Главная » Файлы » Методички » Технологии программирования [ Добавить материал ]

Словарь терминов I (буквы А-О), технологии программирования

  Перейти на вторую часть словаря.


    Абстрагирование от проблемы – игнорирование ряда подробностей с тем, чтобы свести задачу к более простой задаче.

     Абстрактная машина Дейкстры – применяется в проектировании архитектуры системы, самый нижний уровень абстракции - это уровень аппаратуры. Каждый уровень реализует абстрактную машину с все большими возможностями.

     Абстрактный родительский класс — родительский класс, не имеющий экземпляров объектов.

     Абстракция – мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений для выявления существенных их признаков.

     Абстракция сущности – произвольная абстракция. Объект представляет собой полезную модель некой сущности в предметной области

     Автоматизированная система (АС) - организационно-техническая система, обеспечивающая выработку решений на основе автоматизации информационных процессов в различных сферах деятельность (управление, проектирование, производство и т.д.) или их сочетаниях, система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций.

     Автономное тестирование ( тестирование модуля ) ( module testing ) – контроль отдельного модуля в изолированной среде (например, с помощью ведущей программы), инспекция текста модуля на сессии программистов, которая иногда дополняется математическим доказательством правильности модуля.

     Агрегированный объект — объект, составленный из подобъектов. Подобъекты называются частями агрегата, и агрегат отвечает за них.

     Алгоритм – строго однозначно определенная для исполнителя последовательность действий, приводящих к решению задачи.

     Альфа тестирование ( системное тестирование, лабораторные испытания ) - фаза тестирования, выполняемая разработчиками для подтверждения, что все фрагменты правильно интегрированы в систему, а сама система работает надежно.

     Анализ (от греч. analysis разложение, расчленение) – прием умственной деятельности, связанный с мысленным (или реальным) расчленением на части предмета, явления или процесса. В теории проектирования анализ – это процесс определение функционирования по заданному описанию системы.

     Артефакт реализации – нечто, что нельзя обнаружить в постановке решаемой задачи, но необходимое для составления программы.

     Архитектура системы - структура объединения нескольких программных средств в одно целое.

     АС – см. автоматизированная система.

     Аттестация ( certification ) – авторитетное подтверждение правильности программы.

     Бета-тестирование - это фаза общего тестирования, при которой программное изделие поставляется ограниченному кругу конечных пользователей для более жесткого тестирования.

     Блочно-иерархический подход - частный эвроритм системного подхода, при котором процесс проектирования и представления о самом объекте расчленяется на иерархические уровни. На высшем уровне используется наименее детализированное представление, отражающее самые общие черты и особенности проектируемой системы. На каждом новом последовательном уровне разработки степень подробности рассмотрения возрастает, при этом система рассматривается не в целом, а отдельными блоками.

     Визуальное моделирование – процесс графического представления модели с помощью не­которого стандартного набора графических элементов.

     Внедрение – стадия, по завершению которой, программная документация размножена в нужном количестве, программа установлена и сопровождается, пользователи обучены.

     Восстанавливаемость программного обеспечения – свойство, характеризующее возможность приспосабливаться к обнаружению ошибок и их устранению.

     Генетический анализ – исследование объекта на его соответствие законам развития программных систем. В процессе анализа изучается история развития (генезис) исследуемого объекта: конструкции аналогов и возможных частей, технологии изготовления, объемы тиражирования, языки программирования и т.д.

     ГОСТ – государственный стандарт.

     Деструктор — особый метод самого объекта, обеспечивающий уничтожение данного объекта.

     Диаграмма вариантов использования – диаграмма, которая отображает взаимодействие между вариантами использования, представляющими функции системы, и действующими лицами, представляющими людей или системы, получающие или передающие информацию в данную систему.

     Диаграмма классов – диаграмма, которая отражает взаимодействие между классами системы.

     Диаграмма компонентов – диаграмма, которая показывает, как выглядит модель на физическом уровне. На ней изображаются компоненты (файлы) программы и связи между ними.

     Диаграмма кооперативная – диаграмма, которая отражают ту же самую информацию, что и диаграммы последовательности, но связь со временем отсутствует.

     Диаграмма последовательности – диаграмма, которая отражает поток событий, происходящих в рамках варианта использования.

     Диаграмма потоков данных ( ДПД ) – диаграмма, которая описывает порядок изменения данных от их источников через преобразующие их процессы к их потребителям.

     Диаграмма размещения – диаграмма, которая показывает физическое расположение различных компонентов программной системы в сети.

     Диаграмма состояний – диаграмма, которая предназначена для моделирования различных состояний, в которых может находиться объект. В то время как диаграмма классов показывает статическую картину классов и их связей, диаграмма состояний применяются при описании динамики поведения системы.

     Динамическая переменная – это как бы статическая переменная, но размещаемая в особой области памяти вне кода программы. В любой момент времени память для размещения динамических переменных может, как выделяться, так и освобождаться.

     Динамические структуры данных являются связными. Связность – особое продуманное логическое устройство сохранения целостности структуры данных, элементы которой могут находиться в произвольных, несмежных, неконтролируемых по адресации участках динамически распределяемой памяти вне кода программы.

     Динамическое связывание — ассоциация запроса с объектом и одной из его операций во время выполнения.

     Доказательство ( proof ) - попытки найти в программе ошибки путем доказательств на основе математических теорем о правильности программы, безотносительно к внешней программной среде.

     Документ - документ, выполненный по заданной форме, в котором представлено какое-либо проектное решение.

     ДПД - Диаграмма потоков данных.

     Единая система программной документации ( ЕСПД ) - комплекс государственных стандартов, устанавливающий взаимоувязанные правила разработки, оформления и обращения программ и программной документации.

     ЕСПД - единая система программной документации

     Жизненный цикл - совокупность взаимосвязанных процессов создания и последовательного изменения состояния продукции от формирования к ней исходных требований до окончания ее эксплуатации или потребления.

     Заглушка – макет еще не реализованного модуля, необходимый при нисходящей реализации, представляет собой простейшую подпрограмму либо без действий, либо с действиями вывода входных данных, либо возвращающую в вышестоящие модули тестовые данные (которые обычно присваиваются внутри заглушки), либо содержащий комбинацию этих действий.

     Иерархия – подчиненность.

     Изменчивость структуры данных – изменение числа элементов и (или) связей между элементами структуры. В определении изменчивости структуры не отражен факт изменения значений элементов данных, поскольку в этом случае все структуры данных имели бы свойство изменчивости. По признаку изменчивости различают структуры: на статические структуры данных и динамические структуры данных.

     Инженер (от лат. i ngenium – природный ум , изобретательность ) – специалист по созданию искусственных систем.

     Инженерия программирования (англ. software engineering , в терминах автоматизированных систем – разработка программного обеспечения ) – инженерное дело, творческая техническая деятельность. Инженерия опирается на специфические методы и методики, в том числе эвристические. Инженерия изучает различные методы и инструментальные средства с точки зрения определенных целей, то есть имеет очевидную практическую направленность. Основная идея инженерии программирования в том, что разработка программного обеспечения является формальным процессом, который можно изучать, выражать в методиках и совершенствовать. Главное различие между технологией программирования и программной инженерией заключается в способе рассмотрения и систематизации материала. В технологии программирования акцент делается на изучении процессов разработки программ (технологических процессов) в порядке их прохождения – методы и инструментальные средства разработки программ используются в этих процессах (их применение и образуют технологические процессы). В программной инженерии изучаются, прежде всего, методы и инструментальные средства разработки программ с точки зрения достижения определенных целей – они могут использоваться в разных технологических процессах (и в разных технологиях программирования). Как эти методы и средства образуют технологические процессы – вопрос второстепенный.

     Инженерный технологический подход определяется спецификой комбинации стадий разработки, этапов и видов работ, ориентированной на разные классы программного обеспечения и на особенности коллектива разработчиков.

     Инженер-программист – наименование должности согласно квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, специалист по созданию и эксплуатации программ.

     Инженер-системотехник – наименование должности согласно квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, инженер инженеров, специалист по решению проектных задач создания таких особо сложных искусственных систем как автоматизированные системы.

     Инкапсуляция – это механизм совмещения в одной записи языка программирования - классе полей данных с методами, которые манипулируют полями данных этой записи.

     Интегрированные структуры данных – структуры данных, составными частями которых являются другие структуры данных – простые или в свою очередь интегрированные. Интегрированные структуры данных конструируются программистом с использованием средств интеграции данных, предоставляемых языками программирования.

     Интерфейс – это набор форматов допустимых сообщений. Для исключения возможных, но недопустимых сообщений, используется механизм сокрытия информации.

     Испытание ( validation ) - попытка найти ошибки, выполняя программу в заданной программной среде.

     Каркасные инженерные подходы представляют собой каркас для видов работ и включают их огромное количество. Ярким представителем каркасного подхода является рациональный унифицированный подход к выполнению работ (rational unified process). Весомое преимущество данного подхода состоит в созданном инструментарии его автоматизированной поддержки – программного продукта Rational Rose фирмы Rational Software Corporation .

     Каскадные инженерные технологические подходы задают некоторую последовательность выполнения видов работ, обычно изображаемую в виде каскада. Эти подходы также иногда называют подходами на основе модели водопада.

     Кодирование-исправление (code and fix) – инженерно-технологический подход, упрощенно может быть описан следующим образом. Разработчик начинает кодирование системы с самого первого дня, не занимаясь сколь-либо серьезным проектированием.

     Кодировщик программ – программист, пишущий и автономно тестирующий код компонент программ.

     Комплексное тестирование ( system testing ) - контроль и/или испытание системы по отношению к исходным целям. Является процессом контроля, если оно выполняется в моделируемой среде, и процессом испытания при выполнении в реальной среде.

     Композиция объектов – это реализация составного объекта, состоящего из нескольких совместно работающих объектов и образующих единое целое с новой, более сложной функциональностью.

     Компонентный анализ - рассмотрение объекта, включающего в себя составные элементы и входящего, в свою очередь, в систему более высокого ранга.

     Конструктор — особый метод класса, предназначенный для создания экземпляра объекта.

     Контейнер-менеджер или просто контейнер — класс, который позволяет объединять (агрегировать) в себе самые разные классы объектов, в том числе и другие контейнеры.

     Контроль ( verification ) – попытка найти ошибки, выполняя программу в тестовой или моделируемой среде.

     Корректность программного обеспечения – свойство безошибочной реализации требуемого алгоритма, при отсутствии таких мешающих факторов, как: ошибки входных данных, ошибки операторов ЭВМ (людей), сбоев и отказов ЭВМ.

     Критерий - показатель качества.

     Логическая структура данных – рассмотрение структуры данных без учета ее представления в машинной памяти.

     ЛПР - лицо, принимающее решение.

     Метод - способ практического осуществления чего-нибудь.

     Методика - совокупность методов практического выполнения чего-нибудь.

     Методология (от греческого «учение о методах») – система принципов и способов.

     Метод мозгового штурма - метод синтеза вариантов систем, использующий взаимную стимуляцию мышления в группе.

     Метод морфологических таблиц – согласно методу, для интересующего нас объекта формируется набор отличительных признаков: наиболее характерных подсистем, свойств или функций. Затем для каждого из них определяются альтернативные варианты реализации. Комбинируя альтернативные варианты, можно получить множество различных решений. Анализируя их, выделяют предпочтительные варианты.

     Метод проб и ошибок - метод синтеза вариантов систем, основанный на последовательном выдвижении и рассмотрении идей.

     Метод эвристических приемов - метод синтеза вариантов систем, базирующийся на выделении базовых приёмов, найденных при анализе лучших программных изделий

     Методология (от греч. methodos и logos – слово, учение о методах) – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

     Методология программирования изучает методы с точки зрения основ построения. Это объединенная единым философским подходом совокупность методов, применяемых в процессе разработки программных продуктов. Любая методология создается на основе уже накопленных в предметной области эмпирических фактов и практических результатов.

     Методы объекта ( methods, member functions ) – подпрограммы, реализующие действия (выполнение алгоритмов) в ответ на их вызов в виде преданного сообщения;

     Механизм сокрытия информации – механизм, используемый для исключения возможных, но недопустимых сообщений объектам.

     Множественное наследование классов — наследование, при котором каждый класс может, в принципе, порождаться от одного или сразу от нескольких родительских классов, наследуя поведение всех своих предков.

     Модель - Один объект или система может выступать в роли модели другого объекта или системы, если между ними установлено сходство в каком-то смысле.

     Модуль - фундаментальное понятие и функциональный элемент технологии структурного программирования, подпрограмма, но оформленная в соответствии с особыми правилами.

     Модуль – в технологии объектно-ориентированного программирования это файл ( unit ) с описаниями родственных классов.

     Модульность программ – основной принцип технологии структурного программирования, характеризуется тем, что вся программа состоит из модулей.

     Наследование — это определение класса и затем использование его для построения иерархии классов-потомков, причем каждый потомок наследует доступ к коду и данным всех своих классов прародителей.

     Научно-исследовательская работа ( НИР ) - самостоятельный этап, проводимый для выявления последних научных достижений с целью их использования в проекте, проверки реализуемости изделия и уточнения отдельных его характеристик.

     НИР - научно-исследовательская работа.

     Нисходящее проектирование - один из главных принципов технологии структурного программирования, согласно которому, при разработке иерархии модулей программ выделяются первоначально модулей самого верхнего уровня иерархии, а затем подчиненных модулей.

     Нисходящая реализация программы – в технологии структурного программирования первичная реализация группы модулей верхних уровней, которые называются ядром программы, и, далее, постепенно в соответствии с планом, реализуются модули нижних уровней. Необходимые для линковки программы, недостающие модули имитируются заглушками.

     Обобщение – выявление в группе классов общих свойств и вынесение их в общий базовый класс.

     Объект — логическая единица, содержащая всю информацию о некотором физическом предмете или реализуемом в программе понятии, структурированная переменная типа класс, которая содержит поля данных и методы с кодом алгоритма.

     Объектная модель – модель, описывающая структуру объектов, составляющих систему, их атрибуты, операции, взаимосвязи с другими объектами. В объектной модели должны быть отражены те понятия и объекты реального мира, которые важны для разрабатываемой системы.

     Объектно-ориентированное программирование ( ООПр ) ( object-oriented programming ) — это процесс реализации программ, основанный на представлении программы в виде совокупности объектов.

     Объектно-ориентированное проектирование ( ООП ) ( object-oriented design, OOD ) — методология проектирования, соединяющая в себе процесс объектной декомпозиции и приемы представления логической и физической, а также статической и динамической моделей проектируемой системы.

     Объектно-ориентированный анализ ( ООА object-oriented analysis ) – методология, при которой требования к системе воспринимаются с точки зрения классов и объектов, прагматически выявленных в предметной области.

     Операции над структурами данных – над всеми структурами данных могут выполняться пять операций: создание, уничтожение, выбор (доступ), обновление, копирование.

     Операционный подход к составлению алгоритмов – согласно этому подходу, операции (алгоритмические действия) выделяются последовательно по ходу пути вычислений при каких-то наборах данных.

     Оптимизация разработки программ - нахождение разумного компромисса между достигаемой целью и затрачиваемыми на это ресурсами.

     Организованность данных – продуманное устройство с целью рационального использования по назначению.

     ОС – операционная система.

     Отладка ( debugging ) - не является разновидностью тестирования, а является средством установления точной природы ошибок.
Похожие материалы:

Добавил: COBA (03.03.2010) | Категория: Технологии программирования
Просмотров: 4999 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Теги: определения, программирование, термины, словарь
Комментарии (0)

Имя *:
Email *:
Код *: