Главная » Файлы » Презентации powerpoint » Литература школьная [ Добавить материал ]

Презентация на тему "Обзор зарубежной литературы 19 века"

[Скачать с сервера (981.0Kb) - бесплатно] 28.12.2012, 16:14

Презентация на тему "Зарубежная литература 19 века. Обзор" по литературе в формате powerpoint. В данной презентации для школьников содержится 56 слайдов с общей характеристикой западноевропейской литературы 19 века. Автор презентации: учитель русского языка и литературы , Колпакова М.Ю.


Фрагменты из презентации

Литературные направления и течения

  • Поздний романтизм -направление в литературе, для которого характерно изображение исключительного героя в исключительных, фантастических обстоятельствах. Важна субъективная оценка писателем воспроизводимых событий.
  • Критический реализм - направление в литературе, для которого характерно правдивое изображение действительности, познание законов развития общественных явлений и «правдивость в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах»(Ф.Энгельс).
  • Символизм - направление в литературе, для которого характерно стремление поставить символ на место конкретного образа, что противостояло натуралистической приземлённости, фотографичности.

Общая характеристика западноевропейского реализма XIX в.

  • Критический реализм (термин М. Горького) — новый этап развития реализма, складывающийся в Западной Европе в 30—40-е гг. XIX в. после романтизма. Именно романтизм явился рубежом, отделившим этот период развития реалистического искусства от предшествующих. Реализм дала уже эпоха Возрождения, когда лучшие из мастеров литературы — Шекспир, Сервантес - показали богатый и сложный мир человека.
  • Важным этапом был реализм Просвещения, отразивший идеал революционной буржуазии — идеал свободы и всеобщего равенства, пафос борьбы. Положительный герой здесь активно противостоял обстоятельствам и тем самым утверждал новые принципы, новую мораль. В просветительском реализме, непосредственно предшествовавшем реализму XIX в., среда, формирующая человека, обрисована зачастую посредством условных, неправдоподобных положений и деталей.
Критика противоречий
  • В XIX в. в свете важнейшего исторического опыта — смены феодальных отношений буржуазными — создался новый тип реализма. Противоречия новой общественной системы стали предметом его критики: писатели-реалисты сумели вскрыть источник этих противоречий.
  • Пониманию взаимосвязи жизненных явлений способствовали и успехи естествознания в первые десятилетия века. Литература заимствовала у естественных наук принципы наблюдения, осмысления и обобщения фактов окружающей жизни. Не случайно роман Бальзака «Отец Горио» посвящен известному ученому-натуралисту Сент-Илеру, его современнику, открывшему многообразие видов животного мира.
Правдивое изображение действительности

Важнейшая особенность реализма XIX в.— достоверная жизненная ситуация, которая складывается из правдиво воссозданных особенностей быта, человеческих характеров и отношений между людьми. В свою очередь эти отношения и характеры всегда обусловлены объективными причинами — явлениями общественного, порядка. У просветителей судьба героя, например Робинзона Крузо или Фауста, осуществляется в соответствии с авторским идеалом. Писатель же XIX в. отражает господство над судьбой отдельного человека социальных законов буржуазного  общества,    действующих как непреодолимая  стихия. Таким  образом,  в  развитии  реализма   предметом  исследования становятся прежде всего те общественные отношения, которыми определяются положение и поступки людей.

Типичные характеры. Образ-тип

Поэтому образы в реалистическом произведении XIX в. собирательны, типичны. Они несут в себе прежде всего обобщение самых характерных черт определенного класса или сословия. Однако многообразие типических образов, созданное литературой реализма, достигается тем, что художник-реалист придает изображаемой личности и индивидуальные особенности, посредством которых социальный облик этой личности делается более выразительным, броским, запоминающимся. Благодаря этому образ-тип приобретает широкий смысл, иногда даже выходящий за рамки породившей его действительности,— смысл жизненного явления (в русской литературе таковы, например, типы Гоголя, в западной — Бальзака). Изображение «типичных характеров в типичных обстоятельствах» Энгельс считал главным отличительным признаком реализма.

Роль портрета в реалистическом произведении

Одним из важнейших средств передачи типического характера служит портрет. Именно в портрете чаще всего заостряются черты, выражающие суть типа. В выражении лица, очертаниях фигуры, в походке, манерах, костюме получают наглядное во­площение и общественное положение человека, и нравствен­ные качества, свойственные людям его класса: беспечность и эгоистичность аристократа, расчетливость и бессердечие буржуа. Лучшие, образцы реалистического портрета среди западно­европейских писателей дали Бальзак и Диккенс.

Психологизм – важнейшая черта критического реализма

Иногда портрет отражает не только социальную принадлежность, не только «тип», но и душевное состояние, психологию героя. Дальнейшее развитие психологизма — еще одно из завоеваний реализма XIX в. «Типичные обстоятельства» — объективные обстоятельства жизни, выведенные в произведении, определяют поведение человека, формируют его противоречивый внутренний склад, вызывают в нем душевную борьбу. Тонкой передачей сложного внутреннего мира отличается творчество Стендаля — замечательного современника Бальзака.

Образ «маленького человека»

Один из приемов острой критики общества в реалистическом произведении — резко отрицательная, иногда сатирическая подача представителей господствующего класса и одновременно — сочувственное изображение «маленьких людей», незнатных, небогатых, которые чаще всего являются жертвами общественного порядка. Последние по своим человеческим достоинствам стоят неизмеримо выше «хозяев жизни». И именно в них собраны те лучшие   человеческие   качества,   в   которых  автор   видит  залог справедливого мироустройства: трудолюбие, доброта, благородство. Однако эти герои не представляют собой активной силы, способной противостоять общественному злу: не вступая в борьбу с ним, они только страдают от него или стремятся оградиться от его пороков.

ВЫВОДЫ:
  • Реалисты XIX в. подхватили отрицание бесчеловечного мира, впервые провозглашенное романтизмом, но подкрепили его конкретным анализом действительности.
  • От романтизма они восприняли и исключительное внимание к духовной жизни, к человеческому чувству и здесь также достигли особой силы изображения, раскрыв все взаимосвязи между людьми — в семье, в обществе.
  • Усвоив достижения предшествующих этапов развития искусства, критический реализм стал новым художественным методом, со своими особыми принципами отражения действительности.
  • В каждой из стран на нем сказались и своеобразие исторических условий, и национальные традиции литературы. Но это не мешает установить общие черты метода, в развитии которого вершинами стили творчество Н. Гоголя, Л.Толстого и Ф.Достоевского, О.Бальзака , Г.Мопассана и Ч.Диккенса и др. писателей.
Похожие материалы:

Добавил: gera (28.12.2012) | Категория: Литература школьная
Просмотров: 8763 | Загрузок: 1593 | Рейтинг: 4.5/4 |
Теги: презентация, Обзор, зарубежная, средняя школа, литература, 19 век
Комментарии (1)
0   Спам
1. Nana   02.03.2014   02:01
Хорошая презентация. Спасибо, коллеге! Материал скомпонован удобно и максимально раскрывает тему большого литературного периода. Очень удобна для проведения открытого урока и конспектирования аудиторией. Кстати, можно использовать и в ВУЗах.

Имя *:
Email *:
Код *: