Тест и тестовое задание. Н. М. Олейник
Определение тестаПедагогический тест – это система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, позволяющая качественно оценить структуру и измерить уровень знаний, умений и навыков. Чтобы выполнять функцию инструмента измерения, тест должен состоять из достаточного количества тестовых заданий, число которых определяет длину теста. По своей длине тесты могут быть короткими (10-20 заданий), средними и длинными (до 500 и более заданий). Оптимальное количество заданий, на которое испытуемые еще достаточно охотно отвечают в один присест, составляет 40-60. Ключевые слова в определении теста – задание и его форма. Форуме заданий ниже посвящен целый раздел. Само же задание по своему содержанию – это исходная единица, клеточка теста, содержащая какой-то один элемент знания. Только при этом условии тестовое задание представляет собой дидактическое и технологически целесообразное средство объективного контроля подготовленности учащегося. В ходе педагогического процесса тест выполняет следующие функции: диагностическую, обучающую, организующую и воспитывающую. Введение тестового контроля существенно повышает мотивацию обучения и заинтересованность обучаемого. Преимущество теста перед традиционными формами контроляВозможность количественного измерения уровня знаний и трудности заданийКроме теста, другого технологического инструмента для количественного измерения таких скрытых (латентных) педагогических параметров, как уровень знаний и трудность заданий в настоящее время не существует. Причем, и тест не позволяет определить эти величины сразу и прямо. Только специальная математическая статистическая обработка результатов тестирования дает возможность методом последовательных итераций (приближений) получить количественные оценки указанных параметров с заданной степенью точности. Усваивающим эту технологию педагогам нематематического профиля не надо бояться такой обработки, ибо на современных ЭВМ она осуществляется в считанные минуты. При этом не только определяется уровень знания каждого обучаемого, но качественно оценивается и структура его знания. Под структурой знания, очевидно, следует понимать систематичность знаний обучаемого, позволявшая определить, какие разделы предмета он знает, а какие нет. Более того, структура знания позволяет легко выявить обучаемых, обладающих антизнаниями. Имеются такие педагогические характеристики, как уровень интеллекта, темперамент, коммуникативность, совместимость и т.д., которые без применения теста количественно оценить невозможно. Если уровень знаний и трудность заданий может, хотя и субъективно, оценить каждый опытный преподаватель, то для оценки перечисленных характеристик человеческого индивида нет другого инструмента, кроме теста. Объективность оценки и полный охват знаний при тестовом контролеЭкзамен дает субъективную оценку, которую трудно сравнивать для разных педагогов, разных учебных дисциплин и разных учебных заведений. Тест же дает количественную оценку, независимую от личности педагога, что позволяет объективно определять уровень подготовки каждого класса или группы, каждой школы или вуза. Более того, тест дает возможность определить и сравнить уровень подготовки по разным дисциплинам и уровень общей подготовки. Экзамен осуществляет выборную проверку знаний испытуемого. Например, имеется 30 билетов по какому-то курсу. Таким образом, испытуемый демонстрирует преподавателю только 1/30 своих знаний. Разве у преподавателя при этом может быть уверенность, что сдающий экзамен знает остальные 29 частей курса так же хорошо? Ведь не исключена ситуация, когда испытуемый остальную часть курса вообще не знает. Тест же, состоящий из множества мелких вопросов, охватывает весь предмет в целом и поэтому дает информацию о знании каждым испытуемым всего курса. Конечно же при тестировании должны быть соблюдены такие условия, которые исключают контакт тестируемых между собой, возможность списывания и подсказки. Объективность тестирования, особенно в условиях применения персональных ЭВМ, позволяет избежать и изжить такие уродливые явления как протекционизм, взяточничество и др. Систематичность контроля и индивидуальный подход к обучению каждого испытуемогоТест позволяет контролировать педагогический процесс на каждом занятии, что дает возможность педагогу немедленно вносить коррективы в обучение. Более того, количественное измерение уровня знаний каждого ученика или студента позволяет осуществить полную индивидуализацию его обучения. Педагогу не надо натаскивать подавляющее количество средних студентов в группе и самому терять за счет этого свой интеллект, эту функцию берет на себя машина. Обучающийся же волен выбирать программу обучения такой трудности, которая соответствует его уровню знания, чем и обеспечивается полная индивидуализация обучения. При этом интеллект талантливого индивида не будет загублен в средней массе обучаемых, как не будут погублены способности слабого, не способного усвоить данный предмет, но склонного к какой-либо другой области человеческой деятельности. Технологичность тестовТехнологичность – одно из важнейших свойств тестов, которое позволяет полностью автоматизировать процесс обучения по строго индивидуальным программам и кардинально его совершенствовать. Ни одна из традиционных форм контроля знаний все сказанное выше сделать не позволяет. Недостатки тестовВозможность угадыванияЕсли, например, закрытое тестовое задание содержит только два ответа, один из которых правильный, то вероятность угадывания правильного ответа равна 0,5, т.е. половину ответов на такие тестовые задания можно угадать. Однако, поправку на угадывание можно легко ввести в оценку по формуле: (1.1) где:
Относительная трудность создания качественного тестаСогласно классической теории тестов для создания качественного теста требуется большая выборка испытуемых, состоящая из нескольких десятков тысяч человек. Это требование практически невыполнимо в условиях любого вуза. Однако латентная, методика анализа позволяет снизить количество испытуемых уже до 500 при очень высоком качестве создаваемых тестов и даже до 150-200 при вполне достаточной надежности тестов. Это условие уже выполнимо в рамках одного вуза или школы, хотя создание теста и потребует существенного количества времени. Наличие технических средств обученияСовременная технология обучения требует наличия автоматизированных рабочих мест преподавателя и обучаемых, обеспеченных персональными ЭВМ и другим не менее дорогим оборудованием. Таким образом, современное обучение будет весьма дорого стоить, но оно всегда себя окупит. Ибо только образование и культура могут спасти человеческую общность от тупикового развития. Ошибки педагогических измеренийПедагогические измерения, как и все другие, всегда производятся с определенной ошибкой. Поэтому критики говорят, что раз измерения не точны, то не стоит заниматься делом, которое связано с ошибкой. Кстати, то же имеет место и в случае физических измерений, и не смотря на это в физике, благодаря таким измерениям достигнуты поразительные успехи. Следовательно, таких же успехов может достичь и образование, если будет применять инструмент для количественного измерения хотя бы таких параметров, как уровень знания и трудность задания. Согласно классической теории тестов наблюдаемая (измеряемая) оценка X состоит из истинного Т и ошибочного Е значений: (1.2) Здесь мы не станем рассматривать классы ошибок (систематические, случайные, грубые и др.), остановимся на задаче оценки неизвестного значения Т. Поскольку величины X и Е подчиняются нормальному закону распределения, то естественно предположить, что этот же закон определяет характер распределения значений Т. Последнее методом последовательных итераций путем определения истинных значений ошибок позволяет приблизиться к истинному значению Т с требуемой степенью точности. Только в последние годы было понято принципиальное отличие педагогических измерений от физических, которое состоит в том, что результаты педагогических измерений зависят от взаимодействия двух основных факторов педагогического процесса – уровня знаний θ и трудности предъявляемых обучаемым заданий β. У одних и тех же испытуемых при относительно легких заданиях значения баллов получаются высокими, при трудных – низкими. Аналогично зависит и оценка трудности самих тестовых заданий: в сильной группе трудность этих заданий становится заниженной, а в слабой – завышенной. Проблема взаимосвязи указанных педагогических параметров была решена в 1952 году, когда математик Георг Раш предложил свою математическую модель для связи θ и β, которая в настоящее время методом латентного анализа позволяет определять и то и другое путем последовательных приближений. Форма тестового заданияВ настоящее время известны четыре формы тестовых заданий. Исследователи настойчиво пытаются найти новую пятую форму, не исключено, что будет изобретена и шестая. Закрытая форма тестовых заданийЗакрытой является такая форма, когда дается несколько готовых правдоподобных ответов, только один из которых правильный. Закрытые задания разделяются на виды: задания с 2, 3, 4, 5 и большим числом ответов. Помимо этого, существует четыре принципа формирования ответов в закрытом тестовом задании: альтернативный, классификационный, кумуляционный и сочетательный. Задание закрытой формы строится в виде утвердительного предложения, т.е. в виде высказывания, истинного или ложного. Задание представляется в виде законченного лаконичного предложения, оно должно быть коротким, четким и ясным, в основном содержать 7±2 слов, в нем не должно быть ни одного лишнего слова или знака. Понимаемость заданий должна быть 100 %. Если хотя бы один испытуемый не понимает задание – оно плохое! Задания в тесте должны иметь сплошную цифровую нумерацию. Ответы в заданиях закрытой формы также должны иметь цифровую нумерацию. Каждой группе заданий одинаковой формы должна предшествовать инструкция. Пример инструкции для закрытой формы: отвечать на эти задания сравнительно просто. Для этого в каждом задании надо обвести кружком номер правильного ответа. По написанию само задание должно четко отличаться от ответов либо шрифтом, либо цветом (при возможности). Задания с двумя ответамиЗадания с двумя ответами выявляют, как тестируемые ориентируются в своем предмете, и нужны в качестве предварительного тестирования. Примеры тестовых заданий, использующих принцип альтернативности: № 1. Повышение концентрации исходных веществ смещает химическое равновесие:
№ 2. Логика развертывания учебного материала {от частного к общему; от общего к частному} называется:
Задание № 2 — это пример фасетного задания. Это по сути два отдельных задания, которые одинаковы по содержанию и по трудности. Фасетные задания очень нужны, поскольку позволяют создавать несколько параллельных тестов, что очень важно, если преподаватель желает, чтобы испытуемый при тестирований не списывали друг у друга. Задание, составленные по классификационному принципу: № 3. Ядра изотопов содержат одинаковое число
Задание, составленное по кумуляционному принципу: № 4. Частота резонанса в ЯМР определяется
Задание, составленное по сочетательному принципу: № 5. Мост называется металлическим, если из металла выполнены
Задания с тремя ответами
Классификационный принцип: № 6. Направление силы Лоренца определяется по правилу
№ 7. Слова и обороты речи иностранного происхождения
Принцип альтернативности: № 8. Мораль – это выдумка человечества, а не вывод из жизненного опыта
№ 9. Растворимость газов при повышении температуры
№ 10. Корни уравнения { 2x*x + 5x + 3 = 0 }
№ 11. Теплота реакции может быть
Ответ "затрудняюсь ответить” не допускается при проверке знаний но точным наукам, но им можно пользоваться при оценке мнения. Задание № 10 представляет тот идеальный случай фасетированного задания, когда, меняя уравнение в задании, можно создать бесконечное множество параллельных заданий одного содержания и одинаковой трудности. У альтернативных заданий с тремя (а также с четырьмя) ответами появляется одна замечательная особенность, которая позволяет в массе испытуемых выявить лиц, обладающих антизнаниями. Для этого вводят троичную шкалу оценок: +1 дают за правильный ответ, 0 – за неправильный, -1 – за антизнание. Например, в задании № 9 за первый ответ дается оценка -1, за второй – 0, за третий – +1. И на машине, и вручную легко вычислить суммарный отрицательный балл, т.е. выявить лиц с ярко выраженным стремлением к антизнанию и работать с ними по особым индивидуальным программам. Задание, составленное по принципу кумулятивности: № 12. Константа спин-спинового взаимодействия между магнитными ядрами определяется числом
Задание, составленное по принципу сочетания: № 13. В изометрическом процессе с идеальным газом остаются постоянными
Задания с четырьмя ответамиПринцип альтернативности: № 14. Падающее на землю тело отклоняется к
Принцип двойной альтернативы: № 15. По сравнению со струйным принтером у матричного
№ 16. Дивергенция —
Сочетание принципов кумулятивности и альтернативности: № 17. Для наблюдения ЭПР необходимо наличие
Задания с большим количеством ответовВ заданиях этого типа таятся огромные возможности для сочетания различных принципов. Следующий пример задания с восемью ответами составлен по принципу тройной альтернативы: Принцип тройной альтернативы № 18. Формула описывает число полос в мультиплете резонирующих ядер при n.
В следующем примере задания из 10 ответов использовано сочетание принципов кумуляции и сочетания: Кумуляция и сочетания: № 19. В спектре ПМР спиновой системы АХз сигнал протонов А содержит число полос
Задания открытой формыИнструкция по выполнению заданий открытой формы может быть составлена в следующем варианте: Задания в открытой форме: А теперь вашему вниманию предлагаются задания, в которых нет готовых ответов, их надо написать от руки. Не забудьте, что ответы надо писать разборчиво. № 20. Для наложения сосудистого шва используется ______ игла № 21. Траектория движения иона в магнитном поле описывается формулой ________ № 22. Обмен энергией между спиновой системой ядер и *** называется
Задания на соответствиеЗадания этой формы станут понятными из конкретных примеров. Инструкция к ним может быть предложена в следующем варианте: Примеры заданий на соответствие: В данном виде заданий необходимо установить соответствие между левыми и правыми элементами задания и ответ записать в виде правильной комбинации цифр и букв.
Ответ: 1 _ _, 2 _ _, 3 _ _
Задания на правильную последовательностьЗадания этой формы очень важны для проверки у обучаемых различных навыков и умений. При помощи таких заданий можно, например, проверить порядок действия зубного врача при удалении зуба или пилота при той или другой аварии, порядок решения какой-то задачи или обработки детали на станке. При их помощи также – проверить очередность исторических событий или знание законов и определений. При их выполнении можно предложить следующий вариант инструкции: При выполнении этой формы задания необходимо установить правильную последовательность выполняемых действий или слов в предложении. Для этого в клеточках необходимо поставить цифры, определяющие порядок слов или действий. Примеры заданий на правильную последовательность: № 25. События февраля – октября 1917 года
№ 26. Закон Ома
№ 27. Педагогический тест
В заданиях этой формы каждое действие (событие) можно начинать с большой, можно с малой букв. Слова предложения, как в заданиях 26 и 27, – с малой. Начальное слово можно начинать с большой буквы, хотя это и является подсказкой. Ситуационные тестыСитуационный тест – это не новая форма тестового задания, а целенаправленный набор тестовых заданий, предназначенными для разрешения всякого рода проблемных ситуаций, свойственных будущей профессии обучаемых. Длина теста может быть различна и зависит от количества решений (шагов), которые предстоит выполнить испытуемому при выходе из такой ситуации. Форма отдельных тестовых заданий в таком тесте также может быть различной, хотя, очевидно, можно воспользоваться и какой-нибудь одной формой. Здесь не приведен пример ситуационного теста, ибо он занял бы слишком много места. Но опытный педагог в состоянии его составить применительно к своей профессии, тем более, что такого рода тесты еще недостаточно разработаны и здесь для творческой личности непочатый край работы. Ситуационный тест, по-видимому, не сможет выполнять обычную диагностическую функцию, поскольку тестовые задания в нем вряд ли целесообразно располагать в порядке возрастания их трудности. Порядок заданий будет определяться теми действиями, которые испытуемые должны предпринять для разрешения проблемной ситуации. Поэтому ситуационные тесты, скорее всего, должны выполнять обучающую функцию, приучая обучаемых к творческому поиску. © Н.М. Олейник. Фрагмент из учебного пособия по спецкурсу: "Тест как инструмент измерения уровня знаний и трудности заданий в современной технологии обучения. Донецкий государственный университет". Добавил: COBA (06.11.2012) | Категория: СДО Просмотров: 16052 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2 | Теги: |
Комментарии (0) | |