Главная СДО » Файлы » Научная деятельность » СДО [ Добавить материал ]

Тест как инструмент измерения уровня знаний и трудности заданий в современной технологии обучения. Олейник

Министерство высшего и среднего специального образования Украины, Донецкий государственный университет, Н.М. Олейник.

Учебное пособие по спецкурсу: "Тест как инструмент измерения уровня знаний и трудности заданий в современной технологии обучения".

Введение

Настоящее пособие скомпоновано на основе лекций по соответствующему специальному курсу, подготовленному составителем после окончания им факультета повышения квалификации в созданном под эгидой Госкомобразования СССР Исследовательском центре по проблемам управления качеством подготовки специалистов при Московском институте стали и сплавов. Помимо прослушанных на ФПК лекций, составителем также использовано пособие "Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе”, изданное для слушателей ФПК в Москве в 1989 г. руководителем центра Аванесовым B.C.

В предлагаемом вашему вниманию пособии рассматриваются проблемы, связанные с составлением тестов, с обработкой результатов тестирования, определением качества тестов и их применением в современной технологии обучения. Собранный в пособии материал не имеет определенной профессиональной направленности. Более того, рассматриваемая методика может стать основой для организации обучения на всех уровнях, начиная от детского садика и заканчивая аспирантурой, не говоря уже о всякого рода факультетах повышения квалификации.

Следует подчеркнуть, что тест, несмотря на ряд его недостатков, является единственным известным в настоящее время технологическим инструментом измерения результатов педагогического процесса. А без количественного контроля ни один процесс, будь то научный, производственный или тем более, учебный, не имеет смысла осуществлять. Поэтому тест является тем звеном, с звеном которого, можно усвоить и внедрить за сравнительно короткое время с наименьшими затратами технологию современного образования. Учитывая, что такая работа потребует огромных материальных и интеллектуальных затрат, необходимо свести их к оптимальному минимуму. Последнее и призван обеспечить постоянный контроль, технологически возможный пока только на основе тестирования.

Современная методика обучения должна не только опираться на современные достижения науки, но и быть технологичной, т.е. для повышения своей эффективности использовать последние достижения производственной технологии. Таким достижением, несомненно, является производство достаточно дешевых и доступных персональных компьютеров. И те педагоги, которые постараются без них обойтись, обрекут свою деятельность на полный провал. Поэтому современное обучение, как и обучение будущего, должно стать всеобщей массовой технологией, основанной на применении персональных ЭВМ, как это уже фактически произошло в цивилизованных странах Запада.

Другим, не менее важным, элементом современной технологии обучения является тест как инструмент измерения уровня знаний и трудности заданий, поскольку без такого инструмента управлять учебным процессом, особенно в технологическом варианте, совершенно невозможно. Это, безусловно, не значит, что традиционные методы обучения (лекции, семинары, лабораторные занятия и т.п.) и контроля (экзамены, зачеты, коллоквиумы) утратят свое значение и не могут быть использованы. Современная технология их не отбрасывает. Однако, согласно новой технологии, основной упор в работе обучаемого переносится с обучения, натаскивания средней массы уча-щихся,(чем и занималась наша официальная педагогика) на самостоятельную, индивидуальную подготовку каждого обучающегося, базирующуюся на работе с контролирующее-обучающими программами на персональных ЭВМ. Наша рутинная педагогика забывала как о сильных, так и слабых учащихся, отупляя своими методами и тех и других и не давая им творчески развиваться. Современная же технология обучения должна обеспечить каждого учащегося индивидуальной программой, соответствующей его уровню знаний. И здесь инструмент для измерения результатов педагогической работы ещё раз приобретает особое значение, поскольку без него индивидуальную работу с каждым обучаемым организовать невозможно.

Задача педагога в условиях современной технологии обучения сводится не столько к чтению лекций и проведению практических и лабораторных занятий, сколько к организации рабочих мест обучаемых, созданию методического обеспечения учебного процесса и систематическому контролю за самостоятельной работой обучаемых и результатами своего педагогического труда в целом. Другими словами, задача педагога – создать все условия для мотивированной самостоятельной работы обучающихся и оказывать ему в этом деле консультационную помощь.

Могут сказать, что нашей стране еще очень далеко до того уровня компьютеризации, который необходим для начала разработки новой технологии. Да, уровень компьютеризации у нас низок, но не он будет основным тормозом перехода на современную технологию обучения. Более существенное торможение может оказать психология невосприятия необходимости непрерывного контроля за учебным процессом для управления им и неведение основной массы педагогов всех уровней о достаточно хорошо проявившей себя на Западе пропагандируемой в настоящем пособии технологии обучения на основе персональных ЭВМ и ее практически неограниченных возможностях.

Могут также сказать, что одна общая технология обучения во всех сферах человеческой деятельности будет подавлять индивидуальность и подгонять всех членов общества под один ранжир. Однако такое предположение неверно, поскольку персональные ЭВМ предоставляют и педагогу и ученику широчайшие возможности для индивидуализации процесса обучения с применением широчайшего набора методик при сохранении одних и тех же элементов технологии.

В заключение хотелось бы отметить, что начальные этапы подготовки тестов, обработки тестовых результатов и определения качества создаваемых тестов можно осуществлять вручную или при помощи элементарных приспособлений для расчетов (логарифмической линейки, микрокалькулятора). Чтобы получить хороший тест, исходный тестовый материал необходимо испытать на достаточно большой выборке обучающихся (не менее 150-200 человек). На накопление данных для такого количества испытуемых в условиях химического факультета потребуется около трех лет. Так что ожидать, когда появится достаточное количество персональных ЭВМ и компьютерных классов, совсем нет необходимости. Более того, если окажется, что тест будет готов к работе раньше, чем у вас появится достаточное количество техники и необходимое для ее работы программное обеспечение, то можно проводить тестирование на бланках.

Содержание

Заключение

Составитель не претендует на полноту охвата проблем современной технологии и современных методов обучения. Это в принципе невозможно. Если на современном уровне развития мировой цивилизации имеется пока одна современная технология обучения, то методик обучения может быть бесконечное множество, в пределе ровно столько, сколько существует педагогов. И только современная технология, основанная на персональных компьютерах, допускает полную индивидуализацию как обучения, так и преподавания. Более того, возможно введение игрового элемента обучения на современных ЭВМ, что усугубляет разнообразие методик обучения. И никакая стандартизация, тем более идеологизация, методик обучения в педагогике просто недопустима.

Несмотря на огромные возможности, составитель в настоящем пособии ограничился одним звеном современной технологии обучения, потянув за которое, можно в нашей далеко не цивилизованной стране вытянуть всю цепочку народного образования на достаточно приличный уровень развития. И самым важным звеном является разработка инструмента измерения уровня знаний и трудности заданий, без которого никакая технология, и не только современная, невозможна. Эта работа самая трудная, не только в научном и технологическом плане, сколько в психологическом. Составитель до недавнего времени сам отвергал тестирование, да и сейчас относится к нему с некоторым недоверием. В самом деле, а не будем ли мы подавлять, применяя тесты с готовыми ответами, способности человеческой личности к логическому мышлению, очевидно, самому важному виду умственной деятельности? Очевидно, что путей для поиска здесь необозримое количество.

Но к сожалению, другого инструмента для педагогических измерений, кроме теста, пока нет. Да и неизвестно, появится ли? Поэтому преподавателям, которым не безразлична судьба своего народа, ничего другого не остается, как заняться созданием такого инструмента.

Похожие материалы:

Добавил: mauzer (23.01.2013) | Категория: СДО
Просмотров: 4184 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Теги: тестирование, Олейник, тест
Комментарии (0)

Имя *:
Email *:
Код *: