Главная Технологии программирования » Файлы » Методички » Технологии программирования [ Добавить материал ]

Словарь терминов II (буквы П-Я), технологии программирования

Перейти на первую часть словаря.


     Параметрический анализ - установление качественных пределов развития объекта - физических, экономических, экологических и др. Применительно к программам параметрами могут быть: время выполнения какого-нибудь алгоритма, размер занимаемой памяти и т.д.

     Паспорт модуля – внутренний документ проекта, который обычно представляет собой конверт с именем модуля. Внутри конверта содержатся описания: прототипа вызова самого модуля и модулей; вызываемых модулем данных; расшифровка входных и выходных переменных модуля; описание функции, выполняемой модулем; принципы реализации алгоритма модуля с описанием основных структур данных.

     Паттерн проектирования - это образец, типовое решение какого-либо механизма объектно-ориентированной программы.

     Планирования на всех стадиях проекта – основополагающий принцип проектирования, позволяет первоначально спланировать как состав стадий, так и продолжительность всех этапов работ. Такое планирование позволяет завершить разработку в заданный срок при заданных затратах на разработку. Далее планируется порядок и время интеграции модулей во все расширяющееся ядро. Планируются мероприятия по тестированию программы от ранних, до заключительных этапов.

     ПОАС – программное обеспечение автоматизированных систем.

     Повторное использование – это использование в программе класса для создания экземпляров или в качестве базового для создания нового класса, наследующего часть или все характеристики родителя. Повторное использование сокращает объем кода, который необходимо написать и оттестировать при реализации программы, что сокращает объемы труда.

     Подпрограмма – некоторая последовательность инструкций, которая может вызываться в нескольких местах программы, программная единица, компилируемая независимо от остальных частей программы. В Объектно-ориентированном программировании соответствует методу.

     Позднее связывание – связи между объектами определяются динамически во время выполнения программы, сам процесс связывания заключается в замене адресов памяти виртуальных функций.

     Показатели качества ( критерии ) - величины, свойства, понятия, характеризующие систему с точки зрения субъекта, позволяющие оценить степень удовлетворения его потребностей.

     Поле объекта ( data members ) – порция данных объекта, значения которых определяют текущее состояние объекта;

     Полиморфизм – это средство для придания различных значений одному и тому же событию в зависимости от типа обрабатываемых данных. То есть полиморфизм определяет различные формы реализации одноимённого действия.

     Порт – программный механизм накопления и верификации как входных, так и выходных данных в соответствующих очередях.

     Потомок – класс, который использует характеристики другого класса посредством наследования.

     Предок – это класс, предоставляющий свои возможности и характеристики другим классам.

     Программная документация – единая система программной документации ( ЕСПД ).

     Программный документ - документ, содержащий сведения, необходимые для разработки, изготовления, эксплуатации и сопровождения программного изделия.

     Программный продукт – программа, которую можно запускать, тестировать, исправлять и развивать. Такая программа должна быть написана в едином стиле, тщательно оттестирована до требуемого уровня надежности, сопровождена подробной документацией и подготовлена для тиражирования. Стандартный термин – программное изделие.

     Программное изделие – программа на носителе данных, являющаяся продуктом промышленного производства.

     Программное обеспечение автоматизированных систем ( ПО ) – совокупность программ на носителях данных и программных документов, предназначенная для отладки, функционирования и проверки работоспособности автоматизированных систем.

     Проект (от лат. projectus – брошенный вперед) – совокупность проектных документов в соответствии с установленным перечнем, которая представляет результат проектирования.

     Проектирование – это разработка проекта, процесс создания спецификации, необходимой для построения в заданных условиях еще несуществующего объекта на основе первичного описания этого объекта. Результатом проектирования является проектное решение или совокупность проектных решений, удовлетворяющих заданным требованиям. Заданные требования обязательно должны включать форму представления решения.

     Проектная задача (англ. Engineering Task ) характеризуется неопределенностью априори информации: что требуется получить, что задано. Более того, способ решения задачи является объектом проектирования. И, наконец, решение проектной задачи должно быть найдено в рамках ограничений внешней среды проектирования: доступных денежных средств, заранее заданных сроков, возможностями технических средств и инструментария программирования, научных знаний, программных заделов и т.д.

     Проектная операция - действие или формализованная совокупность действий, составляющие часть проектной процедуры, алгоритм которых остается неизменным для ряда проектных процедур, например, вычерчивание схемы, дифференцирование функции.

     Проектная процедура – (синоним – методика) формализованная совокупность действий, выполнение которых оканчивается проектным решением. Например, проектной процедурой является процедура раскрытия проектной ситуации, оптимизация, контроль, поиск решения.

     Проектная процедура (методика), составления функциональных описаний – методика разработки описаний функционирования систем, отличающаяся использованием особого структурирования. Инструкция пользования каким-либо устройством, инструкция вообще или алгоритм программы являются описаниями функционирования.

     Проектная ситуация - реальность (ситуация), в которой ведется проектирование.

     Проектное решение - описание в заданной форме объекта проектирования или его части, необходимое и достаточное для определения дальнейшего направления проектирования.

     Проектный документ – документ, выполненный по заданной форме, в котором представлено какое-либо проектное решение. В программировании проектные решения оформляются в виде программной документации . Различают внешнюю программную документацию, которая согласуется с заказчиком, и внутреннюю промежуточную документацию проекта, которая необходима самим программистам для их работы.

     Простое наследование классов – наследование, при котором, определенный пользователем класс имеет только одного родителя. Схема иерархии классов в этом случае представляет собой ряд одиночно стоящих деревьев ( hierarchical classification ).

     Простые структуры данных не могут быть расчленены на составные части, большие, чем биты и байты. С точки зрения физической структуры важным является то обстоятельство, что в данной машинной архитектуре, в данной системе программирования мы всегда можем заранее сказать, каков будет размер данного простого типа и какова структура его размещения в памяти. С логической точки зрения простые данные являются неделимыми единицами. В языках программирования простые структуры описываются простыми (базовыми) типами. Простые структуры данных служат основой для построения более сложных интегрированных структур.

     Профессиональный программист – это специалист, который обладает интегральной личностной характеристикой человека: добивается мастерства в программировании, следует профессиональной ценностной ориентации, соблюдает профессиональную этику, владеет искусством общения с людьми, стремится и умеет вызвать интерес общества к результатам своей профессиональной деятельности.

     Рабочий проект ( РП ) - наименование стадии и программный документ, содержащий описание реализованного изделия.

     Раннее связывание — связи между объектами определяются статически во время компиляции.

     Резидентная программа – не удаляемая ОС программа, постоянно находящаяся в оперативной памяти ЭВМ.

     Родитель – непосредственный класс предок, стоящий у корня схемы иерархии, и от которого порождаются первые потомки, а от потомков еще потомки.

     Родительский класс – начальный класс, от которого наследуются классы-потомки.

     РП - рабочий проект.

     САПР – система автоматизированного проектирования.

     Свойства ( property ) – это особым образом оформленные методы, предназначенные как для чтения и контролируемого изменения внутренних данных объекта (полей), так и выполнения действий, связанных с поведением объекта.

     Сессия программистов – встреча кодировщиков для проведения взаимной инспекции текстов программ и набора использованных тестов.

     Синтез (от греч. synthesis соединение, сочетание, составление) – метод научного исследования явлений действительности в их единстве и целостности, во взаимодействии их частей, обобщение, сведение в единое целое. В теории проектирования синтез – это процесс построения описания системы по заданному функционированию.

     Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство.

     Системный аналитик – программист, разрабатывающий проект от требований до внутренней структуры программы и участвующий в тестировании как при интеграции компонентов в ядро, так и в комплексном тестировании ПО.

     Системный подход – общенаучный обобщенный эвроритм, предусматривающий всестороннее исследование сложного объекта с использованием компонентного, структурного, функционального, параметрического и генетического видов анализа.

     Сквозной структурный контроль – использование на многих этапах проекта контроля корректности спецификации связей частей программы.

     Слияние – объединение нескольких небольших, но тесно взаимодействующих классов в один.

     Сопровождение – деятельность по оказанию услуг, необходимых для обеспечения устойчивого функционирования или развития программного изделия, включает анализ функционирования, развитие и совершенствование программы, а также внесение изменений в нее с целью устранения ошибок.

     Спецификация – в сфере проектной деятельности это какое-либо описание в точных терминах.

     Стадия проекта - одна из частей процесса создания программы, установленная нормативными документами и заканчивающаяся выпуском проектной документации, содержащей описание полной, в рамках заданных требований, модели программы на заданном для данной стадии уровне, или изготовлением программ. По достижении стадии заказчик имеет возможность рассмотреть состояние проекта и принять решение по дальнейшему продолжению проектных работ.

     Стратегия (от греч. stratos войско и ago веду) – наука, искусство генерации наиболее существенных общих долгосрочных целей и наиболее общего плана достижения преимущества, курса действий и распределения ресурсов еще до выполнения реальных действий. Стратегия охватывает теорию и практику подготовки к выполнению проекта, а также наиболее общее планирование тактик ведения проектов. Стратегия определяет, куда, в каком направлении двигаться, куда держать курс еще до начала проекта. А тактика определяет, как, каким способом двигаться, какие конкретные действия предпринимать при затруднениях в ходе выполнения проекта.

     Структура программы - искусственно выделенные программистом взаимодействующие части программы.

     Структура данных программы – множество элементов данных, множество связей между ними, а также характер их организованности.

     Структурное кодирование модулей программ – основной принцип технологии структурного программирования, воспринятый технологией объектно-ориентированного программирования, который заключается в особом оформлении текстов модулей (методов). У модуля должен быть легко различимый заголовок с комментарием, поясняющим функционального назначения модуля. Имена переменных должны быть мнемоническими. Суть переменных и порядок размещения в них информации должен быть пояснен комментариями. Код должен быть закодирован с использованием типовых алгоритмических структур.

     Структурный анализ – выявление элементов объекта и связей между ними.

     Структурный подход – набор принципов, характеризующий технологию структурного программирования: модульность программ; структурное кодирование модулей программ; нисходящее проектирование рациональной иерархии модулей программ; нисходящая реализация программы с использованием заглушек; осуществление планирования на всех стадиях проекта; сквозной структурный контроль программных комплексов в целом и составляющих их модулей;

     СУБД – система управления базами данных.

     Схема иерархии программы – используется в технологии структурного программирования, отражает только подчиненность модулей (подпрограмм), но не порядок их вызова или функционирование программы.

     Сценарий – последовательность событий, которая может иметь место при конкретном выполнении системы.

     Сценарий диалога программы – последовательность ввода и вывода информации в диалоговом режиме работы программы.

     Тактика (от греч. Taktika – искусство приводить в порядок) – фиксированная в своей последовательности совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели и искусство ее применения, способы действия, ориентированные на достижение конкретных целей, являющиеся звеньями реализации стратегических целей. Целью применения способа действия является совершение оптимальных действий в заранее не предсказанных стратегическим планом ситуациях уже в процессе выполнения реальных действий.

     Тестирование ( testing ) – процесс выполнения программы с намерением найти ошибки. Может осуществляться как с ЭВМ, так и без ЭВМ.

     Тестирование приемлемости ( acceptance testing ) – проверка соответствия программы требованиям пользователя.

     Тестирование сопряжений ( integration testing ) – контроль сопряжений между частями системы, как между компонентами в комплексе, так и между модулями отдельного компонента (например, у заглушки).

     Тестировщик – программист, готовящий наборы тестов для отладки разрабатываемого программного изделия.

     Технический проект ( ТП ) – комплект проектных документов на программу, разрабатываемый на стадии «Технический проект», утвержденный в установленном порядке, содержащий основные проектные решения по программе в целом, ее функциям и достаточный для разработки рабочего проекта.

     Техническое задание ( ТЗ ) – документ, оформленный в установленном порядке и определяющий цели создания программы, требования к программе и основные исходные данные, необходимые для ее разработки, а также план-график создания программы.

     Технология (от греч. techne – искусство, мастерство, умение и logos – слово, учение) – совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства, совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Современная методология проектирования позволила довести методы проектирования до технологий с набором методик .

     Технология визуального программирования - популярная парадигма программирования, состоящая в автоматизированной разработке программ с использованием особой диалоговой оболочки.

     Технология объектно-ориентированного программирования - технология, ориентированная на получение программ, состоящих из объектов.

     Технология программирования, как наука изучает технологические процессы и порядок их прохождения (с использованием знаний, методов и средств). Технологический процесс – последовательность направленных на создание заданного объекта действий (технологических процедур и операций), каждое из которых основано на каких-либо естественных процессах и человеческой деятельности. Обратим внимание на то, что знания, методы и средства могут использоваться в разных процессах и, следовательно, в технологиях. Технология программирования – для инженера это научная и практически апробированная стратегия создания программ , содержащая описание совокупности методов и средств разработки программ, а также порядок применения этих методов и средств.

     Технология программирования Дейкстры, основанная на абстракции данных - в данной технологии во главе ставятся данные, сначала очень тщательно специфицируется выход, вход, промежуточные данные, большое внимание уделяется типизации данных с использованием структур для объединения близкой по смыслу информации в единые данные.

     Технология структурного программирования - технология основанная на структурном подходе.

     Типизация – это способ защититься от использования объектов одного класса вместо другого, или, по крайней мере, управлять таким использованием. Типизация заставляет нас выражать наши абстракции так, чтобы язык программирования, используемый в реализации, поддерживал соблюдение принятых проектных решений.

     ТП – технический проект.

     Управление разработкой программных систем ( software management ) – деятельность, направленная на обеспечение необходимых условий для работы коллектива разработчиков программного обеспечения, на планирование и контроль деятельности этого коллектива с целью обеспечения требуемого качества ПО, выполнения сроков и бюджета разработки ПО.

     Устойчивость программного обеспечения – свойство осуществлять требуемое преобразование информации при сохранении выходных решений программы в пределах допусков, установленных спецификацией при воздействии на программы таких факторов неустойчивости, как ошибки операторов ЭВМ, а также не выявленных ошибок программы.

     Физическая структура данных – способ физического представления данных в памяти машины и называется еще структурой хранения, внутренней структурой, структурой памяти или дампом.

     Форма – визуальный компонент, обладающий свойством окна Windows.

     Функция системы – совокупность действий системы, направленная на достижение определенной цели.

     Функциональный анализ – рассмотрение объекта как комплекса выполняемых им функций.

     Эвристика – наука, раскрывающая природу мыслительных операций человека при решении конкретных задач независимо от их конкретного содержания. В более узком смысле, эвристика - это догадки, основанные на опыте решения родственных задач.

     Эвроритм – порядок действия человека при выполнении какой-то деятельности. В отличие от алгоритма , может изменяться в процессе исполнения благодаря разумности исполнителя.

     Экземпляр класса – объект.

     Эксплуатационная документация - часть рабочей документации на программу, предназначенная для использования при эксплуатации программы, определяющая правила действия персонала и пользователей программы при ее функционировании, проверке и обеспечении ее работоспособности.

     Экстремальное программирование (extreme programming) ( XP ) – адаптивный инженерный подход, рациональное объединение известных методов и их совокупное использование дает существенные результаты и успешно выполненные проекты при разработке небольших систем, требования к которым четко не определены и вполне могут измениться.

     ЭП – эскизный проект.

     Эскизный проект ( ЭП ) – комплект проектных документов на программу, разрабатываемый на стадии «Эскизный проект», утвержденный в установленном порядке, содержащий описание нескольких альтернативных вариантов реализации будущего изделия и уточненные требования на основе их анализа. Степень проработки при этом должна быть достаточной лишь для достижения возможности сравнения вариантов.

     ЭТ – электронная таблица.

     Этап проекта – обычно часть стадии проекта, выделенная по соображениям единства характера работ и (или) завершающего результата или специализации исполнителей.

     Ядро – все увеличивающаяся уже реализованная часть программы.

     CASE-средства - это программные средства, поддерживающие процессы создания и сопровождения программных продуктов, включая анализ и формулировку требований, проектирование продукта и баз данных, генерацию кода, тестирование, документирование, обеспечение качества, конфигурационное управление и управление проектом, а также другие процессы. CASE-средства вместе с системным программным обеспечением и техническими средствами образуют полную среду разработки программных систем.

     CASE-технология ( Computer Aided Software Engineering ) – технология, представляющая собой методологию проектирования АС, а также набор инструментальных средств, позволяющих в наглядной форме моделировать предметную область, анализировать эту модель на всех этапах разработки и сопровождения программных систем и разрабатывать приложения в соответствии с информационными потребностями пользователей.

     СОМ – Component Object Model.

     Component Object Model (модель компонентных объектов) – спецификация метода создания компонентов и построения из них программ.

     CRC-карточка ( Component , Responsibility, Collaborator – объект, обязанности, сотрудники) – промежуточный документ проекта, необходимый для специфицирования объектов.

     RDD-проектирование ( Responsibility-Driven-Design ) - технология проектирования на основе обязанностей, предложенная Т. Бадтом. Данная технология по способу мышления аналогична разработке структуры служб какой-то организации: директора, замов директора, служб и подразделений
Похожие материалы:

Добавил: COBA (03.03.2010) | Категория: Технологии программирования
Просмотров: 10416 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Теги: определения, программирование, термины, словарь
Комментарии (0)

Имя *:
Email *:
Код *: