Главная » Статьи » Про образование [ Добавить статью ]

Быть счастливым и богатым можно и без высшего образования

Для чего человеку высшее образование? Если он с детства мечтал стать врачом или учителем, журналистом или юристом – без долгой и вдумчивой систематической учебы карьеру не сделать. А в других случаях?

В советские годы высшее образование старались дать детям по разным причинам:

  1. "Не хуже всех" – у всех подруг дочки в институтах учатся, и моя тоже туда пойдет. И пусть не нудит, что хочет быть портнихой или чертежницей, как миленькая станет инженером легкой промышленности или архитектором!
  2. "Армия по тебе плачет" – более серьезный аргумент. В союзных республиках хорошо знали, что такое Советская Армия, как нелегко там "кацо", "урюкам" и "тынисам", особенно если они по-русски неважно разговаривали. Парней запихивали в институты с военной кафедрой, чтобы те потом в армии не служили. Потом он продавцом или мясником будет работать, главное – чтобы армия ему не грозила.
  3. "Для звездочек" – заочное обучение проходили милиционеры для получения офицерского звания. Шли, как правило, в гуманитарные вузы, где задачки решать не надо. Нанимали за двадцатку отличника, чтобы к сессии подготовил или хотя бы контрольные работы написал.

Тысячи судеб ломались о непреклонность родителей: "Или ты пойдешь в медицинский – или я знать тебя не желаю". И сидели на приеме в поликлиниках врачи, ненавидящие больных, обучали музыке выпускницы консерватории, терпеть не могущие детей, просиживали положенные часы в НИИ те, кого от вида чертежей тоска брала.

Перестройка дала возможность многим реализовать то, о чем раньше только мечталось. Подруга вышла ровно в 55 лет на пенсию, с восторгом зашвырнула подальше докторский халат и стетоскоп, закупила два рулона тканей и отделочные материалы – и открыла мастерскую по пошиву женской одежды. Из-под ее рук выходили настоящие шедевры, ни одна блузка не повторяла другую, юбочки сидели на женщинах, как вторая кожа, платья для невест очаровывали. Оказывается, она очень любила шить – окончила курсы кройки и шитья еще в школьные годы, но родители-хирурги надавили – и стала она врачом, причем крови боялась неимоверно и выбрала себе тихую специализацию ревматолога. А на новой работе – расцвела, помолодела на 10 лет, глаза засияли. Вот что значит – найти себя!

Мой сосед, инженер-строитель, ушел шить туфли. Его папа – классный сапожник – научил его шить и моделировать обувь, но после школы отволок в политехнический институт: "Я себе могу это позволить – чтобы мои дети не горбились в сапожной будке!" Перестройка, когда закрылись многие НИИ, позволила сыну начать с грошового заработка – и уже через четыре года стать владельцем крупной обувной мастерской и четырех (!) фирменных магазинов "Влад Шуз" ("Обувь от Влада").

На нашей семье жизнь поставила полномасштабный эксперимент, закинув нас для проживания в другую страну. Поначалу вообще не до выбору было – какая есть работа, такую и брали, потом муж пошел на курсы программистов, а жена открыла книжный магазин, где никому дела нет до ее дипломов. Преуспели оба – и муж, которому без высшего образования делать в профессии было нечего, и жена, окончившая на новом месте только курсы по сбыту продукции. Оба заняты тем, что нравится, оба счастливы, оба нормально зарабатывают.

Подросли две дочки. Старшая решила, что хочет быть учительницей начальных классов. Окончила университет, в качестве второй специальности освоила английский язык. Начальная  ставка педагога, в переводе на доллары, составляет чуть более полутора тысяч. Работой довольна, проходит дополнительные курсы, чтобы получать бонусы к зарплате. Обожает детей, считает, что ее график идеально подходит для того, чтобы больше времени проводить с ребенком.

Младшая в школе училась с трудом, отвлекалась часто. Ей легко давались только языки и рисование-черчение. После школы пошла в колледж, получила специальность веб-дизайнера, очень востребованную, но не дающую диплома бакалавра. Работу нашла сразу, ее креативность в оформлении сайтов была замечена начальством. Зарабатывает около двух тысяч долларов, о работе рассказывает взахлеб. На осторожные вопросы родителей, мол, не желаешь ли учиться дальше, только смеется: "Я обожаю то, чем занята сейчас! И не нужен мне университет! Разве я зарабатываю меньше, чем моя сестра с дипломом? Или у меня работа хуже, чем у нее?" Нет, не хуже – готовит материалы для сайта одной из крупнейших газет страны, оформляет всем друзьям пригласительные билеты на свадьбы, планирует со временем открыть частный бизнес.

А мама и папа, видя, что обе дочки выбрали себе профессии по душе, вполне удовлетворены этим.

Какой университет окончил Пушкин, чтобы писать свои прекрасные стихи? Разве Лючано Паваротти, не умеющий читать ноты, запоминавший все свои арии со слуха, не был прекрасным певцом? Великий артист Иннокентий Смоктуновский был взят в театр "за штаны", после войны остро не хватало актеров-мужчин, он ни дня не учился актерскому мастерству в вузе. Эйнштейн в школе был одним из самых слабых учеников.

О школьной учебе Эйнштейна

Как это ни странно, но в гимназии он не был в числе первых учеников. Единственными предметами, где он преуспевал были математика и латынь. Эйнштейну очень многое не нравилось в гимназиии — в частности, устоявшаяся система механического заучивания материала гимназистами, а также авторитарное отношение учителей к ученикам. Он считал, что излишняя зубрежка наносит вред самому духу учёбы и творческому мышлению. Из-за этих разногласий Альберт Эйнштейн часто вступал в споры со своими преподавателями.

Футболист Олег Блохин окончил институт годам к тридцати, когда понял, что его призвание в будущем – тренерская работа, а до этого прекрасно забивал голы без диплома.

Человеку его работа должна доставлять радость. Одному для этого нужны адронный коллайдер и докторская степень по физике, другому – парикмахерское кресло, расческа и ножницы. Кому-то нравится сидеть в библиотеке и выдавать книжки, кого-то притягивает желание сажать цветы и оформлять клумбы.

Само по себе образование не делает ни интеллигентным, ни счастливым, ни успешным. А вот работа по душе – всё это дает.

Поэтому выбирайте то, что нравится, а не то, чего кому-то хочется. Жизнь, в конце концов, достаточно длинна для того, чтобы получить образование тогда, когда в этом возникнет необходимость или когда захочется. Никто не мешает в свободное время заниматься самообразованием, осваивая, скажем, новые компьютерные программы, иностранные языки или философию.

А если к этому не тянет – не надо считать себя ущербным, просто ваш талант лежит в другой плоскости. Если гораздо больше нравится выпекать торты, чем проектировать коровники, если хорошо себя чувствуете за рулем трактора, а не за компьютером – работайте по призванию, получайте радость от своего дела и будьте счастливы!

Мнение Владимира Довганя о высшем образовании








Похожие статьи:

Добавлено: 19.12.2012 | Просмотров: 2546 | Рейтинг: 5.0/1 |
Теги: образование, самообразование, богатство, счастье


Комментарии (0)
Имя *:
Email *:
Код *: