Главная Политология » Файлы » Методички » Политология [ Добавить материал ]

Политическая власть: сущность, источники, формы осуществления

Вопросы:
  • Социальная природа и сущность политической власти.
  • Типология форм политической власти.
  • Функции и средства осуществления политической власти.
  • Принципы организации и функционирования политической власти
  • Легальность, легитимность и эффективность  власти.
  • Исполнительная, законодательная и судебная власть в системе современных политических отношений.
  • Развитие современных властных технологий и проблемы демократического контроля.

Определения власти

Телеологические

Характеризуют власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. По Б. Расселу «Власть может быть определена как реализация намеченных целей».

Бихевиористские

Данные трактовки рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход выводит власть психической природы человека, сводит ее к взаимодействию реальных личностей. Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил.

Психологические

Психологические интерпретации власти пытаются раскрыть истоки власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей. Одно из направлений этого рода — психоанализ. Он трактует стремление к власти как проявление, сублимацию подавленного либидо (Зигмунд Фрейд) или же психическую энергию вообще (Карл Густав Юнг). Стремление к власти и особенно обладание ею выполняют функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности. Власть возникает как взаимодействие воли к ней — одних и готовности к подчинению, «добровольному рабству» — других.

С. Московиси, Б. Эдельман видят их в своего рода гипнотическом внушении, существующем во взаимоотношениях вождя и толпы, Ж. Лакан — в особой восприимчивости подсознания человека к символам, выражаемым в языке.

Мотивация подчинения может основываться на страхе перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению; на заинтересованности в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчинения; на авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных; на идентификации объекта с субъектом власти. Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе.

Системная трактовка

Системный метод рассматривает власть как «способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств», направленных на реализацию ее коллективных целей. Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества.

Структурно-функционалистские

Структурно-функционалистские интерпретации власти рассматривают ее как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Власть — это свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния.

Реляционистские

(от французского слова «relation» — отношение) Власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект. Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами.

Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение (в этом случае власть отсутствует) до добровольного, повиновения. Само деление людей на субъектов и объектов, начальников и подчиненных во многом относительно: в одном отношении человек выступает начальником, в другом — подчиненным, причем со временем индивиды могут поменяться ролями.

Ресурсы власти

В широком смысле ресурсы власти представляют собой «все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других». Первостепенная значимость ресурсов как оснований власти отражена в теории «социального обмена» (П. Блау и др.). Согласно этой теории, люди, не имеющие ресурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений их владельцев. Тем самым одни попадают в зависимость от других, подчиняются им.

Типы ресурсов

  • Согласно А. Этциони, они делятся на утилитарные, принудительные и нормативные.
  • В соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности — экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные (силовые).
  • Специфическим ресурсом власти является сам человек. Люди — это универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы.

Способы властвования

Способы властвования могут быть:

  • демократическими (власть осуществляется при участии в принятии решений их исполнителей),
  • авторитарными,
  • тоталитарными (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом),
  • конституционными (правление в рамках закона),
  • деспотическими (всевластие, произвол и беззаконие),
  • либеральными (уважение свободы и прав личности) и др.

Инструменты власти

Применительно к такому сложному социальному субъекту, как общество (народ), механизмом власти выступают государственные органы и другие политические институты и право.

Признаки ПОЛИТИЧЕСКОЙ власти

  1. легальность использования силы в пределах государства;
  2. верховенство, обязательность решений для всякой иной власти,;
  3. публичность, т.е. всеобщность и безличность. Это означает, что политическая власть, в отличие от личной, приватной власти, которая обычно существует в небольших, контактных группах, обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам;
  4. инклюзивность – всепроникающая способность;
  5. моноцентричность, наличие единого центра принятия решений. В рыночном демократическом обществе, в отличие от политической власти, экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. Здесь существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.;
  6. многообразие ресурсов. ПВ, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.

Типологии власти

  • В зависимости от субъектов власть бывает
    • автократическая олигархическая (группократия) и
    • самоуправленческая (власть всех членов группы или организации).
  • По сферам проявления власть делится на
    • государственную,
    • партийную,
    • профсоюзную,
    • армейскую,
    • семейную и т.п.
  • По широте распространения выделяются:
    • мегауровень — международные организации, например ООН, НАТО и т.п.;
    • макроуровень — центральные органы государства;
    • мезоуровень — организации (областные, районные и т.п.), подчиненные центру, и
    • микроуровень — власть в первичных организациях и малых группах.
  • по функциям ее органов, например:
    • законодательная,
    • судебная и
    • исполнительная власти государства;
  • по способам взаимодействия субъекта и объекта —
    • демократическая,
    • авторитарная и т.п.
  • по степени открытости –
    • публичная,
    • теневая.

Власть и господство

Господство более узкое понятие, чем власть, и связано с применением силы, которое может выражаться в разных формах,

Легитимность и эффективность власти

Легитимность – признание правомерности власти, права управлять и согласие подчиняться. Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, ее соответствием ценностным представлениям большинства граждан, с консенсусом общества в области основополагающих политических ценностей. Легитимность власти коренится в политической культуре населения и означает соответствие ее устройства ценностным представлениям граждан.

Типы легитимации

  • традиционная,
  • харизматическая,
  • идеологическая,
  • рациональная.

Эффективность власти

Эффективность власти — это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий граждан и, прежде всего наиболее влиятельных слоев — элит.

Эффективность власти – функция трех переменных: затраты, результат, время.

Эффективность политической системы оценивают по ее способности с минимальными затратами и максимальным результатом выполнять функции:

  • реагирования,
  • адаптации,
  • мобилизации,
  • дистрибуции,
  • стабилизации.
Похожие материалы:

Добавил: mauzer (13.04.2012) | Категория: Политология
Просмотров: 8560 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Теги: легитимность, власть, Политология
Комментарии (0)

Имя *:
Email *:
Код *: