Презентация на тему "Русская литература начала 20 века" по литературе в формате powerpoint. В данной презентации для школьников рассказывается о литературных направлениях начала 20 века, их особенностях и их ярких представителях. Автор презентации: Бектина Лилия Алтынбековна.
Фрагменты из презентации
Серебряный век
Русская литература Серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Даже представители одного течения заметно отличались друг от друга не только стилистически, но и по мироощущению, художественным вкусам.
В это время реалистическая эпоха русской культуры сменяется модернистской.
Модернизм – общее название разных направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов.
Все модернистские направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном: работать над ритмом, словом, довести игру звуков до совершенства.
Символизм
От гр. symbolon - знак, символ.
Три элемента: мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности.
Связь с мировой культурой.
Интерес к отечественной классике.
Интуитивное постижение мира, ведущее к познанию идеала. Ощущение хаоса.
Особая роль творчества.
Поэт - пророк.
Появился в России в 80-90 гг. XIX в.
Стал значительным фактором русской культурной и духовной жизни
Особенности русского символизма:
Повышенное внимание к истории, проблеме личности и её внутреннему миру;
Героико-трагические переживания социальных и духовных конфликтов рубежа веков;
Сочетание противоречивых тенденций;
Открытия в поэтике:
обновление жанров лирики;
новые принципы циклизации;
смысловая полифония;
Идея самоценности искусства (независимость от всего);
Уход от социальных задач, искусство – чисто художественное явление.
Акмеизм
От гр. akme - высшая степень чего-либо.
Выделился из символизма. Критикует туманность языка символистов.
Проповедует точность, ясность поэтического языка, логичность в замысле, в постройке произведения.
Отношение к предшествующим и иным культурам, эпохам и традициям: декларативный «разрыв» с предшествующей традицией; революционное новаторство в поэзии; разрушение старых норм.
Отношение к реальности: революционное преображение.
Взгляд на призвание поэта: поэт-бунтарь, революционер, сотворец новой реальности.
Взгляд на исторический процесс: весный прогресс, отрицание прошлого во имя настоящего и настоящего – во имя будущего.
Близкий род искусства: живопись.
Проблема соотношения «имени» и «вещи»: сталкивание называния м показа вещи, метафоризация действительности.
Имажинизм
От англ. и фр. image - образ.
Провозглашал самоценность поэтического образа как такового.
Поедание образом смысла.
Против политизации искусства.
Используется свободный стих.
С. А. Есенин, В. Шершневич, А. Мариенгоф.
Во многом повлияли на развитие течения теоретические работы и поэтическое творчество С.А. Есенина, который входил в костяк объединения. В теоретическом сочинении Ключи Марии (1920) Есенин выстраивает свою поэтику образа: «Образ от плоти можно назвать заставочным, образ от духа корабельным, и третий образ от разума – ангелическим». Как и другие имажинистские декларации Ключи Марии полемичны: «Вслед Клюеву свернул себе шею и подглуповатый футуризм». Народная мифология была одним из главных источников образности Есенина, а мифологическая параллель «природа – человек» стала основополагающей для его поэтического мироощущения. В издательстве «Имажинисты» вышли его сборники Трерядица, Радуница, Преображение (все – 1921) и драматическая поэма Пугачев (1922).