Главная » Статьи » Про образование | [ Добавить статью ] |
Неталантливых людей не существует (про ученых)
Престижность ученых в обществе
Не секрет, что в наше меркантильное время занятие наукой не принадлежит к престижным среди молодежи, решающей: кем быть? На это влияют объективные обстоятельства - невнимание государства к «индустрии знаний», плохое материально-техническое обеспечение, низкая зарплата.
Отсюда и невысокий престиж науки в обществе. Можно говорить и о субъективном факторе: многие из юных представляют исследовательский труд как не слишком интересное занятие в лабораторных дебрях. А еще у части молодых людей, которые не прочь испытать себя на научной ниве, имеются сомнения в своих способностях: достаточно ли они талантливы, чтобы успешно «грызть гранит знаний».
Мотивация, желание, воля
Творческие способности сами по себе не «конвертируются» в достижения. Нужна мотивация, желание и воля. Мотивацию разделяют на внешнюю, не связанную с характером работы, и внутреннюю - смысловую, когда содержание деятельности интересно и приятно.
Аудиторию можно удивить, но это возможно если слушатели знакомы с ситуацией, в которую новая информация вносит решающее значение. Ведь, например, мы не удивимся новому спортивному рекорду, если не знаем предыдущего. Еще один вариант - поразить аудиторию решением какой-либо загадки. Отличие научных загадок от детективного произведения заключается в том, что автор последнего создает тайну перед тем, как ее разгадать.
Исследователи рассматривают еще один привлекательный аспект научной работы: можно пообещать кому-то, кто вступает в храм науки, что там он найдет удовлетворение своего стремления к чему-то вечному и бессмертному. По-крайней мере такое часто фигурирует в произведениях поэтов, философов, трудах ученых.
Исследователи отмечают, что для обеспечения успешного развития науки государство должно обеспечить создание условий, в которых положение труженика этой сферы будет не только хорошо обеспечено материально, - научный работник должен занимать высокое и престижное место в обществе.
Считают, что искусство в Италии эпохи Возрождения достигло невиданных вершин (Рафаэль, Тициан, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Боттичелли) потому, что в этой стране в эпоху ее экономического процветания сформировалось общество, которое высоко ценило изобразительное искусство, понимало и поддерживало самых талантливых его представителей. Так же в Великобритании конца ХІХ - начала ХХ в. плеяда выдающихся физиков (Максвелл, Релей, Томсон, Резерфорд) обязана своим появлением общественности, которая оценила и поддерживала деятельность ученых.
У профессионального ученого среди мотиваций можно назвать публикацию
книг и статей в престижных изданиях, денежное вознаграждение (часто
уступает мотивациям престижного характера), в частности получение
выгодных договорных работ и заказов, признание коллегами, оценка
собственным начальством и ведущими авторитетами, принадлежность к
ведущим профессиональным кругам, занимаемая должность, научная степень,
престижные служебные командировки.
Следует обратить внимание на то, что немало ученых рассматривают размер заработной платы, гонорары за публикации и занимаемую должность не как самоцель, а показатели общественного признания, то есть материальные поощрения воспринимает как моральные. К тому же, нередко материальное вознаграждение, степень и должность, открывают новые, более широкие возможности для творческой работы. Среди ученых в первую очередь ценятся премии, которыми награждают авторитетные научные организации. Такие премии рассматривают как признание творческих достижений, показатель профессионального престижа, тогда как обычные премии, выдаваемые администрацией, воспринимаются как обычные надбавки к зарплате.
Но перечисленные факторы принадлежат в основном к внешней мотивации, тогда как внутренняя, по признанию многих ученых и исследованию психологов - влечение к истине, возможность творчески экспериментировать, желание решать сложные загадки природы, над которыми до этого безуспешно бились другие.
Важной движущей силой развития науки вообще и научного мнения отдельного ученого в частности является противоречия, роль которых подчеркивает диалектика. Считается, чем большего масштаба ученый, тем больше противоречий возникает в нем самом, в тех заданиях, которые перед ним ставит жизнь. Диапазон этих противоречий можно считать мерой гениальности человека.
Вкус творчества
Главная мотивация настоящего ученого - радость от процесса творчества и полученных результатов. Больше всего довольны своей работой люди творческой профессии - ученые, писатели, художники, музыканты, артисты, режиссеры. Свое время они не разграничивают на нерабочее и рабочее. Живут своим творчеством и смысл существования видят в работе. В принципе всякую работу можно сделать интересной и привлекательной, если увидеть в ней элемент творчества или привнести в нее этот элемент. В итоге, творчество появляется во всякой деятельности, если у человека нет точных инструкций, а он сам должен решить, как ему поступить.
Для многих работников важно чувствовать перспективы в работе, в частности возможности приобретения нового опыта, а не только повышения в должности и заработной плате. Следует учитывать также такой мотивационный фактор, как заинтересованность значительной части ученых в развитии и предании огласке собственных оригинальных научных концепций. То есть ученый должен копать там, где он чувствует жилу, а не там, где ему велят.
Ученый сам себе голова
Исследователи выявили, что среди мотивов, которыми сегодняшние ученые руководствовались во время выбора научной специальности, основные такие: стремление к стабильному положению; попытка «выбиться в люди», почувствовать собственную силу; желание создавать что-то полезное для общества; стремление к познанию. И радость процесса творческого поиска и его результатов исследователи считают более весомым мотивационным фактором, чем материальное вознаграждение.
Психологи считают, что довольно большая часть ученых (так же художников, артистов) стремится не столько к материальным благам, сколько к моральным поощрениям, в частности славе.
Талант - в наследство?
Довольно большой интерес представляет проблема возможности наследования творческих способностей в целом и наклонов к определенному виду деятельности в частности. Известно, например, что родственниками были Александр Пушкин и Лев Толстой. Пять самых выдающихся представителей немецкой культуры (поэты Шиллер и Гельдерлин, философы Шеллинг и Гегель, физик Макс Планк) также были родственниками. В пяти поколениях семьи Баха было аж 16 композиторов. Разные таланты к естественным наукам обнаруживали многочисленные представители семьи Бернулли. Противники мнения о наследовании таланта объясняют его развитие действием внешних факторов. Но им возражают, в частности тем, что, скажем, Ньютон, Гаусс, Лаплас, Фарадей, Кант, Кеплер были детьми бедных крестьян или ремесленников и выросли в обстоятельствах, которые мало способствовали формированию таланта. Впрочем, до исчерпывающего изучения этой проблемы еще далеко.
По одной из гипотез, существует определенная часть людей (около 10% общества), которых считают «креативными личностями», способными к активному творческому процессу. Согласно другим взглядам, каждый человек имеет способности к творчеству в определенной отрасли (этот второй взгляд кажется более подходящим).
Таким образом, в отрасли психологии научного творчества многое известно, но не меньше проблем остается для будущего ассигнования. Как видите, у молодых людей есть здесь достаточно точек приложения знаний, энергии. Главное - осознать, что неталантливых людей, не способных к науке и творчеству, не существует.
Добавлено: 20.11.2012 | Просмотров: 4257 | Рейтинг: 5.0/2 |
Теги:
Комментарии (0) | |