Главная » Статьи » Про образование | [ Добавить статью ] |
Подводные камни домашнего образования
Шел 1993 г. Дочка училась во втором классе. Однажды высказала она соседке по парте сокровенную мысль:
— Зачем вообще на уроки ходить? Оценки ставят только за контрольные. Приходить на них, и все.
— Ты что? Надо!
— А зачем?
— ...Учителя слушать...
У дочери никогда не было конфликтов, но вставать каждый день утром и идти учиться...
Я не знала об этих рассуждениях. У меня были свои. Я думала, что скоро родится Анечка, тогда можно будет забрать старшую из школы.
У меня к постсоветскому образованию было весьма негативное отношение.
Мы жили в провинциальном N. Я была очень удивлена, что до нас в соседней школе из 8 класса родители забрали сына на семейное обучение. Учил отец. Директор той школы с гордостью сообщил, что через год мальчик вернулся: "Тяжело было". Вытянул мальчишка, все хорошо сдал, но больше не захотел.
Первый подводный камень
То, что произошло с первым мальчиком на семейном обучении в нашем N., и есть первый подводный камень. Мы на него наткнулись в 5-м классе. Это желание учителей допрашивать (не спрашивать!) нестандартного ученика по всем вопросам. Ни один школьник не отвечает по всем темам по всем предметам. Только те, кто на семейном обучении.
Я остро чувствовала желание учителей доказать, что система, которой они служат, лучше. Чтобы другим не повадно было. Мы нашли выход: другую школу.
Выбирайте форму обучения: экстернат. Меньше будут навязывать требований.
Второй подводный камень
Свекровь всю жизнь проработала учительницей. Ученики ее любили. К нашей идее с домашним образованием она отнеслась плохо. Счастье, что мы жили в разных городах.
Однажды она приехала на 2 дня и, как потом выяснилось, не успела сходить в школу! Хотела поговорить с классным руководителем, чтобы построже девочку спрашивали, чтобы расхотелось дома учиться.
Это было несостоявшееся предательство. Палки в колеса может вставлять любой человек, кому ребенка не жалко. Такие люди всегда находились на пути. Но родная бабушка...
Мои родители тоже не были согласны с нашим решением. Однако дедушка написал внучке: «Ты не смотри, что мы с матерью твоей не согласны. Слушайся мать, больше нее тебя никто не любит».
Недоброжелатели — второй подводный камень. Неизбежный. Хуже всего, когда это родственники.
Третий подводный камень
10 и 11 класс Наташа закончила за один год. 3 раза хотела бросить школу. Переутомление. Удерживала ее мысль о тех, кто будет так же учиться экстерном после нее. Она знала, что прокладывает путь многим...
Перегрузка — это самое страшное в образовании, что я знаю. Что-то умирает в человеке, что-то теряется навсегда. Здесь помог дух первопроходца, она выдержала. А младшая дочка сломалась, причем после 9 класса. Закончила хорошо, но больше не захотела учиться, только 6-месячные курсы.
В 16 лет Аня пошла работать дизайнером в типографию, успешно работает на одном месте уже 2,5 года. Видимо, ей действительно достаточно 9 классов. Но лучше бы она принимала такие решения по другим соображениям.
Старшая работает с 14 лет. Перегрузка для нее стала нормой жизни, она трудоголик. Меня это не радует, корни я вижу в привычке к постоянному самообразованию.
Чего не было, так это конфликтов со сверстниками. Огромный плюс домашнему образованию.
Со школой, в конечном итоге, нам очень повезло: относились доброжелательно. После нас там же учатся дети наших друзей. Директор школы считает, что лучшее образование это самообразование. Такой руководитель настоящая находка! Это то, что надо искать. Школа — это директор, поверьте моему опыту.
Действительно, как можно назвать некачественным образование той же Наташи, у которой своя дизайн-студия (полиграфия и веб-разработки).
Главный подводный камень домашнего образования находится в семье
Когда в товарищах согласия нет... У наших друзей старший мальчик учится успешно экстерном уже в 6 классе. Но каждый раз перед сдачей зачетов у матери начинается паника, что сын ничего не знает. Это оборачивается пилением мужа. Такую проблему надо как-то решать заранее. Только твердая уверенность, только категорическое неприятие школы обоими родителями обеспечат вашим детям нормальный путь экстернатов.
Другие наши знакомые, то отдавали детей в школу, то забирали. На данном этапе забрали. Такая нетвердость не смертельна, но, мягко говоря, не полезна.
И еще один нюанс возникает в семье: родители могут забыть дать детям поучиться утром. Дел хватает. Ну, не забывайте...
Итак, только твердый фундамент хорош для строительства. С домашним образованием аналогично. Сомневаетесь? Или утвердитесь, или поступайте как все.
Добавлено: 24.02.2013 | Просмотров: 3713 | Рейтинг: 5.0/1 |
Теги:
Комментарии (0) | |