Главная » Статьи » Истории студентов [ Добавить статью ]

История студентки Киевского Политехнического Института, факультет «Социологии и права»

Я – Катя. Родилась и живу я в Киеве (Украина).

Родилась я в 1986 году (да, в том самом, когда случилась авария в Чернобыле), поэтому сразу же уехала (точнее, меня увезли) жить в Крым к родственникам. Впрочем, сознательную жизнь я прожила уже в своем родном городе.

Родители у меня из пригорода, оба – представители рабочего класса. Поэтому жили с семьей в так называемой «гостинке» – небольшой однокомнатной квартирке в многоквартирном доме. Чаще всего семьи здесь поселялись, и через непродолжительное время уезжали, и друзей с глубокого детства у меня не осталось – приятели во дворе постоянно менялись.

Школьные годы

Ходила я в обычную среднюю школу №83. С первого класса была отличницей. Лишних средств на оплату учебы в специализированном лицее в нашей семье не было, потому училась я в этой школе все 10 лет, и окончила школу с золотой медалью.

Хотя учеба мне давалась легко, отношения со сверстниками складывались с трудностями. По характеру я загадочно-подстрекательная. Из тех, что «в тихом омуте». Дети, казавшиеся мне веселыми и предприимчивыми, считали меня ботаном. А другие отличники – казались мне скучными и унылыми заучками.

Поэтому я любила посещать различные кружки по интересам. Хотелось много и всего, но благодаря маме я попала в танцевальный кружок (мама сказала, у меня будет хорошая фигура и правильная осанка).

В подростковом возрасте я бросила танцевальный кружок, но уже через два года начала заниматься в цирковой студии: пробовала разные жанры и даже одно время (классе этак в 9) подумала уйти в цирковое училище и не заканчивать 10 и 11 класс. Но я поняла, что ежедневные многочасовые тренировки будут мне не по силам, и физическое развитие превратилось просто в приятное времяпровождение.

В 15 лет я еще понятия не имела, чем хочу зарабатывать на жизнь. Детство прошло, а желание танцевать, клеить, красить, лепить, петь и так далее – осталось. И все это хотелось делать одновременно!

Так и не определившись, я пошла учиться в 10 класс. Спортивные занятия я не бросила, а творческие наклонности проявляла в вязании – вязать крючком меня научила мама в возрасте 6 лет, а спицами – лет в 8.

Общаться я предпочитала с «ребятами со двора», которые учились в других школах – с ними легче было оставаться собой. Правда, они не читали книг и почему-то всегда психовали перед контрольными, сидели под домашним арестом за двойки и прогуливали уроки – все это было для меня чуждо. Зато провести вечер с гитарой в шумной компании удавалось, как нельзя лучше.

Собственно, мое противоречивое окружение и дало мне толчок к выбору будущего образования. У меня было слишком много вопросов без ответа – вопросов, касающихся людей, их мыслей, поведения. Чем старше я становилась, тем интереснее были гуманитарные науки, и тем хуже давались технические. И я приняла решение, что буду поступать на факультет, связанный с психологией.

Выбор вуза

Чисто гуманитарные вузы меня не очень привлекали. Не могу объяснить, почему. Мне казалось, там точно будут одни ботаны. В самый раз был КПИ – и в Киевском политехе как раз нашелся факультет «Социологии» (нынче – социологии и права). Веселый технический вуз? Да! Гуманитарный факультет? Да! Разница между психологией и социологией была несущественна – специализация все равно была связана с людьми. Плюс КПИ находился недалеко от моего дома (20 мин езды на скоростном трамвае).

Поскольку ультиматум родителей звучал как «Или поступаешь на бюджет, или идешь на работу», я даже не рассматривала вопрос контрактного обучения. Хотя знакомые и родственники давали 100%-ную установку «Без денег никуда не поступишь», я точно знала, что это не так – ведь мой старший брат в школе учился хуже меня, и смог поступить на бюджет, тоже в КПИ.

Не дожидаясь получения золотой медали, которая давала преимущество при поступлении (вместо всех экзаменов – только собеседование, но вдруг пролечу?), я отправилась на ФДП (в сентябре, с началом учебы в 11 классе) – факультет довузовской подготовки. Здесь, за символическую плату, можно было пройти подготовку к вступительным экзаменам: украинский язык, история Украины и неведомый для меня предмет (в нашей школе его не преподавали) «Человек и общество».

Хотя все учащиеся были, по сути, конкурентами, мы легко сдружились. Уже на ФДП почувствовалась разница со школьными годами: здесь были единомышленники!

И вот – май 2003, пора сдавать вступительные экзамены.

Вступительные экзамены в КПИ

Экзамен по языку прошел быстро и просто. Он был первым, и успешно сдали его практически все. Оставалось сдать еще 2 предмета:и либо стать студенткой, либо ждать до августа и нервно пробовать поступить еще раз.

Процедура сдачи вступительных экзаменов была традиционной: листик, ручка, трясущиеся коленки. Сердце, скачущее от пяток до ушей, билет с вопросами, большая аудитория с кучей абитуриентов. Надзиратели-преподаватели, которые ходили между рядами и выводили за руку тех, кого ловили на списывании. Кого не ловили – тому повезло!

Историю Украины и «Человек и общество» сдавали вместе. В билете было несколько вопросов (кажется, по 2 на каждый из этих предметов), и ограниченное количество времени. Не помню, сколько. Помню, было страшно, тихо и под конец очень хочется в туалет.

Все вопросы были теми, которые мы разбирали на ФДП – по сути, оставалось надеяться на собственную память и на то, что во время подготовки я все поняла правильно. Собственно, для этого проводили несколько контрольных работ на ФДП. Но все равно было страшно.

Прошло несколько мучительных дней, пока подсчитывали результаты. И – О ДА!!!!!!! – я набрала проходной балл. Я отходила от здания приемной комиссии с четким пониманием того, что уже через 3 месяца буду сидеть в аудитории корпуса КПИ!

От вожделенного обучения меня отделяли только 2 месяца лета, 1 из которых ушел на «практику»: нужно было либо внести «благотворительный взнос» на благо факультета, либо отработать. Отработка была жутковатой: мы мыли окна и драили полы, отковыривали желательные резинки от столешниц и перекрашивали парты. Хорошо, что факультет занимал только 1 этаж в корпусе В то же время, было весело: во время практики будущие студенты перезнакомились и сдружились. Приезжие из других городов облагораживали общежития – свое будущее пристанище на ближайшие несколько лет.

Учеба в КПИ

Так случилось, что в моей студенческой группе половина людей были уже хорошо знакомы – одногруппники с ФДП. Отношения уже были сложившимися, хотя и новые люди отлично прижились.

Сразу скажу, что «угрозы» школьных учителей о том, что в вузе будет сложно, и никто с нами нянчиться не будет, и придется день и ночь зубрить, не оправдались. По сравнению с обучением в КПИ, школьные годы казались покрытыми мраком.

Учиться было интересно, весело, не слишком сложно. Новые знания я впитывала с удовольствием. Направление для дальнейшего обучения я выбрала «правильное», и практически все предметы были познавательными и понятными.

В первые полтора-два года я расслабилась и наслаждалась студенческой жизнью: было легкое ощущение эйфории, бесконтрольности. Можешь освоить предмет сам? Пожалуйста, прогуливай лекции. Не можешь? Сиди, слушай и задавай вопросы. Правда, семинары посещать было полезно: здесь можно было выяснить все, что не было понятным на лекциях, продемонстрировать свою эрудицию перед преподавателем (что сулило зачет автоматом), получить коммуникативные навыки. Ведение переговоров, отстаивание своей точки зрения, умение аргументировать и ролевые игры еще никому не повредили, и в дальнейшей жизни тоже пригодились.

Продолжалась и спортивная жизнь – я выбрала шейпинг, и даже умудрилась завоевать факультету почетное первое место на внутренних соревнованиях между факультетами. Боролась вместе с одногруппницей, и выигранный кубок мы вручили декану, себе оставив лишь грамоты участников.

Экзамены и сессии

Провалиться на экзаменах (ну так, чтобы с треском, с отчислением или рядом пересдач) мог только ленивый. Что же, были и такие! Если правильно оценивать свои силы и пользоваться всем тем, что готовы были вложить в студентов преподаватели, можно было получать хорошие оценки, не слишком напрягаясь. Что я и сделала, умудряясь жить с удовольствием, получая при этом повышенную стипендию. Для особо любопытных были различные факультативные занятия, а также возможность принимать участие в студенческих конференциях.

Первые сессии сдавать было страшно (но в итоге оказывалось, что больше – смешно), а со временем можно было получить или заслуженное «хорошо» автоматом, или получить «отлично», ответив на несколько вопросов преподавателей.

Не стоит думать, что преподаватели ставили хорошие оценки направо и налево. У них тоже был «лимит» - студенты одного потока по предмету могли получить определенное количество пятерок, четверок и троек. Кому не повезло и хорошие оценки «закончились» - мог получить на балл ниже. Хотя большая часть преподавателей старались все же оценивать знания студентов справедливо. Поэтому я всегда отправлялась «сдаваться» в первых рядах.

Разница со школой – то, что оценивают не столько зазубренные знания, которые можно выучить наизусть из учебника, сколько понимание материала. Поэтому вникать и разбираться – действительно нужно. Сдавать экзамен – значит дискутировать, анализировать полученную информацию, уметь выделять главное из всего выученного, применять прочтенное в книгах в реальных жизненных ситуациях. Те, кто не делал этого – были отчислены.

Лично мне взяток преподавателям давать не приходилось. Но «общий сбор» от группы на цветы-конфеты иногда проходил: есть в рядах преподавателей и те, которые предпочитают получить повышенное внимание к своей персоне.

Работа и учеба

Искать подработку начала на третьем курсе. Стипендия была ничтожно мала: начинали с 44 грн с копейками. Росла она каждый семестр, но медленнее, нежели цены и личные запросы. Пробовала себя в разных направлениях, но ничего не привлекало мое внимание. Так я вспомнила о вязании, и начала вязать одежду на заказ. Платили немного, но работа была непыльной: заниматься любимым процессом я могла и в свободное от учебы время, и даже сидя на лекциях, занимая парту на задних рядах.

Во время летних практик работали преимущественно волонтерами в различных благотворительных организациях: с сиротами и детьми из проблемных семей, бездомными, людьми с физическими ограничениями. Прекрасный опыт сравнить теорию, полученную в стенах аудиторий, с реальной жизненной ситуацией. Прохождения практики мне оказалось достаточно для того, чтобы понять, что прямо по специальности(социальная работа)я работать не хочу. В бюджетных организациях ситуацию с социальной помощью можно охарактеризовать двумя словами: все сложно.

Продолжать учебу в магистратуре также не было желания: в науку я не стремилась, хотелось скорее начать работать.

В походе за платьем на свадьбу к брату я нашла первую «работу своей мечты»: это был очень, очень творческий магазин женской одежды, с неизменно дружелюбными продавцами (искренне дружелюбными, а не заискивающе-вежливыми), атмосферой. В общем, через неделю я стояла на пороге магазина с резюме и желанием устроиться туда на работу. Это был уже пятый курс: вязание я отбросила на второй план, учеба была не слишком напряженной (хотя переход на Болонскую систему пришелся некстати: посещения и бумажные рефераты стали значить больше, чем понимание предмета и здравый смысл).

Защита дипломной работы

Работа настолько меня поглотила, что за две недели до сдачи диплома я поняла: диплома у меня нет. Даже титульной страницы. Временно взять отпуск не удалось, и пришлось скоропостижно уволиться.

За две недели я прочувствовала все «прелести» студенческой жизни: бессонные ночи, панику, лихорадочный поиск материалов, корпение за компьютером. Чаще всего студенты выбирают для диплома ту тему, над которой работали все предыдущие годы обучения: писали курсовые и рефераты, ездили на практику. Но я не из тех, кто ищет легких путей – я всегда выбирала новую тему, как и в случае с дипломом.

С горем пополам, дипломная работа была написана и сдана. Оставалось только защитить.

Поскольку до защиты была еще неделя, я посвятила ее поискам новой работы. Ходила на собеседования в различные магазины подобного направления. Увы, все было «не то».

И тут я наткнулась на вакансию в компанию, занимающуюся маркетинговыми исследованиями. А именно – улучшением сервиса. Посмотрев несколько роликов в интернете о загадочных «тайных покупателях», что с первого взгляда было похоже на лохотрон, я отправила резюме в офис (они искали человека на должность координатора проектов). Надо же, компания оказалась реальной! Как и персонал, и тайные покупатели, и подходящая моему мировоззрению миссия – делать этот мир лучше. И деньги тоже были реальными.

Помню, как сейчас: утро четверга, я отправляюсь на собеседование. Беседую с менеджером по персоналу, прохожу тесты. Через час – отправляюсь на торжественное вручение диплома.

Да, пока я ходила на собеседования, я успела защитить диплом – это было волнительно, но в целом не так страшно. Каких-либо чертежей или сложных расчетов не требовалось. Требовался скорее опыт работы в выбранной сфере (пришлось вспомнить практику), понимание материала и умение здраво рассуждать. Комиссия из преподавателей не кусалась, никто не старался ни завалить студентов (уже одной ногой – специалистов), ни вытянуть за уши. Защита дипломной работы длилась не более получаса: краткое выступление студента + общение с преподавателями (ответы на вопросы).

Практически вся моя группа, с которой я начинала учебу, успешно справилась с заданием. Получив заветную «корочку», мы отправились отмечать сие важное событие в нашей жизни.

А в пятницу утром мне позвонили и сообщили, что я принята на работу и в понедельник могу выходить.

Трудовые будни

Это была моя первая работа в офисе. Тем не менее, задержалась я в ней надолго – в течение неполных 5-ти лет работы успела сменить целых 5 должностей, 2 из них – руководящие. От координатора проектов я прошла путь до операционного директора российского направления (за время моей работы, компания, будучи лидером на рынке Украины, укрепила свои позиции в России и начала работать еще в двух десятках стран).

Нельзя сказать, что я работала на 100% по специальности, но некоторые знания, полученные на парах социологии, политологии, экономики и их ответвлениях, очень даже пригодились. Теория от практики отличалась, но базовые знания пришлись кстати.

Не прошли даром и часы семинарских занятий: все навыки пригодились при общении с коллегами и клиентами, умение работать с большими массивами информации позволило в краткие сроки вникнуть с головой в новую для меня сферу и добиться успеха.

Теории управления персоналом и поведение социальных групп помогли справиться с довольно сложной задачей – сформировать и наладить работу внештатных сотрудников. Уже в 23 года я руководила целым отделом внутренних продаж, и количество подчиненных за полтора года увеличилось с 5 до 20. Что же, компания стремительно росла, и я росла вместе с ней. За время работы я смогла применить на практике полученные в вузе знания (а мне казалось, что многие из них мне никогда не понадобятся в жизни), усовершенствовать ряд личностных навыков и приобрести новые. С уверенностью могу сказать, что знания о поведении, как отдельного человека, так и групп людей, полученные в институте, послужили преимуществом в моей работе и способствовали стремительному карьерному росту.

В этой компании я проработала с 2008 по 2013 год. Мы вместе пережили финансовый кризис в стране, взлеты и падения, но в один прекрасный день я поняла, что моя работа – хороша, но точно не работа моей мечты.

Уволившись, я занялась превращением собственного хобби (вязания) в бизнес. Благо есть навыки управления персоналом, поиска подрядчиков и клиентов, самоорганизации и эффективного управления временем (кстати, последнее мастерство тоже родом из вуза – кто, как не студент, успевает все!). У меня есть собственный интернет-магазин женских сумок ручной работы. Сейчас я сотрудничаю с клиентами из России и Украины, в перспективе планирую расширение бизнеса. Кроме изготовления сумок, пишу мастер-классы с фото, принимаю участие в выставках-ярмарках и фестивалях.

В свободное от работы время занимаюсь написанием статей на интересующие меня темы, и думаю в будущем более масштабно заняться созданием обучающей литературы в сфере творчества и самореализации.

Что я могу сказать напоследок? Если страшно – бойтесь! Но не останавливайтесь. Может быть легко или сложно, быстро или не очень, но практически все – достижимо!


Похожие статьи:

Добавлено: 06.05.2014 | Просмотров: 1973 | Рейтинг: 5.0/2 |
Теги: украина, КПИ, истории обучения, киев, социология


Комментарии (0)
Имя *:
Email *:
Код *: