Главная » Статьи » Истории студентов | [ Добавить статью ] |
История обучения в ВСГУТУ на специальности «прикладная информатика»
У меня нет однозначного ответа на вопрос «Хотела бы я вернуться в прошлое и изменить в нем что-то?» Иногда мне кажется, что многое можно было сделать лучше. С другой стороны время всё равно необратимо, не нужно мучить себя такими мыслями, а нужно просто учиться на ошибках, быть смелым и взять ответственность за свою жизнь и свое видение мира.
Когда я училась в школе и в университете, и даже когда начала свою рабочую деятельность, мне не хватало именно этого – смелости и ответственности за свою жизнь. Поэтому не было конкретных планов, я не могла сказать, что со мной будет через 10, 20, 30 лет. Мне казалось, что у всех один общий сценарий: садик, школа, университет, работа, семья, пенсия и всё … поэтому нужно хорошо учиться, хорошо работать, а остальное приложится как-то само.
Самая лучшая школа в мире
Винить школу, семью или окружение в незрелости своих взглядов было бы неправильным. Как говорит моя мама, я родилась «в обычной пролетарской семье» в маленьком провинциальном городке Улан-Удэ … но я знаю, что моя семья и по сей день до краев заполнена атмосферой любви и взаимоуважения, а в моем родном городе почти круглый год ярко светит солнце и приветливо улыбаются люди.
Сегодня мне 29 лет. С момента окончания школы прошло уже 12 лет. Но и сегодня, как и во время учебы, я знаю, что училась у самых достойных педагогов. Наш завуч Цагадаева С.Д. всегда говорила нам, что мы получаем элитарное образование. Тогда я этого не понимала, и мне казалось, что все дети во всех школах получают такое же образование. Но как показали университетские годы, я ошибалась.
С самого первого класса училась я в школе-комлекс №9. Директор Модогоев В.В., завуч Цагадаева С.Д. и коллектив школы работали над эффективной системой образования. Гордостью школы был лицей, в котором дети 9-11 классов могли углубленно изучать естественно-математические или гуманитарные дисциплины.
До 8 класса я училась по традиционной «замковской» системе, но предметы давали настолько интересно, что хотелось изучать всё и сразу. Так я и поступала, проводив за учебниками целыми днями и ночами.
С 9 класса поступила в лицей, в физико-математический класс. Математику, физику, информатику, английский язык, черчение и даже физкультуру у нас вели учителя из ВУЗов. Как они были влюблены в свои дисциплины! Как тонко и филигранно всё в них чувствовали. Мы учились в идеальных условиях, нас учили не только предметам, но и организованности, дисциплине, творчеству, работе с огромными объемами информации… нас учили мыслить.
Я – абитуриент ВСГУТУ
Абитуриентом я, скорее всего, и не была. В 2000-х гг. как раз появилось централизованное тестирование, результаты которого засчитывались при поступлении в ВУЗ.
На тест по математике отводилось, кажется, около 2 часов. Мне на него понадобилось всего 30-40 минут… я еще потом расстроилась, что получила не 100 баллов, а где-то 96. Это было моим маленьким провалом.
Сдавала еще русский язык (2 уровня, и отчего-то сложный уровень сдала лучше, чем простой) и английский. Вот с иностранным языком у меня было очень плохо, особенно с тестами – половину в нем я наколотила наугад … мне повезло, и я набрала минимальный для поступления балл (чуть больше 40).
Сдав тестирование, но, еще не завершив свое среднее образование, каждый лицеист практически был уверен, что впереди его ожидает университет. Нужно было только выбрать свою будущую специальность.
Мой выбор трудно назвать осмысленным. Я хотела выбрать востребованную специальность, чтоб стать хорошим специалистом, далеко продвинуться по карьерной лестнице, занять должность большого начальника, быть влиятельным человеком и получать хорошие деньги. Так в 2002 г. я выбрала ВУЗ Восточно-Сибирский государственный технологический университет и специальность «Прикладная информатика (в экономике)».
Позже, уже работая, мы проводили исследование по выбору специальности студентами. Не могу вспомнить точных цифр, но согласно опросу большинство учащихся сделали выбор не на основе своих собственных интересов и талантов, а исходя из воззрений о престижности, из родительских подсказок или вовсе наобум.
В ожидании настоящего
С самых первых дней, когда с сестрой я сдавала документы в приемную комиссию, а затем и на собеседовании по зачислению, внутри меня зародилось двоякое чувство. Словосочетание «ВЫСШЕЕ учебное заведение» вызывало во мне уважение и ожидание чего-то исключительного. А вместо этого мы какой-то серой беспорядочной массой передвигались из аудитории в аудиторию в поисках непонятно чего.
Возможно, я что-то упустила, но нам ничего не рассказали про нашу специальность, а когда мы спрашивали, то всегда получали разные ответы… и даже, закончив ВУЗ, я не совсем точно понимаю, что же из нас в итоге должно было получиться. Поскольку я училась на бюджетной основе, то не чувствовала за собой морального права требовать чего-то большего, думала, что нужно просто стараться изо всех сил.
Первый и второй курсы были, пожалуй, самыми познавательными. Но это были общие дисциплины с давно отлаженной программой. На третьем курсе, я подумала, что вот сейчас начнется настоящая учеба специальности …. Так же я подумала в начале четвертого и в начале пятого курсов. Мы сдали государственный экзамен, защитили дипломы, а «ожидаемое настоящее» так и не началось.
Многие одногруппники работали в учебные годы. Некоторые преподаватели шли им на уступки, а некоторые, наоборот, никак не хотели ставить зачет. Мне тоже хотелось работать, но я думала, что упущу что-то важное, что-то настоящее, которое так и не наступило.
В Восточно-Сибирском государственном университете технологий и управления было много достойных педагогов, которые вкладывали душу в свое дело. Но, на мой взгляд, не было эффективно работающей системы. Такое ощущение, что она «пожирала» всё творческое и человеческое. Было много бумажек, много формальности, иногда мы просто отсиживали отведенные на дисциплину часы ради зачета, иногда записывали какой-то сумбур в тетради, выполняли невнятные задания, писали никому ненужные курсовые работы.
Выполняя много непонятного труда, я всегда убеждала себя в том, что нет ничего напрасного, что это обязательно пригодится. В каком-то смысле это, правда, было полезным. Например, я научилась работать с разными источниками информации – книги, периодика, интернет… научилась самоорганизации. Но, с другой стороны, я думаю, что смогла бы потратить это время на встречу с друзьями, на разговор с близкими людьми, на творчество или на прогулку с парнем... на что-то более человеческое и душевное.
Работа до седьмого пота
Как писал в своей песне Децл «Работа до седьмого пота, у меня нет времени послушать даже анекдоты». По завершении университета в 2007 г. мне предложили работу в вузе. Поскольку данная работа не предусматривает хорошую оплату труда, параллельно я устроилась в фирму, занимающуюся программным обеспечением. Первые деньги не давались мне просто, несмотря на то, что они не были большими. В сумме по двум работам моя зарплата в среднем составляла около 7-8 тыс. руб.
Как молодой и амбициозный специалист, я искренне верила, что научусь своей профессии в боевых реальных условиях и смогу внести в учебный процесс много практических навыков. Мне сложно оценить итоги своей работы, но всё же думаю, что я мало что изменила. Наверно я была песчинкой в большой системе образования. Через год я решила, что будет лучше посвятить себя только преподавательской деятельности, и уволилась со второго места работы. А еще через год, поскольку денег катастрофически не хватало, а усталость чрезмерно копилась, я уволилась из университета.
Общаясь со студентами уже в качестве педагога, я еще раз убедилась, в формальности образования, как со стороны учащегося, так и со стороны ВУЗа. Многие студенты честно отвечали, что им нужна только «корочка», чтобы устроиться на работу. Многие педагоги ставят зачет, исходя только из посещаемости студента, а не из его полученных знаний. И потом, как можно не поставить зачет или экзамен, если человек приходит за отметкой в 5-й раз, смотрит на тебя глазами кота из Шрека, и если не получит ее, то будет отчислен? Ведь не на врача же он учится и отсутствие знаний по «теории систем», к примеру, не станет ни для него, ни для кого-то другого жизненно необходимым.
Так на пару месяцев я оказалась в качестве безработного. Внезапно обрушившаяся масса свободного времени дает волю мыслям, а они в этот момент были самыми разными. Настроение в этот период было подобно американским горкам, когда с утра думаешь, что всё устроится, а днем весь мир видится в черных красках.
Но всё что ни делается – к лучшему. Я нашла работу, которую хотела найти на тот момент – стабильную, офисную, с удобным рабочим местом, конкретными задачами, хорошим коллективом. После скромной зарплаты в ВУЗе, 20 тыс. руб. мне показались манной небесной. Первые 3 месяца я буквально летела на новую работу, была очень вдохновлена и довольна. Затем энтузиазм спал, но всё же любовь и уважение к своей работе остались.
Поскольку бюджет позволял научиться чему-то новому, я стала ходить в фитнес-клуб, записалась на курсы кройки и шитья, получила права, ходила на разные тренинги.
Есть что-то в этой пирамиде потребностей по Маслоу. Накупив себе ненужных вещей, наболтавшись с друзьями и знакомыми в кафе, получив определенную долю признания на работе, приобретя небольшой опыт в личных отношениях, я всё чаще начала задумываться о том, кто я, чего хочу от жизни, что со мной будет через 10 лет, буду ли я довольна жизнью, достигнув старости?
В поисках себя
Этот шаг дался мне очень сложно. Я знала, что близкие, друзья, коллеги не поймут. Но всё же уволилась со своего «теплого рабочего места». Это было пустым страхом:
- близкие, несмотря на непонимание этого шага, поддержали меня на 100%;
- друзья тоже до сих пор задают нелегкие вопросы, но видя неподдельное счастье в моих глазах, предлагают новые идеи поиска;
- с бывшими коллегами я часто созваниваюсь или переписываюсь, поддерживая теплые отношения.
Сегодня я нахожусь в поиске себя настоящей. Я впервые в жизни ясно чувствую, что нахожусь на правильном пути. У меня нет стабильных источников дохода, но каждый день я поднимаюсь в 7 часов утра без будильника с радостью, что сегодня сделаю еще один шаг в своем поиске. Сегодня я пишу статьи на интересующие меня тематики, узнаю много нового, читаю, рисую, моделирую и шью одежду, занимаюсь йогой.
Каждое утро я вспоминаю слова великого писателя Экзюпери, который в своей «Молитве» просит Бога научить его искусству маленьких шагов, и ощущаю, что сама постигаю это удивительное искусство.
За школьные и университетские годы, за годы работы у меня появилось много знакомых. Я с удовольствием встречаюсь с ними или переписываюсь в Интернете. Эти люди открывают для меня новый незнакомый мир. Моя подруга Надя открывает передо мной мир семейного очага, она замечательная супруга и мама двоих детей. Моя подруга Туяна работает начальником отдела в крупном банке, но когда мы вдвоем, то резвимся как дети. Еще одна подруга Анюта для себя после работы ходит на занятия по балету, мы любим вместе ходить в театр.
Вам повезет, если вы правильно выберете будущую профессию. В любом случае, если что-то непонятно, смело задавайте вопросы родителям, педагогам, сверстникам. Если чувствуете, что это не ваша специальность, попробуйте перевестись или сменить ВУЗ. Не забывайте о своих увлечениях и интересах.
Мир открывает много возможностей, когда делаешь что-то от самого сердца. Просто очень важно понимать себя, ничего не бояться и пробовать снова и снова.
Добавлено: 28.04.2014 | Просмотров: 3659 | Рейтинг: 5.0/2 |
Теги:
Комментарии (0) | |