Главная Педагогика » Файлы » Методички » Педагогика [ Добавить материал ]

Упражнения для преподавателей с целью повышения эффективности взаимодействия с обучаемыми

Организация профессионального самовоспитания в области общения требует соблюдения следующих условий: серьезного отношения к занятиям, постоянного критического самоанализа, систематической индивидуальной работы над собой, внимания к работе партнеров. Система упражнений, направленных на овладение основами профессионально-педагогического общения, включает в себя два цикла:

  1. Упражнения, направленные на практическое овладение элементами педагогической коммуникации, способствующие развитию коммуникативных способностей, приобретению навыков управления общением.
  2. Упражнения по овладению всей системой общения в заданной педагогической ситуации.

К вышеперечисленным типам упражнений относятся, прежде всего, упражнения для выявления индивидуальных особенностей педагогического общения, которые необходимы каждому преподавателю. Полезны упражнения на определение стиля общения коллеги. Посетите с кем-либо из коллег урок незнакомого вам педагога, желательно в другой учебном заведении. Независимо друг от друга охарактеризуйте поведение этого учителя на уроке, пользуясь следующей схемой:

  1. доброжелателен, держится ободряюще — недоброжелателен;
  2. стимулирует инициативу, допускает выражение собственного мнения, свободное поведение учащихся — авторитарен, третирует учащихся, не терпит возражений, собственных мнений, свободной манеры себя держать, одергивает и все время держит учеников под жестким контролем;
  3. заинтересован, активен, выкладывается — безразличен, себе на уме;
  4. открыт, не боится открыто выражать свои чувства, показывать свои недостатки — думает только о престиже, носит маску, старается во что бы то ни стало держаться за свою социальную роль;
  5. динамичен и гибок в общении, легко разрешает возникающие проблемы, тушит возможные конфликты — не гибок, не видит проблем и не умеет заметить намечающегося конфликта;
  6. вежлив и приветлив с учащимися, уважает их достоинство, индивидуализирует общение с различными учащимися — общается только сверху вниз, одинаково со всеми, не дифференцируя своего общения;
  7. может поставить себя на место учащегося, взглянуть на проблему (конфликт) его глазами, создает у говорящего ученика чувство, что его правильно понимают,— все видит только «со своей колокольни», невнимателен к говорящему, создает у него ощущение, что его не понимают;
  8. активен, все время находится в общении, держит класс в тонусе — пассивен, пускает общение на самотек.

Оцените эти стороны поведения учителя по пятибалльной системе. Сравните оценки, выставленные вами и вашим коллегой. В случаях расхождения можно попытаться вместе вспомнить, какие отдельные слова, поступки и т.д. привели вас и его к тому или иному мнению.

Еще одним хорошим упражнением является изучение эмоциональных реакций людей или преодоление внушаемых характеристик. В первом случае имеет место быть рассмотрение фотографий ребенка и эмоциональная идентификация себя с ним для уточнения переживаний объекта воздействия. Второе упражнение заключается в том, что сообщается, что будут показаны фотографии нескольких лиц, среди которых будет лишь один положительный человек. Необходимо определить, кто он. В ходе этих упражнений люди учатся преодолевать внушаемость и объективно интерпретировать внешность других.

Каждому преподавателю пригодятся упражнения для тренировки словесного педагогического воздействия. Упражнения проводятся на основе общей методики выразительного чтения, но включают в себя и дополнения: задание на обоснование какого-либо педагогического монолога (дается задание прочесть монолог и обосновать его целесообразность в данной ситуации).

Для того, чтобы сделать речь более выразительной, и  эмоциональной, можно выполнить ряд упражнения для тренировки жестикуляции и мимики. Занятия проводятся дома перед зеркалом: изобразите удивление, волнение, гнев, смех, иронию и т. п. Эти задания полезны для передачи целесообразных педагогических переживаний.

Похожие материалы:

Добавил: mauzer (23.01.2013) | Категория: Педагогика
Просмотров: 4032 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Теги: педагогика, упражнения, преподаватели
Комментарии (0)

Имя *:
Email *:
Код *: