Главная » Статьи » Истории студентов | [ Добавить статью ] |
История обучения в УрГПУ (Уральский государственный педагогический университет)
Я окончила Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ), путь к которому оказался не очень легок. Много лет потратила на другое обучение, которое нужно было не мне, а моим родителям. Да и этот вуз стал, скорее всего, переходным этапом для дальнейшего достижения своей цели.
Крах первой надежды
Я с детства мечтала быть врачом, т.к. часто болела и
видела этих специалистов и в больнице, и дома. Я ставила куклам уколы,
все мои и соседские плюшевые медведи всегда были в зеленке, а арсенал
игрушек состоял из медицинских принадлежностей: шпатели, шприцы,
термометры. Но когда настало время определиться с профессией, мои
родители сказали категорическое «нет», не позволив мне даже закончить
старшие классы школы и указав направление обучения – политехнический
техникум. Сходив на день открытых дверей в это учреждение, я тоже в
ответ сказала категорическое «нет». Далее они выбрали другую тактику:
соблазнения и уговоров, и я не заметила, как оказалась в
радиотехническом техникуме Свердловска, ныне Екатеринбурга, (Свердловский радиотехнический техникум им. А.С.Попова, ныне Уральский радиотехнический колледж им. А.С. Попова), где осваивала непонятную мне профессию
«гироскопические приборы и устройства».
Попытки сопротивления обучению
Мое сопротивление в виде двоек и пропусков занятий было быстро устранено усилиями родителей и педагогов, т.к. я изначально была старательной ученицей и до этого училась почти на одни пятерки. Единственное, что меня удерживало в этом учреждении, это мой парень, который пожертвовав своим стремлением учиться в автомобильном техникуме, поступил со мной на эту непонятную специальность. Он заражал меня своим интересом к технике, к электронике. Ребята в группе мне тоже понравились, но я по-прежнему часто болела (теперь это мне было на руку, я могла не посещать учебу), и не могла вместе с ними поехать в колхоз «на картошку» или пойти в поход. Не дожидаясь окончания учебы, которая длилась долгие 4 года, я вышла замуж. Это была первая свадьба в нашей группе, поэтому праздновали по молодежному, с большим размахом, с розыгрышами, поздравлениями. Учеба стала восприниматься как нечто второстепенное. Диплом мне помогли написать мой муж с его другом, а я только, при защите дипломного проекта, нажимала кнопочки, демонстрируя качество работы гирокомпаса.
Реализация потребности в гуманитарном образовании
Последующие пять лет мы с мужем жили в Пензе, где он служил, а я пыталась реализоваться в качестве жены, матери, воспитателя в детском саду. Моя работа по прежней специальности стала невозможной, и я все чаще возвращалась к мыслям получить гуманитарное образование. Работая в садиках, как в Пензе, так и в Свердловске, я поняла, что без образования, лучше вообще там не работать. Я не знала, как проводить с детьми занятия, как научиться понимать детей. Я высказывала много идей по организации работы с дошколятами, в результате чего заведующая в садике начала на меня сердиться: «Садись на мое место и управляй!». Я подумала, а почему бы и нет.
Поступление в педагогический институт (ныне УрГПУ)
В 1989 году это, действительно, был только институт, где готовили учителей, воспитателей, преподавателей. Я решила поступать на отделение ПиМНО (Педагогики и методики начального образования). Но с ужасом узнала, что вступительные экзамены включают как обязательную дисциплину – биологию, которую в техникуме не преподавали и мои знания остановились на уровне ботаники и анатомии человека. Да и было это более 15-ти лет назад, т.е. мне самостоятельно придется изучить весь курс. Оставался месяц до экзамена, и я усиленно начала штудировать учебники по биологии, анатомии, ботанике. Формулы химических составов веществ давались с трудом: я шла на работу и про себя проговаривала эти непроизносимые названия, их состав, формулы.
Экзамен по биологии
Именно этот экзамен мне запомнился больше всего. Я помню свой шок, когда увидела вопрос о составе и структуре кожи, ее функциях. Кажется, что тут не знать, но, вдруг я поняла, что ничего не знаю по этому вопросу. Я рисовала всплывающие в голове рисунки строения кожи, которые видела в учебнике, но больше ничего не приходило в голову.
Я удивлялась, что помню страницу в учебнике, номер параграфа, иллюстрацию и даже свое действие – переворачивание страницы с четким мысленным комментарием – это ерунда, потом прочитаю. Я видела, как расположен текст в учебнике, но что в нем написано? И вдруг я вспомнила преподавателя электроники из техникума, который на своих занятиях любил рассказывать смешные истории. Вспомнились его анекдоты про нестиранные носки, которые могли стоять и его дальнейшие рассуждения по поводу их стирки, желательно без мыла и необходимости тщательного полоскания, чтобы кожа ног дышала. Я насобирала кучу фактов из жизни о качестве стирки белья, об ухаживании за кожей, о кремах, о погружении тела в воду и возможности тела получать кислород из воды с помощью «дырочек» на коже. Все это я рассказала экзаменаторам и приложила рисунок структуры кожи, объяснить который научно не смогла бы. Меня похвалили за богатый жизненный опыт и спросили «А все-таки, какова структура кожи?». Все! Я опять в ужасе, что нужны конкретные знания и прокомментировала свой рисунок, но не полностью. Экзаменатор поправила меня, на что я парировала, что так и изображено на рисунке. Там, действительно, было нарисовано мной три слоя кожи, а не два, как я рассказывала. Поправка была принята, т.к. была зафиксирована документально на бланке с печатью.
Я получила отметку «отлично», но не предполагала, что для такого вопроса мне придется задействовать такие глубокие и забытые тайники моей памяти. Видимо, очень уж хотелось поступить в вуз (а потом стать заведующей детским садом)!
Процесс обучения в УрГПУ
Я поступила учиться в возрасте 29 лет, имея детей-школьников и работу в детском саду в качестве воспитателя. Я училась заочно, выходя на сессии 2 раза в год и посещая вечерние занятия по вторникам в межсессионный период. Одновременно, я работала с детьми на группе, получая ставку воспитателя 100 рублей, и успевала подрабатывать еще дополнительно на других группах, когда не хватало педагогов, увеличивая свой заработок до 120-130 рублей в месяц. Это было не очень много, но мне нравилось работать, и я окончательно приняла решение остаться в этой структуре.
Больше всего мне понравился предмет психологии, который вела молоденькая преподавательница. Удивляли ее знания, опыт. Сам предмет казался каким-то чудом, с помощью которого можно познавать человека, планировать занятия с учетом знаний об индивидуальных особенностях человека, подбирать кадры для работы. Когда предложили нам пополнить свои знания по психологии за счет дополнительных занятий по 6-ти предметам, я согласилась и в результате получила удостоверение на право вести практическую психологическую работу с детьми.
Как ни странно, я ни разу не болела за 5 лет обучения, не пропустила ни одного занятия.
Вуз как начало последующих этапов обучения
Занятия психологией привели меня в последствии в специализированное обучение психоанализу. С помощью психологии я смогла немного приблизиться к детской мечте стать врачом, т.к. многие болезни, как оказалось, носят психосоматический характер и могут быть излечены с помощью психотерапии.
Именно в педагогическом вузе мне встретился очень требовательный и в то же время очень внимательный к студентам профессор психологии Яковлев Василий Иванович, под руководством которого я написала вначале курсовую работу по психогигиене, а затем и дипломную работу по предупреждению тревожных состояний у дошкольников. С его подачи, эта работа стала основой для кандидатской диссертации. Диссертация была написана в течение года, когда я одновременно сдавала кандидатский минимум. Второй мой научный руководитель – Белкин Август Соломонович – профессор, доктор наук, академик, помог сделать эту работу пригодной для практического использования в детских садах. Т.о., через год после окончания института, я вернулась в него, чтобы защитить диссертацию и остаться там работать в качестве преподавателя.
Профессиональное становление
Еще в процессе обучения я передумала быть заведующей детским садом. Мне захотелось внести изменения в систему образования на более глобальном уровне, поэтому на последнем курсе обучения я ушла с должности методиста, которым уже работала 2 года на должность специалиста по работе с дошкольными учреждениями (тогда – инспектор) в районный отдел образования. Но мне не понравилась «бумажная» работа, поэтому, получив предложение перейти на работу вуз, я не задумываясь, согласилась. Меня удивил график работы – много свободного времени, которое постепенно заполнила обучением психоанализу и практической работой с детьми и родителями. На протяжении 15 лет работы в вузе, я получила звание доцента, должность профессора, продвигалась к защите докторской диссертации, прошла предзащиту и… внезапно заболела, да так тяжело, что уже не смогла выйти на работу в вуз. Мои знания как психолога подсказывали мне, что это не случайность, и ушла из вуза в один день, уволившись и продолжая работу с детьми как психолог-психоаналитик. Тем более, что и заработок мой, в основном, был результатом психологической, а не педагогической работы. Так, например, ставка профессора составляет в нашем вузе 13 тысяч рублей.
Но я нисколько не жалею, что поступила в педагогический вуз, что работала с моими замечательными научными руководителями, что обучала студентов, с которыми могла поделиться своими идеями, знаниями, опытом. Сейчас я могу использовать свои знания и в психологической работе, и в семье, в которой у меня растут уже две внучки и вот-вот появится третья!
Добавлено: 02.08.2012 | Просмотров: 4924 | Рейтинг: 5.0/1 |
Теги:
Комментарии (0) | |