"Ожидания студентов от их будущей карьеры" - семестровая по социологии
Министерство образования и науки Российской Федерации Кафедра «История, культура и социология» Семестровая работа по курсу социологии на тему Ожидания студентов ФЭВТ от их будущей карьерыВыполнил: студент группы ИВТ-466, Волгоград, 2011 год Содержание
ВведениеОдни из самых важных условий счастливой жизни современного человека являются его материальное благополучие, самореализация, авторитет, полезная, продуктивная и интересная деятельность, осознание своей полезности в обществе. Всё это позволяет получить успешная карьера, сопровождающаяся активным личностным ростом. Выбираю ту или иную программу обучения студент руководствуется очень многими факторами, но, несомненно, почти все напрямую связаны с его карьерными ожиданиями. Каждый человек, в силу своих особых личных качеств, наиболее предрасположен к определённым видам деятельности, в которых он добьётся наибольшего успеха. Поэтому чем правильнее студент сделает выбор специальности, чем целеустремлённее он будет, тем более благополучна будет его карьера. Получить необходимые профессиональные качества в короткий срок весьма затруднительно. Работодателей в основном интересуют специалисты с успешным опытом работы, получившие определённые навыки. Поэтому после окончания вузов многие студенты сталкиваются с трудностями - им сложно найти работу, сопоставимую с их высокими амбициями и запросами. Полученных знаний оказывается недостаточно. Отчасти в этом виноваты и сами учебные заведения, программы которых не всегда соответствуют реальным требованиям на рабочих местах. Мотивация студентов к обучению чаще всего, отпускается на самотёк. Из-за этого, впоследствии, их отношение к учёбе и общая стратегия реализации успешной карьеры с момента поступления до момента получения диплома или устройства на работу кардинально меняются. В конце пути, студент понимает, что много времени было потеряно зря, что оно в какой-то мере использовалось неправильно и его представления о будущем изначально были неверны. В 2007 году в Волгоградском государственном техническом университете (ВолгГТУ) была открыта новая специальность: 230105 "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем" (ПОВТиАС), открытая для студентов факультета электроники и вычислительной техники (ФЭВТ). Собравшемуся составу кафедры пришлось в полной мере ощутить сложности внедрения новой актуальной образовательной программы. Желающих учиться на новом направлении было не много. Однако в 2010 году правила выбора конкретной специальности изменились: раньше студенты делали выбор при переходе на четвёртый курс, теперь же – на второй. Из-за этого произошёл резкий скачок количества студентов на данном направлении. Так, в начале 2010 года на данную специальность захотело пойти всего 8 студентов заканчивающих третий курс, против 22 студентов заканчивающих первый. Здесь явно прослеживается различие в мотивациях и карьерных ожиданиях студентов разных курсов. Вполне возможно, что многие из этих первокурсников впоследствии пожалеют о своём выборе. Помимо этого направление имеет проблемы, связанные с выбором учебной программы, которые в данный момент активно решаются, в том числе методами «беглого» опроса студентов, так как на полноценное исследование времени не хватает. Предмет исследования данной работы – ожидания студентов ФЭВТ ВолгГТУ от их будущей карьеры. Цель работы – исследовать особенности карьерных ожиданий студентов ФЭВТ и направления ПОВТиАС ВолгГТУ, выявить их особенности для создания практических рекомендации студентам и преподавателям направления ПОВТиАС. Для её достижения предстоит решить ряд следующих задач:
1. Теоретическое обоснование исследованияНачать взрослую самостоятельную жизнь с пособия по безработице – вряд ли об этом мечтают нынешние студенты высших учебных заведений России. По официальной статистике, 90% выпускников школ получают высшее образование. Эта же статистика гласит о том, что 36% безработных, зарегистрированных на бирже, не старше 30 лет. Каждый третий – с высшим образованием. В чем причина безработицы среди молодежи и возможно ли каким-то образом помочь молодым людям найти работу? Как выяснилось, проблема даже не в отсутствии работы. Ее как раз достаточно, во всяком случае, для того, чтобы трудоустроить молодежь. Главная проблема в том, что имеющиеся вакансии не всегда устраивают молодых людей: или работа не престижная, или за нее мало платят. В 1998 году в международный стандарт было занесено 9333 профессии При этом ежегодно на рынке труда происходит обновление около 500 профессий. Вместе с тем многие профессии "живут" от 5 до 15 лет, а затем либо "умирают", либо меняются до неузнаваемости. На данную динамику оказывают влияние следующие факторы. Раньше "идеальный" образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их "профессиональной" биографией, иногда это был собирательный образ, но всё равно он обладал конкретностью, которая помогала процессу идентификации молодого человека В настоящее время наблюдается то, что "идеальный образ профессионала" заменился на "идеальный образ жизни", то есть профессия выступает как средство для достижения желаемого образа жизни. Нельзя не отметить и ещё одну особенность современной молодёжи - акселерацию, которая тоже имеет влияние на выбор профессии. Акселерация - это ускоренное биологическое созревание. "Сегодняшние 16 - 17 летние юноши и девушки по своему половому поведению соответствуют 19 - 20-летним 60-х годов. Значит, сексуальная зрелость наступает на 2-3 года раньше, но замедляется - эмоциональная. Следовательно, физическая зрелость и личностная не совпадают во времени. Самосознание, которое 40 - 50 лет назад развивалось к 17 - 19 годам, сейчас формируется в 23 - 25 лет" [5]. Начиная с 70-х годов, и широко различные аспекты изучения карьеры разрабатываются в зарубежных странах, о чем свидетельствует большое количество литературы, рассматривающей различные аспекты карьеры. В отечественной науки до недавнего времени понятие «карьера» практически не использовалось и в основном, использовались такие термины как «профессиональный жизненный путь», «профессиональная деятельность», а понятие «карьера» понималась в негативном смысле, поэтому исследования в области карьеры в нашей стране имеют сравнительно недавнюю историю. В социологическом подходе, карьера – это последовательность ролей, исполняемых личностью, в которых природа, характер каждой роли, способ ее исполнения и ситуация, в которой эта роль исполняется, имеет некоторое отношение к характеру предшествующей и последующей роли, отражая социальную мобильность человека. В психологической науке, карьера может рассматриваться как серия исполняемых личностью ролей, выбор которых и успех в их исполнении детерминированы частично установками, интересами, ценностями, потребностями, частично предшествующим опытом и ожиданиями в будущем. К.К. Платонов характеризует карьеру как индивидуально осознанную позицию и поведение, связанное с трудовым опытом и профессиональной деятельностью. А.Я. Кибанов определяет карьеру как индивидуально осознанные, собственные суждения человека о трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворенности трудом, поступательное продвижение по трудовой лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника. С такой точки зрения, карьера – это продвижение вперед по выбранному пути деятельности с целью получения больших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, материального богатства. А.К. Маркова предлагает два вида понимания карьеры. Широкое понимание карьеры как профессионального продвижения, профессионального роста, как этапов восхождения человека к профессионализму, как процесс профессионализации: от выбора профессии до овладения ею, а затем упрочнение профессиональных позиций, достижение мастерства. Результатом карьеры в широком понимании является высокий профессионализм, достижение человеком признанного профессионального статуса. В более узком смысле карьера понимается как должностное продвижение. Понятие "карьера" многозначно, но наше представление об успешной карьере базируется на том, что на формирование и реализацию карьеры оказывает влияние множество психологических факторов. Во-первых, факторы, связанные непосредственно с человеком, это личностные качества человека. Индивидуальными личностными факторами, препятствующими достижению карьерного успеха, являются отсутствие необходимых профессионально важных качеств, низкая мотивация, экстернальный локус контроля, нерешительность, повышенная тревожность, ориентация на избегание неудач, утилитарные мотивы деятельности. Во-вторых, факторы, связанные с взаимодействием личности с окружающими людьми и организации. Это влияние других людей на профессиональную карьеру человека, а также специфика организационной структуры, миссия и цели организации, тип организации. В целом планирование карьеры должно быть связано с мотивацией продвижения по службе и являться долгосрочной программой перемещения по горизонтали и вертикали. В результате у сотрудников имеет место большая удовлетворенность трудом, видение перспектив; возможность планировать другие аспекты собственной жизни, целенаправленно повышать квалификацию и готовиться к будущей работе. Сотрудники, связывая жизнь с организацией, становятся более лояльными по отношению к ней, заинтересованными в производительном и качественном труде. Для каждой профессиональной сферы необходимы свои профессионально важные качества. Профессионально важные качества (ПВК) - это индивидуальные свойства субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее исполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности. Они бывают общие и специальные. Общие ПВК оказывают положительное влияние на эффективность любой деятельности. К таким можно отнести определенную мотивацию человека, интернальность – экстернальность, самооценку, уровень притязаний. Специальные ПВК необходимы для выполнения конкретного вида деятельности. ПВК необходимы для того, чтобы человек мог адаптироваться в профессии и в дальнейшем достичь профессионального роста, развития, акме. Сейчас в нашей стране далеко не все выбирают профессию и работают в соответствии со своими способностями, личностными и индивидуальными особенностями. Значимым фактором профессионального становления каждого человека является его профессиональная Я – концепция, которую каждая личность воплощает в серию карьерных решений. Система ценностных ориентаций, интересов и социальных установок по отношению к работе и карьере, составляют суть карьерных ориентаций личности. Профессиональные предпочтения и тип предполагаемой карьеры - это попытка ответить на вопрос «Кто я?», найти смысл своей жизни и профессионального самоопределения. По данным социологических опросов более половины работающих россиян хотели бы сделать карьеру, а каждый десятый респондент видит смысл своей жизни в самореализации и самосовершенствовании в профессии. Карьерные ориентации возникают в процессе социализации на основе и в результате научения в начале карьерного пути личности, оставаясь устойчивыми и стабильными в течение длительного времени. В настоящее время планирование карьеры не считается чем-то недостойным, наоборот, сознательное и целенаправленное планирование влияет на профессиональный рост и развитие человека. Планирование карьеры является частью психологии управления персоналом. Процесс планирования индивидуальной карьеры начинается с выявления сотрудниками своих потребностей, интересов и потенциальных возможностей, на основе чего с учетом перспектив организации и объективных личных данных формулируются основные цели карьеры. Затем самостоятельно или с помощью руководителя и при консультации специалиста по работе с персоналом определяются варианты продвижения по службе, как в собственной фирме, так и за ее пределами и необходимые для этого меры. 1.1 АнкетированиеАнкетирование - один из основных видов опроса, осуществляемого путем опосредованного общения социолога и респондента. 1.1.1 Основные виды анкетРазличают следующие виды анкетирования: По способу общения между исследователем и опрашиваемым:
В первых двух случаях (заочное анкетирование) нет непосредственного контакта с респондентом. В третьем случае (очное анкетирование) анкетер выступает в качестве инструктора по заполнению анкет, раздатчика анкет, однако анкета заполняется респондентом самостоятельно. По месту проведения
В последнем случае оно может быть групповым (или аудиторным); По уровню стандартизации
Этот вид анкетирования определяется характером вопросов (закрытыми или полузакрытыми). Анкетирование имеет как достоинства (оперативность, экономия средств и времени и др. ), так и недостатки, связанные с субъективностью получаемой информации, ее достоверностью и т. д. Поэтому анкетирование необходимо сочетать с другими методами сбора первичной информации. 1.1.2 Правила составления анкетОсновные принципы построения анкеты состоят в следующем:
Проведение исследованияВ рамках настоящего исследования было сделано решение провести анкетирование студентов с помощью рассылки анкет на почтовые ящики студентов ВолгГТУ. Текст письма призывал их заполнить анкету и разослать её как можно большему количеству своих знакомых-учащихся других вузов Волгограда (метод смежного кома). Так как в анкете имеются вопросы, касающиеся уровня доходов – опрос будет проходить анонимно. Для этого был создан почтовый ящик, пароль от которого был приложен в рассылаемом письме. Отправив свою анонимную анкету через анонимный почтовый ящик студент, заполнивший анкету, не будет беспокоиться о том, что его данные будут кем-то раскрыты. Стоит заметить, что раскрытие данных о владельце анкеты всё же возможно с помощью IP-адреса, но данного уровня защиты для такого рода информации должно быть вполне достаточно. Для студентов факультета электроники и вычислительной техники, студентов кафедры ПОАС и студентов других факультетов было создано три типа разных анкет. Большинство вопросов в них совпадает, но в последней части есть различия. Так, например, в анкете для студентов кафедры ПОАС больше внимания уделено именно их кафедре, а в анкете для учащихся с разных факультетах больше вопросов, касающихся факультета ЭВТ. Анкеты содержат в основном закрытые вопросы, но есть и смешанные, и открытые, например «Почему Вы поступили именно на кафедру ПОАС?». Предположительно, данные анкеты способны выявить основные ориентации студентов относительно карьерной перспективы, их самооценку, оценку ФЭВТ и оценку кафедры ПОАС, а также косвенно определить направления мотиваций в учёбе. Большинство вопросов сделано с уклоном на их легкую формализацию (в числовой форме), что позволит использовать эффективные числовые методы при анализе результатов анкетирования. Пример анкеты для студентов ФЭВТ представлен в приложении 1. В результате проведённой выборки была заполнено 31 анкета – 6 от студентов кафедры ПОАС, 19 от студентов ФЭВТ и ещё 6 от студентов других вузов города Волгограда. Более детальную информацию о выборке можно посмотреть на рисунке 1. Все данные с заполненных анкет были занесены в единую базу данных в виде электронной таблицы в файл формата sta (spreadshit), а также в файл программы excel (данные типы файлов хорошо совместимы). Формат sta позволит использовать базу в любых программах для расчёта статистических данных, поддерживающих общепринятые стандарты. Рисунок 1. Состав выборки С помощью программы STATISTICA 8.0 (StatSoft inc.) был произведён коэффициент ранговой корреляции Спирмена, позволяющий определить насколько зависят друг от друга ранговые оценки. Данная процедура позволила за минимальное время среди более чем 2000 возможных пар критериев (которых более 60) выбрать самые значимые, без выделения групп. Обратите внимание, что критерии могут быть как с прямой зависимостью (чем сильнее выражен первый критерий, тем сильнее выражен второй), так и с обратной (чем сильнее выражен первый критерий, тем слабее выражен второй). Получившиеся, автоматически, пары собраны в таблице 1. Таблица 1. Связанные критерии (обратные зависимости отмечены цифрой «-1» в скобках вот так– «(-1)» ).
Рисунок 2. Расчёт коэффициентов ранговой корреляции Спирмена с помощью программы STATISTIC 8.0
Связи, получившиеся в ходе данной процедуры, и выводы из них, оказались достаточно расплывчатыми. Это произошло по причине отсутствия деления данных на подгруппы, но данный этап всё же позволяет выделить некоторые интересные факты:
Чтобы закончить анализ данных анкет без выделения подгрупп стоит обратить внимание на пункты анкеты, выбранные всеми студентами почти единогласно. Касательно всего факультета ЭВТ – студенты очень высоко оценивают престижность своего обучения на ФЭВТ, а также уровень своего интеллекта, относительно других студентов города Волгограда. Почти все студенты старших курсов считают, что сразу после окончания обучения буду зарабатывать не менее 15 тысяч рублей в месяц. Ожидания относительно зарплаты у студентов младших курсов тоже держаться в данном районе, но они более разбросаны: часть из них занижает её до уровня 10 000 рублей в месяц, другие – завышают до 25 000 – 30 000 рублей ежемесячно. Ни один из студентов не заявил о своём желании пройти военную службу. Касательно кафедры ПОАС – студенты почти единогласно отметили высокую учебную нагрузку на кафедре и высокую сложность обучения. Более ценную информацию для исследования дадут коэффициенты ранговой корреляции Спирмена для групп студентов:
Обнаруженные зависимости представлены в таблице 2. Таблица 2. Связанные критерии для групп по критериям
В результате анализа были получены очень ясные контрастные зависимости. Так было замечено, что студенты кафедры ПОАС предпочитают индивидуальную работу, требующей как можно меньше коммуникаций с другими людьми. Они более других отмечают образованность преподавателей своей кафедры и хотят в будущем работу, которая оставляет как можно больше свободного времени. Важно заметить, что студенты кафедры ПОАС в значительно большей степени намереваются в ближайшие 5 лет поправить своё здоровье. И на самом деле здоровье студентов кафедры ПОАС оставляет желать лучшего. Всего 1 студент занимается в основной группе (и то, как выяснилось после дополнительного опроса, только потому что не хватает времени сходить за справкой для занятий в спецгруппе), другие либо занимаются в спецгруппе, либо вовсе освобождены. Некоторые студенты направления пьют антидеприсанты, другие сильно худеют, а один даже успел полежать в психиатрической лечебнице. На фоне высокой нагрузки на кафедре развиваются неврозы, неврастении и ВСД, которые опасны для всего организма и снижают качество жизни и производительность. Спортом в группе никто не занимается, на это просто нет времени. Первокурсники имеют самые низкие текущие доходы относительно остальных студентов, они в меньшей мере готовы работать даром для получения рабочего места, при выборе профессии они не обращают внимания на такой фактор как «интересность», концентрируясь больше на «престижности» и «доступности образования». Они высоко оценивают престижность направления АСУ, хотя в общая масса студентов ставит его на последнее место на факультете ФЭВТ, в то время как очень развитое на данный момент направление САПР недооценивается. Студенты четвёртого курса значительно менее оценивают возможность поездки в другой город для получения работы, а также в меньшей мере проявляют желание уехать работать за границу. Они, в отличие от первокурсников, не готовы нарушать свои устоявшиеся принципы на пути к своим целям и хотят работать на работе, которая оставляет как можно больше свободного времени. Вариант работы в другой сфере, отличной от направления обучения, студентами четвёртого курса практически не рассматривается. Студенты четвёртого курса имеют другое мнение, относительно кафедры ПОАС. Им кажется, что у неё нет репутации, и что у неё плохая учебная программа. Сравнивая отношение студентов 1 и 4 курсов к кафедре ПОАС, стоит обозначить точные значения коэффициентов ранговой корреляции Спирмена по критерию репутация – для первого курса это «+0,32», для второго – «-0,2». Данная разница значительна и подтверждает гипотезу о том, что резкий скачок желающих учиться на кафедре ПОАС, при переносе срока выбора направления на конец первого курса, вызван другими ощущениями студентов по поводу обучения на данной кафедре. ЗаключениеИсследование выявило причины необычного всплеска потока студентов, выбравших для обучения направление ПОАС, после перенесения времени этого выбора с конца третьего на курса – на конец первого. Студенты младших курсов знают, что программированию и разработке учат лучше всего на этом направлении, но они ещё не успели познакомиться с недостатками кафедры. Они начали своё обучение в университете совсем недавно и ещё не представляют, как может измениться их жизнь к 4-5 курсу. Ведь к этому времени студенты начинают подыскивать работу и реже ходить на занятия. Навыки, получаемые в практических ситуациях на рабочем месте, прекрасно дополняют теоретические знания - студент начинает чувствовать себя намного увереннее и быстрее развиваться в своей профессиональной деятельности. Очень высокая учебная нагрузка на направлении ПОАС не оставляет возможности работать параллельно с учёбой, а иногда даже и позволить себе отдохнуть. Складывается картина, что на ПОАС осознанно идут лишь студенты, которые «ищут себе дополнительные сложности» и ещё нигде не работали - странные люди. «Выбирая ПОАС ты попадаешь в поток бесконечных проблем, связанных с учёбой, не будешь успевать работать и развлекаться, тебя никто не заметит, потому что у кафедры совсем нет связей и возможностей» - таков общественный вердикт в кругах студентов. Попробуем всё же классифицировать замечания относительно кафедры ПОАС:
Если поступившие на кафедру ПОАС в 2010 и последующих годах студенты будут довольны своим выбором к 4 курсу, то это однозначно будет успех. Хочется так же отметить, что, не смотря на высокую самооценку студентов ФЭВТ своего факультета, ожидания относительно своей будущей заработной платы не сильно завышены. В среднем сразу после окончания обучения они хотят получать 15-25 тысяч рублей в месяц, есть лишь небольшие исключения на младших курсах как в большую, так и в меньшую сторону. Студенты, которые начали работать во время обучения вполне могут рассчитывать на такую оплату труда. Список литературы
Добавил: COBA (15.09.2011) | Категория: Социология Просмотров: 15388 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2 | Теги: |
Комментарии (0) | |