Словарь терминов I (буквы А-О), технологии программирования
Перейти на вторую часть словаря.
Абстрагирование от проблемы – игнорирование ряда подробностей с тем, чтобы свести задачу к более простой задаче. Абстрактная машина Дейкстры – применяется в проектировании архитектуры системы, самый нижний уровень абстракции - это уровень аппаратуры. Каждый уровень реализует абстрактную машину с все большими возможностями. Абстрактный родительский класс — родительский класс, не имеющий экземпляров объектов. Абстракция – мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений для выявления существенных их признаков. Абстракция сущности – произвольная абстракция. Объект представляет собой полезную модель некой сущности в предметной области Автоматизированная система (АС) - организационно-техническая система, обеспечивающая выработку решений на основе автоматизации информационных процессов в различных сферах деятельность (управление, проектирование, производство и т.д.) или их сочетаниях, система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций. Автономное тестирование ( тестирование модуля ) ( module testing ) – контроль отдельного модуля в изолированной среде (например, с помощью ведущей программы), инспекция текста модуля на сессии программистов, которая иногда дополняется математическим доказательством правильности модуля. Агрегированный объект — объект, составленный из подобъектов. Подобъекты называются частями агрегата, и агрегат отвечает за них. Алгоритм – строго однозначно определенная для исполнителя последовательность действий, приводящих к решению задачи. Альфа тестирование ( системное тестирование, лабораторные испытания ) - фаза тестирования, выполняемая разработчиками для подтверждения, что все фрагменты правильно интегрированы в систему, а сама система работает надежно. Анализ (от греч. analysis разложение, расчленение) – прием умственной деятельности, связанный с мысленным (или реальным) расчленением на части предмета, явления или процесса. В теории проектирования анализ – это процесс определение функционирования по заданному описанию системы. Артефакт реализации – нечто, что нельзя обнаружить в постановке решаемой задачи, но необходимое для составления программы. Архитектура системы - структура объединения нескольких программных средств в одно целое. АС – см. автоматизированная система. Аттестация ( certification ) – авторитетное подтверждение правильности программы. Бета-тестирование - это фаза общего тестирования, при которой программное изделие поставляется ограниченному кругу конечных пользователей для более жесткого тестирования. Блочно-иерархический подход - частный эвроритм системного подхода, при котором процесс проектирования и представления о самом объекте расчленяется на иерархические уровни. На высшем уровне используется наименее детализированное представление, отражающее самые общие черты и особенности проектируемой системы. На каждом новом последовательном уровне разработки степень подробности рассмотрения возрастает, при этом система рассматривается не в целом, а отдельными блоками. Визуальное моделирование – процесс графического представления модели с помощью некоторого стандартного набора графических элементов. Внедрение – стадия, по завершению которой, программная документация размножена в нужном количестве, программа установлена и сопровождается, пользователи обучены. Восстанавливаемость программного обеспечения – свойство, характеризующее возможность приспосабливаться к обнаружению ошибок и их устранению. Генетический анализ – исследование объекта на его соответствие законам развития программных систем. В процессе анализа изучается история развития (генезис) исследуемого объекта: конструкции аналогов и возможных частей, технологии изготовления, объемы тиражирования, языки программирования и т.д. ГОСТ – государственный стандарт. Деструктор — особый метод самого объекта, обеспечивающий уничтожение данного объекта. Диаграмма вариантов использования – диаграмма, которая отображает взаимодействие между вариантами использования, представляющими функции системы, и действующими лицами, представляющими людей или системы, получающие или передающие информацию в данную систему. Диаграмма классов – диаграмма, которая отражает взаимодействие между классами системы. Диаграмма компонентов – диаграмма, которая показывает, как выглядит модель на физическом уровне. На ней изображаются компоненты (файлы) программы и связи между ними. Диаграмма кооперативная – диаграмма, которая отражают ту же самую информацию, что и диаграммы последовательности, но связь со временем отсутствует. Диаграмма последовательности – диаграмма, которая отражает поток событий, происходящих в рамках варианта использования. Диаграмма потоков данных ( ДПД ) – диаграмма, которая описывает порядок изменения данных от их источников через преобразующие их процессы к их потребителям. Диаграмма размещения – диаграмма, которая показывает физическое расположение различных компонентов программной системы в сети. Диаграмма состояний – диаграмма, которая предназначена для моделирования различных состояний, в которых может находиться объект. В то время как диаграмма классов показывает статическую картину классов и их связей, диаграмма состояний применяются при описании динамики поведения системы. Динамическая переменная – это как бы статическая переменная, но размещаемая в особой области памяти вне кода программы. В любой момент времени память для размещения динамических переменных может, как выделяться, так и освобождаться. Динамические структуры данных являются связными. Связность – особое продуманное логическое устройство сохранения целостности структуры данных, элементы которой могут находиться в произвольных, несмежных, неконтролируемых по адресации участках динамически распределяемой памяти вне кода программы. Динамическое связывание — ассоциация запроса с объектом и одной из его операций во время выполнения. Доказательство ( proof ) - попытки найти в программе ошибки путем доказательств на основе математических теорем о правильности программы, безотносительно к внешней программной среде. Документ - документ, выполненный по заданной форме, в котором представлено какое-либо проектное решение. ДПД - Диаграмма потоков данных. Единая система программной документации ( ЕСПД ) - комплекс государственных стандартов, устанавливающий взаимоувязанные правила разработки, оформления и обращения программ и программной документации. ЕСПД - единая система программной документации Жизненный цикл - совокупность взаимосвязанных процессов создания и последовательного изменения состояния продукции от формирования к ней исходных требований до окончания ее эксплуатации или потребления. Заглушка – макет еще не реализованного модуля, необходимый при нисходящей реализации, представляет собой простейшую подпрограмму либо без действий, либо с действиями вывода входных данных, либо возвращающую в вышестоящие модули тестовые данные (которые обычно присваиваются внутри заглушки), либо содержащий комбинацию этих действий. Иерархия – подчиненность. Изменчивость структуры данных – изменение числа элементов и (или) связей между элементами структуры. В определении изменчивости структуры не отражен факт изменения значений элементов данных, поскольку в этом случае все структуры данных имели бы свойство изменчивости. По признаку изменчивости различают структуры: на статические структуры данных и динамические структуры данных. Инженер (от лат. i ngenium – природный ум , изобретательность ) – специалист по созданию искусственных систем. Инженерия программирования (англ. software engineering , в терминах автоматизированных систем – разработка программного обеспечения ) – инженерное дело, творческая техническая деятельность. Инженерия опирается на специфические методы и методики, в том числе эвристические. Инженерия изучает различные методы и инструментальные средства с точки зрения определенных целей, то есть имеет очевидную практическую направленность. Основная идея инженерии программирования в том, что разработка программного обеспечения является формальным процессом, который можно изучать, выражать в методиках и совершенствовать. Главное различие между технологией программирования и программной инженерией заключается в способе рассмотрения и систематизации материала. В технологии программирования акцент делается на изучении процессов разработки программ (технологических процессов) в порядке их прохождения – методы и инструментальные средства разработки программ используются в этих процессах (их применение и образуют технологические процессы). В программной инженерии изучаются, прежде всего, методы и инструментальные средства разработки программ с точки зрения достижения определенных целей – они могут использоваться в разных технологических процессах (и в разных технологиях программирования). Как эти методы и средства образуют технологические процессы – вопрос второстепенный. Инженерный технологический подход определяется спецификой комбинации стадий разработки, этапов и видов работ, ориентированной на разные классы программного обеспечения и на особенности коллектива разработчиков. Инженер-программист – наименование должности согласно квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, специалист по созданию и эксплуатации программ. Инженер-системотехник – наименование должности согласно квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, инженер инженеров, специалист по решению проектных задач создания таких особо сложных искусственных систем как автоматизированные системы. Инкапсуляция – это механизм совмещения в одной записи языка программирования - классе полей данных с методами, которые манипулируют полями данных этой записи. Интегрированные структуры данных – структуры данных, составными частями которых являются другие структуры данных – простые или в свою очередь интегрированные. Интегрированные структуры данных конструируются программистом с использованием средств интеграции данных, предоставляемых языками программирования. Интерфейс – это набор форматов допустимых сообщений. Для исключения возможных, но недопустимых сообщений, используется механизм сокрытия информации. Испытание ( validation ) - попытка найти ошибки, выполняя программу в заданной программной среде. Каркасные инженерные подходы представляют собой каркас для видов работ и включают их огромное количество. Ярким представителем каркасного подхода является рациональный унифицированный подход к выполнению работ (rational unified process). Весомое преимущество данного подхода состоит в созданном инструментарии его автоматизированной поддержки – программного продукта Rational Rose фирмы Rational Software Corporation . Каскадные инженерные технологические подходы задают некоторую последовательность выполнения видов работ, обычно изображаемую в виде каскада. Эти подходы также иногда называют подходами на основе модели водопада. Кодирование-исправление (code and fix) – инженерно-технологический подход, упрощенно может быть описан следующим образом. Разработчик начинает кодирование системы с самого первого дня, не занимаясь сколь-либо серьезным проектированием. Кодировщик программ – программист, пишущий и автономно тестирующий код компонент программ. Комплексное тестирование ( system testing ) - контроль и/или испытание системы по отношению к исходным целям. Является процессом контроля, если оно выполняется в моделируемой среде, и процессом испытания при выполнении в реальной среде. Композиция объектов – это реализация составного объекта, состоящего из нескольких совместно работающих объектов и образующих единое целое с новой, более сложной функциональностью. Компонентный анализ - рассмотрение объекта, включающего в себя составные элементы и входящего, в свою очередь, в систему более высокого ранга. Конструктор — особый метод класса, предназначенный для создания экземпляра объекта. Контейнер-менеджер или просто контейнер — класс, который позволяет объединять (агрегировать) в себе самые разные классы объектов, в том числе и другие контейнеры. Контроль ( verification ) – попытка найти ошибки, выполняя программу в тестовой или моделируемой среде. Корректность программного обеспечения – свойство безошибочной реализации требуемого алгоритма, при отсутствии таких мешающих факторов, как: ошибки входных данных, ошибки операторов ЭВМ (людей), сбоев и отказов ЭВМ. Критерий - показатель качества. Логическая структура данных – рассмотрение структуры данных без учета ее представления в машинной памяти. ЛПР - лицо, принимающее решение. Метод - способ практического осуществления чего-нибудь. Методика - совокупность методов практического выполнения чего-нибудь. Методология (от греческого «учение о методах») – система принципов и способов. Метод мозгового штурма - метод синтеза вариантов систем, использующий взаимную стимуляцию мышления в группе. Метод морфологических таблиц – согласно методу, для интересующего нас объекта формируется набор отличительных признаков: наиболее характерных подсистем, свойств или функций. Затем для каждого из них определяются альтернативные варианты реализации. Комбинируя альтернативные варианты, можно получить множество различных решений. Анализируя их, выделяют предпочтительные варианты. Метод проб и ошибок - метод синтеза вариантов систем, основанный на последовательном выдвижении и рассмотрении идей. Метод эвристических приемов - метод синтеза вариантов систем, базирующийся на выделении базовых приёмов, найденных при анализе лучших программных изделий Методология (от греч. methodos и logos – слово, учение о методах) – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология программирования изучает методы с точки зрения основ построения. Это объединенная единым философским подходом совокупность методов, применяемых в процессе разработки программных продуктов. Любая методология создается на основе уже накопленных в предметной области эмпирических фактов и практических результатов. Методы объекта ( methods, member functions ) – подпрограммы, реализующие действия (выполнение алгоритмов) в ответ на их вызов в виде преданного сообщения; Механизм сокрытия информации – механизм, используемый для исключения возможных, но недопустимых сообщений объектам. Множественное наследование классов — наследование, при котором каждый класс может, в принципе, порождаться от одного или сразу от нескольких родительских классов, наследуя поведение всех своих предков. Модель - Один объект или система может выступать в роли модели другого объекта или системы, если между ними установлено сходство в каком-то смысле. Модуль - фундаментальное понятие и функциональный элемент технологии структурного программирования, подпрограмма, но оформленная в соответствии с особыми правилами. Модуль – в технологии объектно-ориентированного программирования это файл ( unit ) с описаниями родственных классов. Модульность программ – основной принцип технологии структурного программирования, характеризуется тем, что вся программа состоит из модулей. Наследование — это определение класса и затем использование его для построения иерархии классов-потомков, причем каждый потомок наследует доступ к коду и данным всех своих классов прародителей. Научно-исследовательская работа ( НИР ) - самостоятельный этап, проводимый для выявления последних научных достижений с целью их использования в проекте, проверки реализуемости изделия и уточнения отдельных его характеристик. НИР - научно-исследовательская работа. Нисходящее проектирование - один из главных принципов технологии структурного программирования, согласно которому, при разработке иерархии модулей программ выделяются первоначально модулей самого верхнего уровня иерархии, а затем подчиненных модулей. Нисходящая реализация программы – в технологии структурного программирования первичная реализация группы модулей верхних уровней, которые называются ядром программы, и, далее, постепенно в соответствии с планом, реализуются модули нижних уровней. Необходимые для линковки программы, недостающие модули имитируются заглушками. Обобщение – выявление в группе классов общих свойств и вынесение их в общий базовый класс. Объект — логическая единица, содержащая всю информацию о некотором физическом предмете или реализуемом в программе понятии, структурированная переменная типа класс, которая содержит поля данных и методы с кодом алгоритма. Объектная модель – модель, описывающая структуру объектов, составляющих систему, их атрибуты, операции, взаимосвязи с другими объектами. В объектной модели должны быть отражены те понятия и объекты реального мира, которые важны для разрабатываемой системы. Объектно-ориентированное программирование ( ООПр ) ( object-oriented programming ) — это процесс реализации программ, основанный на представлении программы в виде совокупности объектов. Объектно-ориентированное проектирование ( ООП ) ( object-oriented design, OOD ) — методология проектирования, соединяющая в себе процесс объектной декомпозиции и приемы представления логической и физической, а также статической и динамической моделей проектируемой системы. Объектно-ориентированный анализ ( ООА object-oriented analysis ) – методология, при которой требования к системе воспринимаются с точки зрения классов и объектов, прагматически выявленных в предметной области. Операции над структурами данных – над всеми структурами данных могут выполняться пять операций: создание, уничтожение, выбор (доступ), обновление, копирование. Операционный подход к составлению алгоритмов – согласно этому подходу, операции (алгоритмические действия) выделяются последовательно по ходу пути вычислений при каких-то наборах данных. Оптимизация разработки программ - нахождение разумного компромисса между достигаемой целью и затрачиваемыми на это ресурсами. Организованность данных – продуманное устройство с целью рационального использования по назначению. ОС – операционная система. Отладка ( debugging ) - не является разновидностью тестирования, а является средством установления точной природы ошибок. Добавил: COBA (03.03.2010) | Категория: Технологии программирования Просмотров: 8350 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 | Теги: |
Комментарии (0) | |