Главная » Файлы » Методички » Педагогика [ Добавить материал ]

Специфика работы преподавателя в высшей школе

Профессия преподавателя высшей школы имеет ряд своеобразных особенностей, выделенных Шрейном:

  • высокую автономность профессии, требующую напряженного умственного труда;
  • повышенную степень профессиональной ответственности;
  • сопряжение функций педагога, исследователя и менеджера;
  • потребность (осознанную необходимость) непрерывного саморазвития на основе педагогической деятельности и научных исследований;
  • зависимость эффективности образовательной деятельности как от обучающего, так и от обучаемого.

Основными ценностными установками преподавателя высшей школы являются

  • склонность к познанию окружающего мира и систематизации знаний;
  • стремление к творческому самовыражению через педагогическую и научную деятельность;
  • профессиональное признание равных как средство самоконтроля и стимул к непрерывному профессиональному росту.

К необходимым качествам личности преподавателя обязательно относятся: положительная мотивация, интерес и любовь к педагогическому труду, наличие педагогических и организаторских способностей, адекватные профессии черты характера (требовательность, справедливость, доброжелательность).

«Современный преподаватель высшей школы должен быть един в четырех лицах:

  • обучающий (передающий знания, стимулирующий активность студентов, формирующий навыки и умения);
  • воспитатель (заботящийся о всестороннем развитии личности  студентов, формирующий профессиональные и психологические качества);
  • ученый (занимающийся научными исследованиями в области преподаваемой дисциплины);
  • менеджер (организующий аудиторные занятия, стимулирующий и контролирующий самостоятельную работу студентов)» (Преподаватель в XXI веке, 2010, с.4).

Список задач, которые входят в компетенцию любого преподавателя хорошего вуза, показывает, что он должен обладать способностями исследователя, организатора, оратора, психолога, владеть логикой учебно-воспитательного процесса, быть высококвалифицированным специалистом, как в своей предметной области, так и эрудитом во многих других областях знаний.

Таким образом, преподаватель вуза – это личность, которая по содержанию своей профессиональной деятельности должна обладать совокупностью качеств, доступных немногим. Такой многофункциональной, развернутой квалификационной характеристики не имеет никакая другая профессия, овладение которой требует не только определенных природных способностей, но и таланта, а также большого числа умственных, физических, эмоциональных и временных затрат.

Использованная литература

  • Преподаватель в XXI веке: рек. указ. / О. П. Шрейн, Е. А. Штумпф; под ред. О.И. Ткаченко. – Челябинск: Изд–во ЮУрГУ, 2010. – 147 с.
  • Алексеева Л.П., Шаблыгина Н.С. Болонский процесс: роль вузовского преподавателя / Содержание, формы и методы обучения в высшей школе. Обзорная информация, Вып.10. – НИИВО, 2004. – 40с.
Похожие материалы:

Добавил: mauzer (24.01.2013) | Категория: Педагогика
Просмотров: 2658 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Теги: профессия, высшая школа, Специфика, работа, преподаватели
Комментарии (0)

Имя *:
Email *:
Код *: