Главная » Статьи » Истории студентов [ Добавить статью ]

История обучения в Российской таможенной академии (Москва)

Моя история — пример того, как можно ошибиться в выборе профессии. К сожалению, мало кто выбирает свой будущий вид деятельности по зову сердца. Зачастую наше окружение, наши родители, стереотипы, в конце концов, заставляют нас сбиваться с так называемого «своего пути». Да, в выборе профессии я ошиблась, но я ни о чем не жалею!  Однако сейчас мне 27 лет, и я считаю, что пришло время изменить свою жизнь! Но обо всем по порядку!

Учеба в школе: лишь бы не огорчить родителей

Я родилась в городе Минске, где в 1992 году пошла в первый класс. В начальных классах я была самой лучшей ученицей. Круглая отличница, которой было просто нечего делать в первом классе! В три года я уже прекрасно читала и писала, и когда остальные ученики, старательно пыхтя, выводили в прописи крючки и палочки, я откровенно скучала. Когда все дети еле читали 20 слов в минуту, я «выдавала» 100. Иными словами, меня считали чуть ли не вундеркиндом. А еще я была настоящей звездой! Дело в том, что я ходила на занятия в детский театр – там мы ставили спектакли, в которых мне неизменно доставались главные роли. Родители со мной никогда не делали уроки – я всегда выполняла домашние задания сама. Маме оставалось лишь приходить в школу и выслушивать оды в мой адрес. Вот таким я была ребенком – ответственным, активным, артистичным, прилежным.

Со временем круглой отличницей я быть перестала. Стало очевидно: я гуманитарий. Мне хорошо давались языки – английский, белорусский, русский. Я любила читать и участвовала во всех языковых олимпиадах, на которых занимала призовые места. А вот с математикой было туговато. В восьмом классе я впервые получила тройку в четверти именно по этому предмету! Моя мама очень огорчалась. Она была уверена, что без знания математики я не поступлю в ВУЗ. В итоге мне приходилось заниматься с репетиторами. Сейчас я понимаю: нужно было развивать языки. А математика… Ну и Бог с ней! Но прошлое не воротишь!

Я решила после восьмого класса поступать в лицей при Белорусском государственном университете.


Это учебное заведение сильно отличалось от обычных школ и даже гимназий – знаний там давали куда больше, дисциплина была намного жестче, а шансы поступить в ВУЗ выше. И вот я, явный гуманитарий, готовлюсь к поступлению в лицей на… экономический профиль! Почему не на гуманитарный, не на юридический? Не знаю! Наверное, я просто боялась огорчить маму, которая хотела, чтобы я поступила именно на этот профиль. Тогда я побоялась сказать, что математика, которой на экономическом профиле уделялось огромное внимание (11 часов в неделю!), мне совсем не нравится! Для того, чтобы поступить в лицей, нужно было сдать 2 экзамена – по математике и по английскому языку. Готовилась я самым тщательным образом, занималась с репетиторами. В итоге испытания прошла замечательно: получила 4 балла по математике и 5 по английскому!

3 года учебы в лицее весьма напоминали учебу в ВУЗе: все уроки у нас проходили парами, дважды в год по профильным предметам мы сдавали сессию, по результатам которой отстающих даже отчисляли! В итоге к концу 11 класса большинство из нас были вполне готовы поступать на профильные специальности (в моем случае – экономический факультет). К слову, с нашего потока в 120 человек с первого раза не поступили лишь 4 человека. Неплохая статистика, не так ли?

И вот примерно за два месяца до вступительной кампании я узнаю, что есть возможность поступить в Российскую таможенную академию (Москва).


Учебное заведение выделяет квоты для граждан СНГ. Учеба бесплатная, студентам предоставляется общежитие – о чем еще можно мечтать! Но главное — гражданам СНГ не нужно сдавать математику! Сказать, что я мечтала стать экономистом, нельзя. Но как можно было упустить возможность оказаться в московском ВУЗе?


Чтобы поехать сдавать экзамены в Москву, нужно сначала пройти испытания в Государственном таможенном комитете Республики Беларусь. Лично мне эти испытания показались совсем несложными – нужно было написать диктант по русскому языку и пройти психологическое тестирование! Я подала свои документы, пришла на экзамены и написала диктант на высший балл (нужно сказать, что тогда диктант показался мне довольно сложным). Из всех претендентов (их количество я уже не назову) выбрали троих, среди которых была и я! Осталось сдать главные экзамены! Но половина пути была уже пройдена!

Поступление в Российскую таможенную академию: такую возможность упускать нельзя!

Для того, чтобы поступить на экономический факультет (еще в Академии были юридический факультет и факультет таможенного дела), нужно было сдать географию и русский язык. К русскому я практически не готовилась, а вот географию Российской Федерации мне, гражданке Беларуси, было выучить очень сложно! Я с трудом заучила все субъекты РФ!

И вот пришло время ехать в Москву. Мы объединились с другими ребятами, которые также отправлялись поступать, сели на поезд и двинулись в путь.  На время поступления нас поселили в общежитие. Всеми абитуриентами-иностранцами занимался международный отдел. Нужно сказать, что там к нам относились как к детям родным, во всем помогали и подсказывали. Там же, на «абитуре», я впервые познакомилась с ребятами из других стран — Казахстана, Украины, Молдовы, Таджикистана, Кыргызстана. Жили мы дружно и весело, по национальному признаку почти никто не делился. Между экзаменами у нас было около пяти дней, которые мы поводили как в летнем лагере! Одним словом, о той поре у меня сохранились самые теплые воспоминания.

Мы, граждане СНГ, сдавали экзамены отдельно. Диктант по русскому языку я написала на «отлично» и даже смогла немного помочь одному парню из Казахстана. Конечно, подсказки преподавателями не поощрялись, но, скорее всего, моя помощь осталась незамеченной. Лично мне диктант не показался очень сложным. По крайней мере, у меня не было ни одной ошибки.

Экзамен по географии прошел не так гладко, но все же неплохо. Сейчас я уже не могу точно вспомнить вопросы из билета. Помню только, что мне нужно было перечислить полезные ископаемые одного из регионов РФ. Что-то я назвала, а что-то пришлось просто сочинить. Но преподаватели были настроены довольно доброжелательно – мне поставили пять баллов. Естественно, с двумя высшими баллами меня зачислили на первый курс. Так в 2003 году я стала студенткой экономического факультета (специальность «экономика и управление на предприятии») Российской таможенной академии! К слову, остальные двое моих соотечественников тоже успешно поступили на юридический факультет и факультет таможенного дела. Ура! Разъезжаясь по домам, мы чуть ли не плакали - очень сильно сдружились. Впереди был еще целый  месяц перед началом нового учебного года!

Учеба в ВУЗе: теория и практика – две разные вещи!

Сразу хочу сказать, что в Российской таможенной академии (РТА) для учебы иногородних и иностранных студентов созданы все условия: комфортнейшие общежития, больше напоминающие гостиницу, расположены в двух минутах ходьбы от учебного корпуса! Еще в период поступления я была в восторге от учебного заведения: новые корпуса, новая мебель в аудиториях, великолепное общежитие! Учеба мне тоже понравилась сразу. Во-первых, мы в первый же день раззнакомились и подружились с одногруппниками, во-вторых, мы с удовольствием гуляли по Москве, в-третьих, учиться было интересно! Преподаватели действительно давали хорошие, полезные знания. Мне очень нравилось учиться, я с удовольствием выполняла домашние задания. Но самое главное, у нас образовалась веселая международная компания из общежития (мы, граждане СНГ жили на отдельном этаже). Мы с удовольствием общались, узнавали о культуре и жизни друг друга.

Учиться мне было не тяжело. Сессия не стала для меня «громом среди ясного неба». За время учебы в лицее к сессиям я привыкла. Первую сессию я сдала на одни пятерки и мне даже стали выплачивать повышенную стипендию! Это было лучшим стимулом продолжать в том же духе.

Скажу несколько слов о самой Академии. Это учебное заведение довольно молодое. На момент моего поступления (в 2003 году) ему исполнилось всего 5 лет. А еще это довольно небольшой ВУЗ – всего 3 факультета. Это значит, что все друг друга знают: по крайней мере, в мое время деканы знали всех студентов своего факультета по именам.

Процесс обучения в РТА проходил классическим образом: лекции+семинары. К слову, хорошая работа на семинарах могла обеспечить сдачу экзамена «автоматом». Я такой возможностью пользовалась по-максимуму: готовила доклады и отвечала у доски. Да, во время семестра приходилось потрудиться, но зато во время сессий у меня было гораздо меньше головной боли! Лично мне никогда не приходилось платить или дарить подарки за сдачу экзамена или зачета. Я училась хорошо и ни разу не ходила на пересдачи. Красного диплома мне получить не удалось, но я была очень близка к этой цели. Но помешала единственная тройка по моей ненавистной математике!


Очень интересно у нас проходила практика – во внутренних (не пограничных) таможнях. Знакомились мы и с работой таможни в аэропортах, и даже досматривали международные почтовые отправления. Да и в целом наравне с чисто экономическими предметами – бухгалтерским учетом, ценообразованием, статистикой, маркетингом и прочим – мы изучали много специальных дисциплин. Например, у нас были такие дисциплины как «Таможенные платежи», «Тарифное регулирование», «Нетарифное регулирование», «Товароведение», «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности» и прочие.

Однако по мере того, как приближалось окончание учебы в ВУЗе, я начинала понимать, что это «не мое»! Но деваться было уже некуда – «менять лошадей на переправе» мне не хотелось. Да и авантюризма в моем характере нет. В итоге, когда я проходила преддипломную практику в таможне в течение 2 месяцев, я окончательно убедилась в том, что учеба-учебой, а работа – это нечто совсем иное! Иными словами, таможенником я себя совсем не видела! В ту пору у меня даже была мысль поступать в аспирантуру (все же училась я хорошо), лишь бы не идти работать. Однако потом я поняла, что идти учиться в аспирантуру – это «зависнуть» на родительской шее еще на 3 года. К слову, во время учебы я немного подрабатывала в duty free аэропорта «Шереметьево», но я не могла себе представить, что и во время учебы в аспирантуре мне придется ездить на работу через всю Москву, тратя на дорогу минимум 2.5 часа.

Заканчивать учебу было грустно. Главным образом потому, что приходилось расставаться с хорошими друзьями. Живя бок о бок в общежитии, мы, люди разных национальностей, стали почти родными. Но вот на руках диплом об окончании РТА, специальность экономиста и твердая уверенность в том, что работать в таможню я не пойду. Образование, полученное мной, считается довольно престижным, но работать по специальности мне просто не хотелось!

Кто я сейчас? Человек, идущий к Мечте!

В 2008 году я вернулась в родной Минск. Пару месяцев я вообще не шла устраиваться а работу – съездила на отдых, послонялась без дела. Однако нужно было зарабатывать себе на жизнь, и я через знакомых отца устроилась помощником главного бухгалтера на небольшое мебельное производство. Работа мне не понравилась – все давалось мне с большим трудом, а вникать в тонкости мне было просто неинтересно. Заработная плата также не давала повода для удовлетворения и перспектив не было практически никаких. Так я буквально промучилась два года. А потом познакомилась со своим будущим мужем, и жизнь резко изменилась!

Когда мы поженились, он вовсе предложил мне бросить работу (копейки, которые я получала в своей должности, совершенно не делали погоду в семейном бюджете). Но я решила уйти с работы в декретный отпуск.

Сейчас у меня есть замечательная дочка. А еще я наконец-то нашла себя в…спорте! Неожиданно? Но это действительно так! И это при том, что спортом я не занималась никогда в жизни! Придя в тренажерный зал для того, чтобы сбросить лишние килограммы после беременности, я и подумать не могла, что профессионально начну заниматься бодифитнесом! Тренер сумел разглядеть во мне нужные задатки и буквально заразить спортом! Сегодня я хожу на тренировки пять раз в неделю. Я делаю все, что мне говорит тренер. Я подхожу ко всему ответственно. Я дисциплинирована и терпелива. Кажется, я даже немного помешалась на тренировках и собственном рельефе. Но это то, что я делаю с огромным удовольствием и энтузиазмом!  

Какова моя цель? Для начала я хочу занять призовое место на соревнованиях, которые состоятся в апреле 2013 года. Но это программа-минимум. Программа-максимум – получить образование в области спорта. В этом году я поступила в Белорусский государственный университет спорта на факультет оздоровительной физической культуры и туризма (заочное отделение).


К слову, мой тренер – это пример того, как человек в тридцать лет может сделать хобби своей профессией, которая будет доставлять удовольствие. И в лице этого человека я нахожу огромную поддержку.

А как же моя учеба в РТА? Считаю ли я ее ошибкой? Нет! Я рада, что мне довелось учиться в Москве, я рада, что у меня есть друзья по всему бывшему Советскому Союзу (кстати, мы с удовольствием ездим друг к другу в гости!), я рада, что у меня был опыт самостоятельной жизни в общежитии. А профессия? Возможно, мое образование когда-то пригодиться мне. Но пока что я в том возрасте, когда не поздно хотя бы попытаться изменить свою жизнь!

Сегодня я могу дать совет всем тем, кто еще только собирается поступать в ВУЗ. Не стремитесь получить образование ради высокооплачиваемой работы. Стремитесь получить образование в той сфере, которая вас действительно интересует!


Похожие статьи:

Добавлено: 06.10.2012 | Просмотров: 7431 | Рейтинг: 5.0/1 |
Теги: Россия, учеба в другом городе, истории обучения, РТА Москва, москва, экономика


Комментарии (0)
Имя *:
Email *:
Код *: