естественного или гипнотического…Появилось широкое поле выбора, позволяющее каждому конкретному человеку подобрать индивидуальные, наиболее эффективные конкретно для него методы постижения иностранного языка.

Еще более широкий потенциал предоставило начало третьего тысячелетия, окрашенное взрывным развитием информационных технологий. Коммуникативные возможности современных сетевых технологий нашли применение и в области изучения языков. Множество сервисов предлагают курсы английского, французского, итальянского языка онлайн…

Выход в Интернет, скайп, веб-камера с гарнитурой — и уже не нужно в строго определенное время, скорректировав под него свои планы, бежать на учебу. Подобранная «под вас» программа, персональный репетитор, с нужной для вас периодичностью и в удобное вам время – к вашим услугам. Онлайн лекции и вебинары, использование мультимедиа делает курс языка легко усваиваемым.

Настойчивость, терпение, и если язык вам действительно нужен – все получится.

Автор: Скалаух Сергей, специально для fevt.ru


Похожие статьи:

Добавлено: 20.06.2013 | Просмотров: 5093 | Рейтинг: 5.0/1 |
Теги: учеба, обучение, Иностранный язык, английский, английский язык


Комментарии (0)
Имя *:
Email *:
Код *: